II. Мембраностабилизирующие средства.
Кетотифен.
Rp: Cetotifeni 0,001 (1мг)
Dtd № 20 in tabul.
S. по 1/4 таблетки 2 раза в день ребёнку 1 года.
Расчётная доза препарата.
0, 025 – 0, 05 мг/кг в сутки, но не более 0,001, курс лечения 3 – 6 месяцев.
Ребёнку 1 год – весит 10 кг
0,025 мг х 10 кг = 0, 25 мг – это ¼ часть таблетки.
III. Витамины.
1.Группы В и А (см. тему «Острые расстройства пищеварения»)
2.Витамин Е
Rp: Sol. Tocoferoli oleosae 5% - 10 ml
S. по 5 капель 2 раза в день ребёнку 1 года.
Расчётная доза препарата.
Детям до 3 – х лет – 5 – 10 мг 2 раза в день (в 1 капле масляного раствора содержится 1 мг препарата).
IV.Местное лечение.
1.Мази.
Rp: Ung. Naphthalani 20% - 30,0
Anesthesini
Dermatoli aa 15,0
MDS. Наружно.
***
2. Примочки
Rp: Sol Resorcini 1% (2%) – 500 ml
DS. Для примочек.
***
3. Болтушки.
Rp: Resorcini 0,2
Zinci oxidati
Talci veneti aa 20,0
Aquae plumbi 60,0
MDS. Наружно.
***
4. Пасты.
Паста Лассара.
Rp: Acidi salicilici 1,0
Zinci oxidati
Amili tritici aa 12,5
Vaselini flavi 50,0
MDS. Наружно.
Тема ii.5. Анемии у детей
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1.АФО органов кроветворения, схема кроветворения.
2.Картина крови у детей раннего возраста.
3.Понятие «анемия», классификация анемий
4.Причина железодефицитной анемии.
5.Клинические проявления железодефицитной анемии легкой степени, средней степени тяжести, тяжелой анемии.
6.Показатели анализа крови при железодефицитной анемии при различных степенях тяжести.
7.Особенности диеты, режима, лечения.
8.Особенности лечения анемии препаратами железа.
9.Профилактика железодефицитной анемии, роль массажа и гимнастики, комплексы массажа и гимнастики
УМЕНИЯ:
1.Собрать анамнез
2.Провести осмотр ребенка с оценкой состояния, постановкой диагноза с
обоснованием.
3.Составить плана ухода, вскармливания и лечения с расчетом доз препаратов железа.
4.Оценить лабораторные данные
5.Оценить частоту пульса, дыхания.
6.Провести беседы с родителями о профилактике анемии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
1.Изучить конспект лекции, материал учебника, методического пособия по теме «Железодефицитная анемия у детей», ответить на вопросы.
2.Составить беседу с родителями по теме: «Профилактика анемии у детей» по предложенному плану:
Анемия – это……………………………………………………………….
Основная причина анемии………………………………………………..
В норме железо в организме играет следующую роль………………….
Ребёнок имеет к моменту рождения определённый запас железа в печени, которое откладывается в …………………………….месяце беременности
С недостаточным запасом железа рождаются дети, если беременность протекала с:
1)………………………………….
2)………………………………….
3)………………………………….
Дефицит железа в организме ребёнка приводит………………………..
Железо после рождения ребёнок получает……………………………..
Для выявления анемии необходимо пройти…………………………….
Для восполнения дефицита железа ребёнку необходимо своевременно вводить…………………………………………………………………….
Только рациональное вскармливание не сможет уберечь ребёнка от анемии. Ребёнку следует обеспечить……………………………………
Систематическое посещение детской поликлиники позволит рано выявить заболевание, своевременно пролечить его.
2.Оформить таблицы препаратов железа с расчётом доз в справочник – рецептурник, уметь выписать рецепты.
Препараты железа, применяемые у детей раннего возраста
Препарат | Состав | Лекарственная форма | Содержание элементарного железа | Латинское название |
Мальтофер | Железа гидроксид полимальтозный комплекс | Капли | 1мл (20 кап) - 50 мг | Maltofer |
Актиферрин | Железа сульфат, серин | Капли Сироп (с 2 лет) | 1 мл (18 кап) - 9,5 мг; 1 капля - 0,54 мг 1 мл - 6,8 мг, 1 чайная ложка - 34 мг | Aktiferrin |
Гемофер | Железа хлорид | Капли | 1мл (20 кап) 44 мг; 1капля - 2,2 мг | Hemofer |
Наиболее часто применяемые препараты железа
Препарат | Состав | Лекарственная форма | Содержание элементарного железа, мг | Латинское название препарата |
Мальтофер-Фол | Железа гидрооксид полимальтозный комплекс + фолиевая кислота | Таблетки (жевательные) | Maltofer | |
Актиферрин | Железа сульфат, серин | Капсулы | 34,2 | Aktiferrin |
Актиферрин-композитум | То же + фолиевая кислота + цианокобаламин | Капсулы | ||
Гемофер пролонгатум | Железа сульфат | Капсулы | Hemofer | |
Конферон | Железа сульфат + натрий диоктилсульфосукцинат | Капсулы | Conferon | |
Ферроплекс | Железа сульфат + аскорбиновая кислота | Драже | Ferroplex | |
Сорбифер (синоним - Ферроград С) | Железа сульфат + аскорбиновая кислота | Таблетки | Sorbifer | |
Тардиферон | Железа сульфат + мукопротеаза | Таблетки | Tardyferon | |
Ферроградумет | Железа сульфат | Таблетки | Ferrogradumet | |
Хеферол | Железа фумарат | Капсулы | Heferol | |
Прегнавит | Железа фумарат + поливитамины | Таблетки | Pregnavit | |
Матерна | Железа сульфат + поливитамины | Таблетки | Materna | |
Фенюльс | Железа сульфат + поливитамины | Капсулы | Fenules | |
Тотема | Железо в виде глюконата, марганец в виде глюконата, медь в виде глюконата | Раствор для приема внутрь | В 10 мл – 50 мг | Tot’héma |
Суточные дозы чистого железа по возрастам (делится на 2 – 3 – 4 приёма):
До 3 – х лет – 60 – 90 мг (5 - 8 мг/кг)
3 – 7 лет – 100 – 120 мг
С 7 лет – 80 – 200 мг
Пример расчёта дозы препарата железа – мальтофер (в 1 мл (20 капель) - 50 мг чистого железа):
Ребёнку 1 год.
Суточная доза для него 90 мг чистого железа.
В 20 каплях – 50 мг железа
Х капель – 90 мг
Х= 36 капель в сутки, то есть по 12 капель 3 раза в день.
Расчёт дозы сиропа актиферрина для ребёнка 3 лет.
В 1 мл препарата содержится 34 мг чистого железа.
В сутки ребёнок должен получить 100 мг.
Чтобы ребёнок получил необходимую дозу чистого железа, надо дать 3 мл препарата в сутки.
Тема ii.6. Профилактический прием детей 1-го года жизни. Рубежный контроль «Болезни детей раннего возраста»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
I.Повторить вопросы тем занятий №№ 1 – 5, раздел II
2.Психомоторное, физическое развитие детей 1-го года жизни,
их оценка.
3.Естественное, смешанное, искусственное вскармливание
4.Частота посещений детской поликлиники (ФАПа) детьми первого
года жизни.
5.Подготовка к проведению профилактического приёма в поликлинике (на ФАПе)
6.Объем работы при приеме здоровых детей первого года жизни.
7.Группы здоровья детей 1-го года жизни.
8.Схемы профилактики фоновых заболеваний.
9.Схемы закаливания.
УМЕНИЯ:
1.Собрать анамнез.
2.Осмотреть ребенка по системам с оценкой состояния, постановкой диагноза.
3.Провести антропометрические измерения
4.Работать с центильными таблицами
5.Определить показатели нервно - психического развития.
6.Определить вид вскармливания, дать рекомендации по вскармливанию, по профилактике фоновых заболеваний, закаливанию
7.Определение группы здоровья.
8.Составление схемы профилактики рахита
9.Беседа с родителями о воспитании здоровых детей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
1.Ответить на вопросы тестовых заданий методического пособия для самостоятельной работы «Профилактический прием детей 1 года жизни».
2.Внести в справочник – рецептурник схему патронажа к ребёнку первого года жизни.