Потребности | Нарушение потребности по данным обследования |
| субъективного | объективного |
| | |
Дышать | - Одышка; - кашель; - боль в грудной клетке. | - Цианоз (синюшность); - затруднение дыхания через нос; - изменение частоты, ритма или глубины дыхания; - лихорадка. |
Есть, пить | - Нарушение аппетита - отрыжка; - тошнота; - рвота; - боли в животе; - злоупотребление алкоголем; - отсутствие зубов; - кариозные зубы; - жажда; - сухость во рту. | - Запах изо рта; - наличие кариозных зубов; - рвота во время обследования; - сухость кожи и слизистых. |
Выделять | - Понос; - запор; - вздутие живота; - нарушение мочеиспускания и мочеобразования; - отсутствие мочи; - малое количество мочи; - увеличенное количество мочи; - частое болезненное мочеиспускание; - отеки. | - Отеки явные; - отеки скрытые; - изменение характера стула; - сухость кожи; - снижение упругости и эластичности кожи; - окраска кожи; - изменение количества мочи; - визуальное изменение мочи. |
Спать | - Бессонница; - нарушение сна - прерывистый сон - сонливость - засыпание под утро. | - Выражение лица (усталость, утомленность, потухший взгляд, бедная мимика); - зевота. |
Быть чистым | - Кожный зуд; - боль и жжение в области естественных складок. | - Изменение кожи в естественных складках; - гиперемия; - нарушение целостности; - сыпь на коже, расчесы; - неприятный запах; - неприятный запах изо рта; - грязное белье; - неухоженные ногти; - сальные волосы. |
Одеваться, раздеваться | - Невозможность самостоятельно раздеться или одеться; - боль при движении; - паралич конечностей - резкая слабость; - психические расстройства. | - пациент не может самостоятельно одеться или раздеться; - одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение; - одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой зимней одежды). |
Поддерживать температуру тела | - Озноб; - потливость; - чувство жара; - головная боль; - ломота в теле, суставах - сухость во рту. | - Гиперемия лица; - появление "гусиной кожи"; - горячая на ощупь кожа; - сухость кожи и слизистых; - трещины на губах; - изменение температуры тела; - учащение пульса и ЧДД; - влажная кожа; - отклонение в температурном режиме помещений. |
Двигаться | Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с - болью; - слабостью; - отсутствием конечности; - наличием параличей; - расстройством психической деятельности. | - Болезненность при движении; - изменения в области суставов; - гиперемия; - местное повышение температуры; - пассивное положение в кровати; - отсутствие конечности. |
Общаться | Желание или нежелание пациента общаться с окружающим миром: - родственники; - медперсонал; - соседи по палате; - средства массовой информации; - книги. | - Нарушение слуха; - нарушение зрения; - нарушение движения; - нарушение интеллекта; - расстройство сознания. |
Поддерживать состояние или быть здоровым | Медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме | Медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь |
Избегать опасности | - Наличие в образе жизни пациента факторов риска и отношение его к ним; - степень приспособления пациента к условиям жизни с факторами риска; - знает ли пациент, как эти факторы влияют на его здоровье; - есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни; - медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за свое здоровье; - медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своем состоянии |
Иметь жизненные ценности | Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье. Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом. - Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье? - Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)? - Что человек говорит о себе, своем здоровье, в частности? - Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или, наоборот, его ухудшения)? - Причем выяснить, есть ли расхождения слов с делом. - Что пациент дает людям, насколько он ценен для семьи, общества? - Что человек берет от общества, в чем нуждается? - К чему человек стремится, удовлетворен ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми? |
Играть, учиться, работать | Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента: - как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает; - есть ли у него стремление к самообразованию, учебе; - какую социальную роль в жизни он играет; - как он проводит свое свободное время, чем увлекается. |
| | | | | |