Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
(количество баллов в семестре + количество баллов за экзамен)
Максимальное количество баллов по дисциплине = 100 баллов
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95 - 100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90 - 94 | |
В+ | 3,33 | 85 - 89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80 - 84 | |
В- | 2,67 | 75 - 79 | |
С+ | 2,33 | 70 - 74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65 - 69 | |
С- | 1,67 | 60 – 64 | |
D+ | 1,33 | 55 – 59 | |
D | 1,0 | 50 – 54 | |
F | 0 - 49 | Не удовлетворительно |
Критерии оценки знаний на основе Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125, в 2010 году и в 2011 году внесены ряд изменений (приказ Министра образования и науки РК от 13 апреля 2010 года № 168, зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236; приказ Министра образования и науки РК от 1 ноября 2010 года № 506, зарегистрирован в МЮ РК за № 6640 от 18.11.2010 года; приказ Министра образования и науки РК от 16 марта 2011 года № 94, зарегистрирован в МЮ РК за № 6900 от 25.04.2011 года).
1. Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяется оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют пропорциональное соотношение.
2. Оценки «отлично» соответствует оценки А, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95 - 100% и А-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90 - 94%
Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал усвоение программного материала и не допустил каких- либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
3. Оценки «хорошо» соответствует оценки В+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85 - 89%; В, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80 - 84% и В-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%.
Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допустил непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
4. Оценки «удовлетворительно» соответствует оценки С+, имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70 - 74%; С, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65 - 69%; С-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60 - 64%; Д+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%; и Д, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50 - 54%.
Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала..
5. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0 - 49%.
Данная оценка ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
I.3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Тема № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Цель:Усвоение основных понятий общей нозологии
План лекции:
1. Введение в курс патологической физиологии. Патофизиология как наука и учебная дисциплина.
2. Общая нозология, основные понятия общей нозологии. Здоровье и болезнь. Основные критерии болезни. Понятие о предболезни.
3. Патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние.
4. Стадии болезни, характеристика.
5. Смерть, периоды умирания, характеристика.
6. Принципы реанимации. Понятие о постреанимационной болезни.
Тезисы лекции
Патофизиология (от греч. Pathos - болезнь, physis – природа, функция, logos - учение) – наука о функциях больного организма.
Патофизиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней.
Задачи патофизиологии
· Изучение вопросов общей этиологии
· Изучение вопросов патогенеза
· Разработка методов экспериментальной терапии
· Формирование врачебного мышления
Основной метод патофизиологии – патофизиологический эксперимент.
Особенность патофизиологического эксперимента: моделирование болезней человека у животных.
Нозология – учение о болезни (от греч. nosus-болезнь
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» ВОЗ.
«Болезнь – нарушение нормальной жизни организма под влиянием различных повреждающих факторов, характеризующееся ограничением приспособления к окружающей среде и снижением трудоспособности» И.Петров.
Критерии болезни
· Жалобы больного
· Данные объективного обследования
· Снижение адаптации к окружающей среде
· Снижение трудоспособности
Предболезнь – состояние между здоровьем и болезнью.
Критерии предболезни
· Ограничение приспособительных возможностей при нагрузке
· Обратимость наблюдаемых изменений
· Выявляется нагрузочными пробами (Мартине, Генче, Штанге)
Патологическая реакция –(re - против, action - действие) –
кратковременная, необычная (неадекватная) реакция организма на какое-либо воздействие
Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций при повреждении.
Типовые патологические процессы:
· протекают однотипно у разных видов животных и человека,
· характерна многопричинность (полиэтиологичность),
· развиваются в разных органах и тканях,
· имеют более или менее выраженное защитно-приспособительное значение,
· выработаны в ходе эволюции.
Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, не имеющее приспособительного значения для организма.
Стадии болезни:
· Начало болезни
· Стадия собственно болезни
· Исход болезни
Стадии инфекционных болезней:
· Инкубационный период
· Продромальный период
· Период разгара болезни
· Исход болезни
Исходы болезни
· Выздоровление (полное, неполное)
· Переход в хроническую форму
· Смерть
Смерть
Естественная
Патологическая
Периоды умирания: Преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, биологическая смерть
Реанимация – оживление организма. Возможна на обратимых этапах умирания.
Принципы реанимации:
· Восстановить работу сердца
· Восстановление дыхания
· Восстановление нарушенного гомеостаза
Иллюстративный материал:
1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)
2. Курс лекций под ред. А.Н.Нурмухамбетова : Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КРМУ и электронный вариант на кафедре.
Литература:
Основная
1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 12-17.
2. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 6-22.
3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 18-30.
4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-14.
Дополнительная
5. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 25-37.
6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 25-31.
7. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982 . - 240 с.
8. Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь //Вестник КазГМУ, 2001. - № 12, с. 56-60.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Критерии болезни.
2. Критерии предболезни.
3. Стадии инфекционного заболевания.
4. Периоды умирания.
5. Принципы реанимации.