Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине

(количество баллов в семестре + количество баллов за экзамен)

Максимальное количество баллов по дисциплине = 100 баллов

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы Оценка по традиционной системе
А 4,0 95 - 100 Отлично  
А- 3,67 90 - 94
В+ 3,33 85 - 89 Хорошо
В 3,0 80 - 84
В- 2,67 75 - 79
С+ 2,33 70 - 74 Удовлетворительно  
С 2,0 65 - 69
С- 1,67 60 – 64
D+ 1,33 55 – 59
D 1,0 50 – 54
F 0 - 49 Не удовлетворительно

Критерии оценки знаний на основе Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125, в 2010 году и в 2011 году внесены ряд изменений (приказ Министра образования и науки РК от 13 апреля 2010 года № 168, зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 17 мая 2010 г. № 6236; приказ Министра образования и науки РК от 1 ноября 2010 года № 506, зарегистрирован в МЮ РК за № 6640 от 18.11.2010 года; приказ Министра образования и науки РК от 16 марта 2011 года № 94, зарегистрирован в МЮ РК за № 6900 от 25.04.2011 года).

1. Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяется оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют пропорциональное соотношение.

2. Оценки «отлично» соответствует оценки А, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95 - 100% и А-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90 - 94%

Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал усвоение программного материала и не допустил каких- либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

3. Оценки «хорошо» соответствует оценки В+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85 - 89%; В, имеющая цифровой эквивалент 3,0 и процентное содержание 80 - 84% и В-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%.

Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допустил непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

4. Оценки «удовлетворительно» соответствует оценки С+, имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70 - 74%; С, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65 - 69%; С-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60 - 64%; Д+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%; и Д, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50 - 54%.

Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала..

5. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0 - 49%.

Данная оценка ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

I.3. ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Тема № 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

Цель:Усвоение основных понятий общей нозологии

План лекции:

1. Введение в курс патологической физиологии. Патофизиология как наука и учебная дисциплина.

2. Общая нозология, основные понятия общей нозологии. Здоровье и болезнь. Основные критерии болезни. Понятие о предболезни.

3. Патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние.

4. Стадии болезни, характеристика.

5. Смерть, периоды умирания, характеристика.

6. Принципы реанимации. Понятие о постреанимационной болезни.

Тезисы лекции

Патофизиология (от греч. Pathos - болезнь, physis – природа, функция, logos - учение) – наука о функциях больного организма.

Патофизиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней.

Задачи патофизиологии

· Изучение вопросов общей этиологии

· Изучение вопросов патогенеза

· Разработка методов экспериментальной терапии

· Формирование врачебного мышления

Основной метод патофизиологии – патофизиологический эксперимент.

Особенность патофизиологического эксперимента: моделирование болезней человека у животных.

Нозология – учение о болезни (от греч. nosus-болезнь

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» ВОЗ.

«Болезнь – нарушение нормальной жизни организма под влиянием различных повреждающих факторов, характеризующееся ограничением приспособления к окружающей среде и снижением трудоспособности» И.Петров.

Критерии болезни

· Жалобы больного

· Данные объективного обследования

· Снижение адаптации к окружающей среде

· Снижение трудоспособности

Предболезнь – состояние между здоровьем и болезнью.

Критерии предболезни

· Ограничение приспособительных возможностей при нагрузке

· Обратимость наблюдаемых изменений

· Выявляется нагрузочными пробами (Мартине, Генче, Штанге)

Патологическая реакция –(re - против, action - действие) –

кратковременная, необычная (неадекватная) реакция организма на какое-либо воздействие

Патологический процесс – сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций при повреждении.

Типовые патологические процессы:

· протекают однотипно у разных видов животных и человека,

· характерна многопричинность (полиэтиологичность),

· развиваются в разных органах и тканях,

· имеют более или менее выраженное защитно-приспособительное значение,

· выработаны в ходе эволюции.

Патологическое состояние – стойкое отклонение от нормы, не имеющее приспособительного значения для организма.

Стадии болезни:

· Начало болезни

· Стадия собственно болезни

· Исход болезни

Стадии инфекционных болезней:

· Инкубационный период

· Продромальный период

· Период разгара болезни

· Исход болезни

Исходы болезни

· Выздоровление (полное, неполное)

· Переход в хроническую форму

· Смерть

Смерть

Естественная

Патологическая

Периоды умирания: Преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, биологическая смерть

Реанимация – оживление организма. Возможна на обратимых этапах умирания.

Принципы реанимации:

· Восстановить работу сердца

· Восстановление дыхания

· Восстановление нарушенного гомеостаза

Иллюстративный материал:

1.Электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

2. Курс лекций под ред. А.Н.Нурмухамбетова : Патофизиология в схемах и таблицах: – Алматы: Кітап, 2004. – в библиотеке КРМУ и электронный вариант на кафедре.

Литература:

Основная

1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 12-17.

2. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2007. – С. 6-22.

3. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 18-30.

4. Патологическая физиология п/р А.Д.Адо, М.А.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Порядина, Ю.А.Владимирова. – М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-14.

Дополнительная

5. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – Т. 1. – С. 25-37.

6. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга.-Томск: Том.ун-та, 2006, С. 25-31.

7. Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. - М.: Медицина, 1982 . - 240 с.

8. Ударцева Т.П. Гипокинезия как предболезнь //Вестник КазГМУ, 2001. - № 12, с. 56-60.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Критерии болезни.

2. Критерии предболезни.

3. Стадии инфекционного заболевания.

4. Периоды умирания.

5. Принципы реанимации.

Наши рекомендации