Организационные технологии в управлении экономической службой медицинского учреждения.
Здравоохранение – совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья и в профилактических целях. Для осуществления этих мер и контроля за качественным выполнением создаётся институциональная система .
Государственная система здравоохранения оказалось разделѐнной на федеральную, региональные и муниципальные системы здравоохранения. А система финансирования здравоохранения в результате введения системы ОМС стала смешанной – бюджетно-страховой.
В зависимости от масштаба охвата указанных субъектов выделяются национальные и территориальные системы здравоохранения. Понятие национальной системы здравоохранения применяется для характеристики организации и финансирования в масштабах страны. В России в качестве территориальных систем выделяются региональные системы здравоохранения (уровень субъекта Федерации), городские и районные системы здравоохранения (уровень муниципального образования).
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития российского здравоохранения и образования в субъектах РФ, стратегической целью реформы здравоохранения является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи.
В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы РФ (всех уровней) и средств обязательного медицинского страхования. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
В "Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г." предусмотрено увеличение доли средств обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения к 2012 г. до 70%. Указом Президента РФ от 28.06.2007 №825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" доля средств ОМС в расходах консолидированного бюджета субъекта введена в перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов.
Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.
Одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ. Во-первых, оно обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат. В настоящее время тарифы в системе ОМС формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.
Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан РФ независимо от места жительства.
Существующая значительная дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий по субъектам РФ определяет различный уровень доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Экстерриториальность и равнодоступность медицинской помощи при переходе на одноканальное финансирование будут обеспечиваться введением единых федеральных стандартов оказания стационарной медицинской помощи и подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
В-третьих, переход на одноканальное финансирование позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.
В 2007-2008 гг. в 19 субъектах РФ осуществлялся пилотный проект, основными направлениями которого были:
- перевод учреждений здравоохранения субъектов РФ на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Внедрение одноканального финансирования происходило в 12 субъектах РФ;
- введение в стационаре механизма оплаты медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи, с объемов оказанной помощи с учетом конечного результата. Данный механизм отрабатывался в 14 субъектах РФ;
- внедрение элементов частичного аккумулирования средств на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения (частичное фондодержание) путем финансирования по подушевому нормативу с созданием системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов. Внедрение происходило в 11 субъектах РФ;
- реформирование оплаты труда медицинских работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи. Мотивационная система оплаты труда медицинских работников отрабатывалась в 14 регионах;
- совершенствование учета объемов оказанной медицинской помощи (введение системы персонифицированного учета) в системе обязательного медицинского страхования. Персонифицированный учет объемов оказанной помощи отрабатывался практически во всех субъектах, 18 субъектов его реализовывали.
В пилотном проекте приняли участие 30% всех лечебно-профилактических учреждений в 19 субъектах РФ, которые работают в системе обязательного медицинского страхования. Организационная схема финансирования пилотного проекта состояла в следующем: 5,4 млрд. руб. направлялись из федерального бюджета в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования, а затем – в бюджеты территориальных фондов. Кроме того, в бюджетах субъектов РФ – участников пилотного проекта предусматривались средства на его софинансирование в размере около 3 млрд. руб. В ходе реализации пилотного проекта отрабатывались механизмы консолидации средств бюджетов всех уровней в системе ОМС и было достигнуто, в среднем, соотношение средств ОМС и бюджета 58% к 42%.
В соответствии с Правилами финансирования в бюджеты участников пилотного проекта направлялось дополнительно 25% от суммы счетов за оказанную медицинскую помощь. При этом определялась только доля расходов на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40%). Остальные направления расходов – обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, изделиями медицинского назначения – субъекты определяли самостоятельно. Введение одноканального финансирования предполагает поэтапный переход на полный тариф оплаты медицинских услуг. В субъектах РФ, участвовавших в реализации пилотного проекта, наблюдалось повышение тарифа обязательного медицинского страхования сверх пяти "защищенных" статей в среднем на 12%. Причем, наряду с приобретением медицинского оборудования, расширение тарифа происходило по статьям, связанным с содержанием медицинских учреждений и переводом ряда непрофильных функций на аутсорсинг. Организации здравоохранения, относящиеся к муниципальной собственности, образуют муниципальные системы здравоохранения.
Система муниципального здравоохранения представляет собой совокупность элементов (институтов и процессов), тесно взаимодействующих между собой и обеспечивающих целостность оказания медицинской помощи населению муниципального образования.
В основе функционирования муниципального здравоохранения лежит система его финансирования. Система финансирования здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения. Система финансирования здравоохранения выполняет четыре основные функции: формирование финансовых средств; объединение финансовых средств; покупка медицинских услуг; обеспечение предоставления медицинской помощи. Система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения. Система частного финансирования отражает идеальную модель рынка медицинских услуг и услуг добровольного медицинского страхования.
Рис. 2. Действующая модель функционирования ЛПУ
Таким образом, в основе функционирования ЛПУ лежат финансовые отношения, которые составляют базу рынка медицинских услуг. Этот рынок представляет собой совокупность медицинских технологий, медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебной практики и профилактики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ). М, 2004.
2. Основы законодательства Российской Федерации Об охране здоровья граждан 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ, от 02.12.2000 № 139-ФЗ) // Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия проф.
1. Головнина II. В. Экономические модели национальных систем здравоохранения // Муниципальная экономика. -2001.-№3.-С. 15.
2. Кулагина Э.Н., Введенская И.И. Экономическая теория и экономика здравоохранения. - Н. Новгород.: НТМА, 1995. - 104 с.
3. Кучеренко В.З. и др. Экономика здравоохранения.- М.,2002. – 450 с..
4. Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы: Сб. науч. тр./Под ред. М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 190 с.
5. Ямщиков А.С. Совершенствование организационно-экономических механизмов системы здравоохранения крупного города. - Москва, 2007.- 348 с.
[1] Головнина II. В. Экономические модели национальных систем здравоохранения // Муниципальная экономика. -2001.-№3.-С. 15.
[2] Ямщиков А.С. Совершенствование организационно-экономических механизмов системы здравоохранения крупного города. - Москва, 2007.- С.74.
[3] Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы: Сб. науч. тр./Под ред. М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – С.65.
[4] Кучеренко В.З. и др. Экономика здравоохранения.- М.,2002. – С.152.