Самостоятельная работа студентов. Лобная костьнепарная, участвует в образовании свода черепа, примыкает к переднему краю теменных костей

Лобная костьнепарная, участвует в образовании свода черепа, примыкает к переднему краю теменных костей. Она состоит из чешуи, глазничной и носовой частей. На ее выпуклой чешуенайдите два выступающих лобных бугра, ниже них надбровные дуги,которые оканчиваются скуловыми отростками, соединяющимися со скуловой костью.На нижней вогнутой поверхности глазничной части у скулового отростка расположена ямка слезной железы,а медиально – блоковая ямка. Между глазничными частями располагается носовая часть, охватывающая решетчатую вырезку. В толще лобной кости находится лобная пазуха, сообщающаяся с носовой полостью.

Затылочная костьучаствует в образовании основания и свода мозгового черепа, который она замыкает сзади и снизу. Кость состоит из вогнутой чешуи, парных боковых частей с яремными отростками и мыщелками (сочленяются с атлантом) и основной части. Эти образования ограничивают большое затылочное отверстие. Основание каждого мыщелка пронизано коротким каналом подъязычного нерва. Латерально от мыщелков найдите яремные отростки, а поперек наружной поверхности чешуи шероховатые верхнюю и нижнюю выйные линии и выступающий наружный затылочный бугор. На мозговой поверхности чешуи возвышается внутренний затылочный бугор, от которого расходится крестообразное возвышение с широкими бороздами от венозных пазух.

Височная кость примыкает к затылочной кости. Она участвует в образовании боковой стенки и основания мозгового черепа, служит вместилищем органов слуха и равновесия, местом прикрепления жевательных мышц и мышц шеи, сочленяется с нижней челюстью. Найдите на ее латеральной поверхности наружное слуховое отверстие и расположенныевокруг него сверху чешую, сзади сосцевидную часть, спереди и снизу барабанную часть и медиально пирамиду.

Чешуя – слабовогнутая пластинка, замыкающая мозговой череп сбоку. На ней определите обращенный вперед скуловой отросток, соединяющийся со скуловой костью, а под его основанием впадину и бугорок, где происходит сочленение с головкой нижней челюсти.

Сосцевидную часть образует сосцевидный отросток (место прикрепления мышц), легко прощупываемый через кожу за ушной раковиной. Внутри отросток состоит из небольших воздухоносных полостей – ячеек. В отличие от других пневматизированных костей они сообщаются с полостью среднего уха.

Барабанная часть меньше других частей; она ограничивает наружный слуховой проход.

Пирамида или каменистая часть, заключает в себе барабанную полость и полость внутреннего уха. На ее задней поверхности найдите внутреннее слуховое отверстие, а латеральнее от него – щелевидное отверстие водопровода преддверия; на нижней поверхности – шиловидный отросток и наружное отверстие канала сонной артерии. Этот канал проходит внутри пирамиды и открывается затем на ее вершине одноименным отверстием. Между шиловидным и сосцевидным отростками расположено шилососцевидное отверстие. В углу между чешуей и пирамидой открывается мышечно-трубный канал, заключающий в себя слуховую трубу, ведущую в полость среднего уха.

Теменная костьпарная, образует среднюю часть свода черепа, почти четырехугольная, замыкает череп сверху и с боков. Выпуклая часть ее называется теменным бугром.

Клиновидная кость относится к костям мозгового черепа, располагается в основании черепа и участвует в образовании стенок глазницы, полости носа, служит местом прикрепления жевательных мышц, височной, подвисочной и крылонёбной ямок. В кости различают тело с воздухоносной пазухой, которая сообщается спереди с носовой полостью. Углубление на верхней поверхности тела называется турецким седлом, в нем помещается железа внутренней секреции – гипофиз. В обе стороны от тела отходят большие крылья,в основании каждого из них последовательно расположены круглое, овальное и остистое отверстия. Выше больших крыльев от тела кости отходят малые крылья, пронизанные у основания зрительным каналом, в котором расположен одноименный черепно-мозговой нерв. Малые крылья отделены от больших верхнеглазничной щелью и участвуют в образовании глазницы. Вниз от тела отходят крыловидные отростки, которые служат местом прикрепления мышц.

Решетчатая костьпринадлежит к костям как мозгового так и висцерального черепа, принимает участие в образовании полости носа, отделяя её от полости черепа. Найдите части решетчатой кости, и изучить строение решетчатой, перпендикулярной пластинок, решетчатого лабиринта.

Вопросы итогового контроля:

1. Функции черепа.

2. Кости мозгового и висцерального черепа.

3. Части затылочной кости. Их основные образования.

4. Части лобной кости. Их основные образования.

5. Части височной кости, их основные образования.

6. Части клиновидной кости, их основные образования.

Тема 9.КОСТИ ЛИЦЕВОГО ЧЕРЕПА. СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА. ЧЕРЕП В ЦЕЛОМ

Рассматриваемые вопросы.Кости лицевого черепа. Строение нижней и верхней челюстей. Соединения костей черепа: классификация. Синдесмозы черепа: швы, их виды и характеристика. Синхондрозы черепа: их виды, характеристика, возрастные особенности. Височно-нижнечелюстной сустав, его характеристика. Возрастные особенности соединений черепа: роднички, их виды, строение, сроки окостенения. Рельеф наружного и внутреннего основания черепа. Передняя, средняя и задняя черепные ямки.

Мелкие кости лицевого черепа составляют важные архитектурные части лица, обеспечивая совершенство его конструктивной основы и неповторимую индивидуальность. Вместе с тем они обеспечивают механическую прочность черепа. Участвуя в образовании его полостей (глазницы, носовой и ротовой), они служат для защиты и нормального функционирования начальных отделов пищеварительной, дыхательной систем и органов чувств (зрения, обоняния, вкуса). Щели, отверстия и каналы, которые имеют полости черепа, обеспечивают прохождение сосудисто-нервных пучков для иннервации этих органов. Верхняя и нижняя челюсти относятся к костям лицевого черепа. Они принимают участие в образовании полостей для начальных отделов пищеварительной системы (полость рта) и дыхательной (полость носа) систем, что и определяет их строение.

Учебно-целевые задачи.Изучить строение мелких костей черепа. Научить студентов находить мелкие кости на целом черепе. Изучить анатомическое строение челюстных костей и их взаимосвязь с другими костными образованиями черепа. Изучить анатомическое строение соединений костей черепа, в том числе височно-нижнечелюстного сустава. Обратить внимание, что между костями черепа встречаются все виды соединений: синдесмозы, синхондрозы, синостозы и диартрозы. При рассмотрении височно-нижнечелюстного сустава отметить наличие и функцию внутрисуставного диска и особенности связочного аппарата сустава. Научить студентов находить границы височной, подвисочной, крылонёбной ямок и их сообщения с другими полостями черепа. Научить студентов различать границы основания черепа и черепных ямок на внутренней поверхности основания.

Студент должен знать: правильное анатомическое положение мелких костей черепа и их взаимоотношения с прилежащими костными образованиями; анатомические образования костей верхней и нижней челюстей; соединения костей черепа;

– контрфорсы верхней и нижней челюстей.

– границы и анатомические образования наружной поверхности основания; границы и анатомические образования черепных ямок внутренней поверхности основания черепа;

Студент должен уметь назвать и показать: правильное функциональное положение мелких костей лицевого черепа; правильное функциональное положение верхнечелюстной кости на черепе; принадлежность верхней челюсти к правой или левой половине черепа; анатомические образования верхнечелюстной и нижнечелюстной и костей; контрфорсы верхней и нижней челюстей; места соединений костей черепа, строение височно-нижнечелюстного сустава; крышу и основание черепа; черепные ямки внутренней поверхности основания черепа.

Наши рекомендации