Физиолого-гигиенические основы организации питания.
Рациональное питание предполагает строгое соблюдение режима приема пищи. Пищу следует принимать в определенное, точно установленное время с промежутками в 3,5 – 4 часа. Количество приемов пищи устанавливают от возраста детей, состояния их здоровья и режима дня.
Для детей старше года рекомендуется четырехразовое питание со следующим временем приема пищи: завтрак в 8-9 часов, обед в 12-13 часов, полдник в 16-16,5 часов, ужин в 19-19,5 часов.
При постоянном несоблюдении режима питания рефлекс на время угасает, прекращается выделение желудочного сока, нарушается пищеварение, ухудшается усвоение питательных веществ. Правильный режим питания способствует хорошему аппетиту.
Доказано, что организм приспосабливается к новому режиму питания на протяжении 4-9 дней; этот период сопровождается плохим аппетитом, изменениями в пищеварении и другими отрицательными влияниями на организм. Если же строго соблюдать режим питания, аппетит проявлялся полностью, пища должна быть знакомой. На неизвестную пищу аппетит не развивается, к ней нужно приучить.
Каждый прием пищи по химическому составу и калорийности должен отвечать гигиеническим требованиям.
Калорийность каждого приема пищи обеспечивается за счет соответствующего распределения белков, жиров, углеводов на протяжении всего дня.
Распределение пищевого пайка в течение суток вдошкольном возрасте:
первый прием пищи (завтрак) составляет 25% суточной калорийности рациона;
второй (обед) - 30 - 35%;
третий (полдник) - 15 - 20%;
четвертый (ужин) - 20% суточной энергетической ценности.
Для ослабленных детей питание должно быть усилено в основном за счет полноценных белковых компонентов. Детям с избыточной массой тела рекомендуется диета с пониженной калорийностью и двигательный режим. При напряженной умственной работе потребность в белке увеличивается на 10%.
Условия приема пищи.В правильной организации питания детей, особенно раннего возраста, большое значение имеет обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Детей необходимо приучать к определенному месту за столом. Детям старше трех лет разрешается пользоваться столовыми приборами. Необходимо также приучать малышей и старших детей к чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки - мытье рук проточной водой с мылом перед едой и после нее, полоскание рта после еды, пользование салфеткой, прибором и пр. Хорошо когда дети садятся за заранее накрытый стол. Не умеющих хорошо самостоятельно есть необходимо докармливать. Однако детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока, чтобы запивать твердую пищу. В некоторых случаях таким детям можно сначала дать второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т. п.
Длительность приема пищиимеет большое значение для нормального пищеварения:
на завтрак и ужин отводится 15 минут;
на обед- 30 минут.
В столовой должно быть чисто, уютно и тихо. Во время еды не следует отвлекать внимание детей игрушками, чтением, лекциями, музыкой и т.д. Детей уже в дошкольном возрасте следует приучать к самообслуживанию.
Умение вкусно приготовить и красиво подать пищу в детском питании имеет особое значение.
Питание детей в детских учреждениях строится по описанному выше принципу рационального и сбалансированного питания.
С-витаминизация пищи.С целью обеспечения детей витамином С в детских дошкольных учреждениях предусмотрено проведение круглогодичной С-витаминизации пищи. Витаминизируют обычно первые или третьи блюда аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности (в среднем по 40 мг, из расчета по 35 мг на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, 50 мг на порцию для детей 6 - 12 лет и 70 мг - для детей 12 - 17 лет). Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12 - 15 град. C (перед реализацией), а в кисели - при охлаждении до 30 - 35 град. C, после чего кисель тщательно перемешивают и охлаждают до температуры реализации.
На пищеблоке дошкольного учреждения ведется специальный журнал по С-витаминизации пищи. Медицинская сестра или другой работник учреждения, в присутствии которого производится С-витаминизация пищи, ежедневно отмечает в нем название витаминизированного блюда, число порций, общее количество введенной аскорбиновой кислоты, время проведения витаминизации. С-витаминизация питания в детских учреждениях должна проводиться регулярно, не допуская перерывов даже в течение летне-осеннего периода, когда пищевые продукты более богаты витаминами.
Для правильной организации питания детей в дошкольном учреждении необходимо заботиться о соблюдении преемственности между питаниемв учреждении и дома, добиваться, чтобы домашний рацион ребенка стал дополнением к ясельному. Заключается эта преемственность в том, что родителям рекомендуется такое меню на ужин ребенка, которое бы обеспечивало полноценность рациона его питания в целом за день. С этой целью в детских группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того какие продукты дети получали в течение дня. Как правило, на ужин рекомендуются молочно-растительная пища, блюда из яиц, фрукты.
Питание в выходные и праздничные дни для детей раннего возраста рационально строить таким образом, чтобы оно не слишком отличалось от питания в дошкольном учреждении, так как дети этого возраста довольно консервативны в своих привычках.
Рацион питания.
Учитывая анатомо-физиологические особенности детей различного возраста, на каждый прием пищи и в целом на день их следует обеспечивать блюдами и продуктами определенной массы и объема. Кулинарная обработка пищи для детей в возрасте 1—3 лет должна быть щадящей, без использования острых и жареных блюд.
На завтрак детям следует давать салаты, винегреты, готовить горячие блюда их овощей, круп, яиц, мяса и других продуктов. После этих блюд дают различные напитки – чай, кофе и др.
На вторые завтраки и полдники рекомендуются молочные и молочнокислые продукты, различные напитки (чай, кофе, компот и др.) и выпечка.
Обед должен состоять из трех блюд: первого (супы, борщи и др.), второго (мясные или рыбные с гарнирами), третьего (сладкие блюда, напитки, фрукты и др.).
Ужин также должен состоять из горячих блюд: овощных, крупяных, молочных, творожных, яичных.
Мясные блюда на ужин не рекомендуются или их дают в ограниченном количестве, так как для их переваривания необходимо значительное время и достаточное сокоотделение. Следовательно, недопустимо, чтобы пищеварение продолжалось во время сна ребенка. Кроме того, на ужин следует ограничить употребление жидкости, жирной пищи, еды, которая вызывает жажду, напитков, возбуждающих нервную систему (кофе, какао). Ужинать дети должны не позже, чем за 2 часа до сна.
Желательно, чтобы дети в течение дня получали два овощных блюда и только одно крупяное. Ко второму блюду рекомендуется готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.
Еда «на ходу» на протяжении всего дня противопоказана.
Составление меню-раскладок.Позволяет обеспечить сбалансированность состава пищи. Следует учитывать суточный набор продуктов, необходимый для детей различных возрастных групп с различной длительностью пребывания в учреждении, численность детей, объем каждого блюда, а также стоимость суточного рациона. Рекомендуется составлять 10-дневное меню, что позволяет добиться достаточного разнообразия блюд. Составляя перспективное меню, следует суточное количество продуктов умножить на 10 дней, а затем распределить их на отдельные дни с учѐтом пищевой ценности и калорийности.
Для составления равноценных меню удобно пользоваться картотекой блюд, в которой указан набор и количество продуктов, выход порции, химический состав, стоимость каждого отдельного блюда. При отсутствии каких-либо продуктов можно легко заменить одно блюдо другим, равным ему по пищевой ценности.
Подход к составлению рациона питания зависит от типа учреждения, возраста детей, их состояния здоровья, отпускаемых государством ассигнований на питание.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья (ожирение, болезни печени и др.) рационы должны рассчитываться индивидуально с учетом патогенетических особенностей заболевания.
Большого внимания требует организация питания вновь поступивших в учреждение детей, а также детей, вернувшихся после перенесенного заболевания. В ряде случаев этим детям, как и детям с отклонениями в состоянии здоровья, требуется назначение индивидуального питания с учетом их уровня развития, состояния здоровья и имеющихся навыков.
Контроль за питанием осуществляют медицинские работники детских учреждений. Медицинская сестра участвует в бракераже сырья и полуфабрикатов, контролирует соблюдение санитарных правил приготовления блюд, обработке посуды и др.