Ориентировочная основа деятельности
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Работа №1. Ракообразные и их медицинское значение
Используя учебник, изучите медицинское значение Кл. Ракообразные. В протоколе занятия запишите их медицинское значение.
Работа №2. Чесоточный зудень Sarcoptes scabiei
Используя малое увеличение микроскопа, изучите морфологические особенности чесоточного зудня. Зарисуйте его имагинальную стадию. Укажите размер, тип ротового аппарата, локализацию в организме человека, тип метаморфоза, медицинское значение.
Работа №3. Сравнительная морфология иксодовых и аргасовых клещей
Изучите представителей иксодовых и аргасовых клещей. Обратите внимание на отличительные особенности. Заполните таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика клещей
Признаки | Аргасовые клещи | Иксодовые клещи |
Окраска тела | ||
Наличие спинного щитка | ||
Расположение ротовых органов (у имаго) | ||
Места обитания (биотопы) | ||
Схема жизненного цикла (тип метаморфоза) | ||
Медицинское значение: - название болезней - пути передачи возбудителей болезней | ||
Работа №4. Личинка клещей, жизненный цикл и медицинское значение
Рассмотрите микропрепарат личинки клеща. Обратите внимание на отсутствие у личинок задней пары ног.
Зарисуйте личинку клеща, схему его жизненного цикла. Запишите их медицинское значение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Туляремия — это природно-очаго-вое заболевание. Некоторые виды клещей способны переносить возбудителей туляремии - это: A. Ixodes ricinus; B. Demodex folliculorum; C. Ornithodorus papillipes; D. Dermacentor pictus; E. Ixodes persulcatus. | 2. Во всех природных очагах вирус таёжного энцефалита циркули-рует между клещами. От клеща к клещу он передается трансовариально: A. через кровь; B. через яйцеклетки; C. через гемолимфу; D. через слюну; E. через фекалии. |
3. Студенты проходят практику в лесной зоне, где возможно зара-жение весенне-летним энцефа-литом. Для его профилактики необходимо: A. принимать лекарственные препараты; B. не пить сырую воду; C. защищаться от укусов клещей; D. мыть овощи и фрукты; E. защищаться от укусов комаров. | 4. В поликлинику обратился мужчина, с присосавшимися иксодовыми клещами. Их цикл развития включает следующие стадии: A. яйцо, личинка, имаго; B. яйцо, личинка, куколка, имаго; C. яйцо, нимфа, имаго; D. яйцо, личинка, нимфа, имаго; E. яйцо, нимфа, куколка, имаго. |
5. Весенне-летним энцефалитом человек заражается трансмис-сивным путем. Переносчиком вируса энцефалита является: A. таежный клещ; B. поселковый клещ; C. чесоточный зудень; D. собачий клещ; E. москит. | 6. У больного зуд под мышками и между пальцами рук, усилива-ющийся ночью. При его обсле-довании в коже обнаружены клещи с сильно укороченными конечностями. Это: A. платяная вошь; B. чесоточный зудень; C. демодекс; D. собачий клещ; E. клоп. |
9. Представители паразитиформ-ных клещей - эктопаразиты. К временным эктопаразитам относят: A. таежного клеща; B. поселкового клеща; C. чесоточного зудня; D. собачьего клеща; E. Всех, кроме чесоточного зудня. | 10. Среди клещей встречаются как временные, так и постоянные эктопаразиты. К постоянным эктопаразитам относят: A. Sarcoptes scabiei; B. Ixodes ricinus; C. Demodex folliculorum; D. Ornithodorus papillipes; E. Dermacentor pictus. |
11 икроскопируется личинка клеща. В отличие от имаго она имеет: A. дыхательную систему; B. половую систему; C. пару конечностей; D. три пары конечностей; E. две пары конечностей. | 12 екоторые виды клещей яв-ляются переносчиками лихо-радки Ку. К ним относят: A.Sarcoptes scabiei; B. Ixodes ricinus; C. Demodex folliculorum; D. Ornithodorus papillipes; E. Dermacentor marginatus. |
Варианты тестовых заданий для итогового контроля получите у преподавателя.