Ориентировочная основа деятельности

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Работа №1. Ракообразные и их медицинское значение

Используя учебник, изучите медицинское значение Кл. Ракообразные. В протоколе занятия запишите их медицинское значение.

Работа №2. Чесоточный зудень Sarcoptes scabiei

Используя малое увеличение микроскопа, изучите морфологические особенности чесоточного зудня. Зарисуйте его имагинальную стадию. Укажите размер, тип ротового аппарата, локализацию в организме человека, тип метаморфоза, медицинское значение.

Работа №3. Сравнительная морфология иксодовых и аргасовых клещей

Изучите представителей иксодовых и аргасовых клещей. Обратите внимание на отличительные особенности. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика клещей

Признаки Аргасовые клещи Иксодовые клещи
Окраска тела    
Наличие спинного щитка    
Расположение ротовых органов (у имаго)    
Места обитания (биотопы)    
Схема жизненного цикла (тип метаморфоза)    
Медицинское значение: - название болезней - пути передачи возбудителей болезней      
   

Работа №4. Личинка клещей, жизненный цикл и медицинское значение

Рассмотрите микропрепарат личинки клеща. Обратите внимание на отсутствие у личинок задней пары ног.

Зарисуйте личинку клеща, схему его жизненного цикла. Запишите их медицинское значение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Туляремия — это природно-очаго-вое заболевание. Некоторые виды клещей способны переносить возбудителей туляремии - это: A. Ixodes ricinus; B. Demodex folliculorum; C. Ornithodorus papillipes; D. Dermacentor pictus; E. Ixodes persulcatus. 2. Во всех природных очагах вирус таёжного энцефалита циркули-рует между клещами. От клеща к клещу он передается трансовариально: A. через кровь; B. через яйцеклетки; C. через гемолимфу; D. через слюну; E. через фекалии.
3. Студенты проходят практику в лесной зоне, где возможно зара-жение весенне-летним энцефа-литом. Для его профилактики необходимо: A. принимать лекарственные препараты; B. не пить сырую воду; C. защищаться от укусов клещей; D. мыть овощи и фрукты; E. защищаться от укусов комаров. 4. В поликлинику обратился мужчина, с присосавшимися иксодовыми клещами. Их цикл развития включает следующие стадии: A. яйцо, личинка, имаго; B. яйцо, личинка, куколка, имаго; C. яйцо, нимфа, имаго; D. яйцо, личинка, нимфа, имаго; E. яйцо, нимфа, куколка, имаго.    
5. Весенне-летним энцефалитом человек заражается трансмис-сивным путем. Переносчиком вируса энцефалита является: A. таежный клещ; B. поселковый клещ; C. чесоточный зудень; D. собачий клещ; E. москит.   6. У больного зуд под мышками и между пальцами рук, усилива-ющийся ночью. При его обсле-довании в коже обнаружены клещи с сильно укороченными конечностями. Это: A. платяная вошь; B. чесоточный зудень; C. демодекс; D. собачий клещ; E. клоп.  
9. Представители паразитиформ-ных клещей - эктопаразиты. К временным эктопаразитам относят: A. таежного клеща; B. поселкового клеща; C. чесоточного зудня; D. собачьего клеща; E. Всех, кроме чесоточного зудня. 10. Среди клещей встречаются как временные, так и постоянные эктопаразиты. К постоянным эктопаразитам относят: A. Sarcoptes scabiei; B. Ixodes ricinus; C. Demodex folliculorum; D. Ornithodorus papillipes; E. Dermacentor pictus.
11 икроскопируется личинка клеща. В отличие от имаго она имеет: A. дыхательную систему; B. половую систему; C. пару конечностей; D. три пары конечностей; E. две пары конечностей. 12 екоторые виды клещей яв-ляются переносчиками лихо-радки Ку. К ним относят: A.Sarcoptes scabiei; B. Ixodes ricinus; C. Demodex folliculorum; D. Ornithodorus papillipes; E. Dermacentor marginatus.

Варианты тестовых заданий для итогового контроля получите у преподавателя.

Наши рекомендации