Задача № 1.Взрослую мышь и новорожденного мышонока поместили под колпак аппарата Комовського и выкачивая воздух, снижали давление. У животных возникла гипоксия.
1. В которой из животных реактивность организма более высокая?
2. В которой из животных резистентность к гипоксии более высокая?
3. Какая взаимосвязь между реактивностью и резистентностью к гипоксии в этом случае?...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Задача № 2. У больного воспаление тонкой кишки. Есть три группы лекарств, к которым чувствителен возбудитель болезни. 1 группа - лекарства не всасываются из желудочно-кишечного тракта и не проникают через гематоэнцефалический барьер. 2 группа - всасываются из пищеварительного тракта в кровь, но не поступают в мозг. 3 группа - лекарства проникают через внешний и внутренний барьеры. Лекарства какой группы нужно применить и какой путь их введения в организм (перорально, внутримышечно, внутривенно)? Объяснить.........................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Патологическая физиология : учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 125-154.
2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 87-117.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и ответах: Учебное пособие Винница.-Новая книга. –2007.- С. 55-72.
2. Патологическая физиология :учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця.- 3-е изд. перераб. и дополн.- К:Логос, 1986.-С. 84-113.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Тема 5. Аллергия.
Актуальность темы:увеличение количества аллергических реакций в наше время обусловлено несколькими причинами. Это и появление в продуктах питания большого количества консервантов и красителей, и роста лекарств, используемых не по назначению врача. Кроме того, имеют влияние ксенобиотики, которые присутствуют в окружающей среде. Из этих и других причин страдает система иммунного надзора.
Цель занятия:выяснить место аллергических реакций в типичных нарушениях деятельности иммунной системы, значение аллергических реакций как главного звена патогенеза аллергических и аутоаллергических заболеваний.
Задачи:
1. Дать характеристику причин и условий возникновения аллергии.
2. Изучить основные механизмы развития аллергических реакций и их проявления.
3. Уметь дать характеристику принципам профилактики и лечения аллергических реакций.
Необходимые базовые знания и умения:
1. Понятие о антиген и антитело.
2. Строение и классификация иммуноглобулинов.
3. Понятие о иммунокомпетентные клетки.
4. Основные механизмы иммунного ответа в норме.
Основные вопросы темы:
1. Определение понятия и общая характеристика аллергии.
2. Общая характеристика аллергических реакций немедленного и замедленного типов. Классификация аллергических реакций по Кумбсу и Джеллу.
3. Стадии патогенеза аллергических реакций. Медиаторы аллергии.
4. Анафилактические реакции, патогенез анафилактического шока.
5. Цитотоксические реакции, механизмы цитолиза, роль комплемента.
6. Иммунокомплексные реакции и иммунокомплексные повреждения.
7. Реакции гиперчувствительности замедленного типа. Роль лимфокинов.
8. Аллергические реакции стимулирующего и тормозного типа.
9. Аутоаллергические (аутоиммунные реакции). Причины и механизмы их развития. Роль аутоалергического компонента в патогенезе болезней.
10. Соотношение между иммунитетом, аллергией и воспалением.
Вопросы для самостоятельной работы:
1.Псевдоаллергические реакции..............................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
2. Механизмы десенсибилизации организма...........................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
3. Заполнить структуро-логическую схему:
Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.
Ситуационные задачи:
Задача № 1. У медицинской сестры манипуляционного кабинета возникло поражение кожи кистей рук, которое усиливается после ее дежурства в кабинете, когда она делает инъекции пенициллина больным. Возможный механизм поражения кожи?.........
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Задача № 2. Больной жалуется на утомляемость, похудение, боли в животе, длительную субфибрильную температуру. В больницу поступил с пневмонией, вызванной Pneumocystis jirovecii. Проанализировать параметры иммунограммы. Что является причиной заболевания человека?
Показатель | Значение у пациента | Норма |
Общий белок | 60-80 г/л | |
Альбумины | 35-55 г/л | |
Глобулины | 15-25 г/л | |
Соотношение альбумины / глобулины | 1,8 | 1,5-2,0 |
Иммуноглобулины (Ig) : IgG | 8-18 г/л | |
IgM | 2,0 | 0,6-2,5 г/л |
IgA | 1,3 | 0,9-4,5 г/л |
Количество лейкоцитов в крови | 2,6 | 4-9 Г/л |
Количество лимфоцитов в крови | 0,7 | 1,2-3,0 Г/л |
Т- лимфоцити (CD3+) | 65-80 % | |
В - лимфоцити ( Ig+) | 8-15 % | |
NK| | 10-15 % | |
Соотношение CD4+ / CD8+ | 0,9 | 1,9-2,4 |
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Патологическая физиология : учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 125-185.
2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 117-140.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и и ответах: Учебное пособие. – К.: Высшая шк., - 2000. – С. 85-101.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. – Т.1. – С. 514-585.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. –Томск, 1994. –С.114-134.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ