Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

Семиотика расстройств ОДА

Поражения ОДС у детей могут быть врожденными и приобретенными.

1) Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных частей скелета.

На втором месте стоят врожденные дисплазии скелета, при которых имеются аномалии формирования самих тканей опорно-двигательного аппарата. Они делятся на хондро - и остеодисплазии и проявляются различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка.

2) Приобретенные заболевания костей в раннем возрасте представлены главным образом рахитом.

Типичные костные деформации при рахите:

• наблюдаются размягчение костей (остеомаляция), результатом размягчения плоских костей черепа является кранеотабес (под пальцами рук ощущается мягкость и хруст);

• дугообразные искривления костей нижних конечностей в виде буквы О или Х;

• деформация костей таза у девочек, которая в дальнейшем может служить препятствием для нормальных родов;

• «олимпийский лоб», «башенный череп», «квадратная голова»— разросшиеся теменные и лобные бугры вследствие образования неполноценной остеоидной ткани, на костях черепа формируются бугры: лобные, затылочные, теменные, которые меняют форму головы и череп становится непропорционально большим;

• рахитические «чётки» — утолщения рёбер в местах перехода костной ткани в хрящевую;

• вдавление нижней части грудины («грудь сапожника»). Пpи тяжёлом рахите наблюдается выпячивание грудины (так называемая «куриная грудь»).

Среди приобретенных заболеваний костей нередки остеомиелиты.

У детей школьного возраста (10–14 лет) регистрируется самая высокая частота травматических поражений костной ткани – переломов костей.

У детей встречаются и опухоли костей, частота возникновения которых увеличивается в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное вытяжение.

Заболевания суставов у детей представлены травматическими и инфекционными артритами, при которых отмечаются боли в суставах и ограничение подвижности, а также деформация сустава за счет накопления экссудата в его полости и суставной сумке.

Методика исследования костной системы заключается в

1) осмотре, при котором выявляют изменения конфигурации, ограничение подвижности, наличие боли, симметричность поражения костей и суставов; также можно увидеть изменения формы головы (макроцефалию, микроцефалию), грудной клетки (куриную, воронкообразную грудь), позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз), изменения со стороны зубов (это соотношение молочных и постоянных зубов, их форма, направление роста, целостность и цвет эмали) и т. д. При осмотре нижних конечностей у грудных детей особое внимание следует обратить на симметричность ягодичных складок, укорочение конечностей, у старших детей – на рахитическое искривление конечностей и плоскостопие.

2) При пальпации костей и суставов можно обнаружить патологическое размягчение костей, которое свойственно рахиту, утолщение ребер (рахитические четки), отечность, болезненность суставов.

3) По показаниям проводят рентгенологическое исследование костей.

4) Для диагностики заболеваний костной системы прибегают к биохимическому исследованию крови (на кальций, фосфор, щелочную фосфатазу, оксипролин).

Исследование мышечной системы начинают с осмотра, который позволяет выявить степень развития мышечной массы, асимметрию и т. д.

Важнейшими показателями состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность.

В первые месяцы и годы жизни по стойкому снижению мышечного тонуса и связанному с этим нарушению моторики ребенка выявляются врожденные заболевания мышц, нервно-мышечных синапсов и передних рогов спинного мозга (миопатии, миотонии).

Среди инструментальных методов исследования мышечной системы используются определение механической и электрической возбудимости.

Клинико-электромиографические исследования дают возможность выявить субклинические проявления двигательных нарушений, помогают уточнить локализацию процесса, дифференцировать двигательные нарушения, обусловленные поражением центральной или периферической нервной системы или мышечного аппарата.

Хронаксиметрия – метод определения минимального промежутка времени от нанесения электро-раздражения до сокращения мышц. Этим методом можно выявить повышенную мышечную возбудимость.

При врожденных заболеваниях мышечной системы определяют уровень аминокислот в крови и моче и исследуют биоптаты мышц.

2. Вопрос: Менингит у детей. Этиологическая классификация. Клинические проявления. Инструментальная и лабораторная диагностика. Принципы лечения.

Определение.

Менингит – воспаление мягкой мозговой оболочки головного и спинного мозга. Среди инфекционных поражений ЦНС острые менингиты занимают ведущее место.

Наши рекомендации