VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки. 1. Нарисуйте схему определения группы крови по стандартным сывороткам
1. Нарисуйте схему определения группы крови по стандартным сывороткам.
2. Перечислите механизмы действия перелитой крови.
3. Перечислите основные гемотрансфузионные среды.
4. Перечислите методы переливания крови.
5. Нарисуйте систему для в / венного переливания крови.
6. Нарисуйте систему в / артериального переливания крови.
7. Нарисуйте классификацию осложнений при переливании крови.
8. Нарисуйте схему лечения гемотрансфузионного шока.
9. Нарисуйте схему определения групп крови с помощью целиклонов.
10. Составьте протокол гемотрансфузии, который вносится в историю болезни.
Тестовые задания
1. Какие Вы знаете препараты крови:
а) эр. масса;
б) лейкоцитарная масса;
в) тромбоцитарная масса;
г) фибриноген;
д) моноцитарная масса.
2. Абсолютными показаниями к переливанию эр. массы крови
являются:
а) острая анемия в результате кровопотери;
б) апластическая анемия;
в) шок в результате травмы или операции;
г) гнойная интоксикация;
д) острая почечная недостаточность;
е) тяжелые операции.
3. Противопоказаниями к переливанию крови являются:
а) тяжелые нарушения функций печени (острый гепатит);
б) тяжелые нарушения функций почек (острый нефрозо-нефрит);
в) декомпенсация сердечной деятельности;
г) гнойная интоксикация;
д) заболевания легких.
4. Какие признаки указывают на непригодность крови, консервированной для переливания?
а) кровь, имеющая сгустки;
б) мутная кровь;
в) герметичность упаковки;
г) красный цвет в результате гемолиза;
д) разделение крови на три слоя.
5. К способам определения групп крови по системе АВО относятся:
а) с помощью стандартных сывороток;
б) с помощью реакции агглютинации в присутствии желатина;
в) с помощью стандартных эритроцитов;
г) с помощью моноклональных антител;
д) с помощью реакции Кумбса.
6. К методам переливания крови относятся:
а) прямое переливание;
б) непрямое переливание;
в) закрытое переливание;
г) аутогемотрансфузия;
д) обменное переливание.
7. Перечислите осложнения, вызванные ошибками в технике переливания крови:
а) воздушная эмболия;
б) пирогенные реакции;
в) тромбозы;
г) острое расширение сердца;
д) сепсис.
8. В каких случаях применяют внутриартериальный метод введения крови:
а) тяжелый шок;
б) гемофилия;
в) септическое состояние;
г) агональное состояние больного;
д) явления клинической смерти.
9. Кто впервые перелил трупную кровь человеку?
а) Н.И. Пирогов;
б) С.И. Спасокукоцкий;
в) С.С. Юдин;
г) А.В. Вишневский;
д) Н.Н. Бурденко.
10. Симптомами цитратного шока являются:
а) беспокойство;
б) бледность кожных покровов;
в) гемодинамические нарушения;
г) крапивница;
д) судороги.
11. После какого количества перелитой цитратной крови у больного может возникнуть цитратный шок?
а) 100 мл;
б) 500 мл;
в) 250 мл;
г) 1000 мл;
д) 2000 мл.
12. Перечислите симптомы гемотрансфузионной пирогенной реакции:
а) озноб;
б) сердцебиение;
в) головная боль;
г) повышение температуры тела;
д) судороги.
Ситуационные задачи
Задача 1
Ситуация. Больному К., 45 лет, с острой кровопотерей 2 степени требуется экстренное переливание компонентов «красной» крови (переносчиков газов). В отделение доставлен необходимый компонент крови. Врачу необходимо правильно подготовиться к переливанию компонента крови. Из анамнеза известно, что ранее данному пациенту переливания компонентов крови не проводились.
Вопросы:
1. Назовите препараты «красной» крови, которые подойдут для гемотрансфузии в данном случае.
2. По каким критериям следует оценить пригодность к переливанию компонента «красной» крови, например «эритроцитарной массы»?
3. Какие методы определения группы крови вы знаете?
4. Кто из медицинских работников должен определять группу крови реципиента в хирургическом отделении?
5. Назовите показание для переливания «эритроцитарной массы» данному пациенту.
Задача 2
Ситуация.У больного И., 28 лет, на фоне массивной кровопотери появилась симптоматика постгеморрагического шокового состояния. Больному срочно необходимо переливание компонентов крови.
Вопросы:
1. Какие компоненты крови необходимо перелить данному пациенту?
2. Какие препараты плазмы подойдут для плазмотрансфузии у данного пациента?
3. Как правильно разморозить «плазму свежезамороженную» в данной ситуации?
4. По каким критериям оценить пригодность «плазмы свежезамороженной» к переливанию?
5. Какие пробы проводят перед переливанием «плазмы свежезамороженной»?
Задача 3
Ситуация.Больной Е., 50 лет, требуется переливание компонентов «красной» крови (переносчиков газов) по поводу острой кровопотери. Из анамнеза известно, что ранее больной проводились гемотрансфузии с осложнением в виде аллергической реакции. С учетом имеющихся данных нужно правильно подобрать компонент крови, провести необходимые пробы и выполнить гемотрансфузию.
Вопросы:
1. Какой компонент «красной» крови необходимо перелить данной пациентке?
2. Какие пробы необходимо провести перед началом гемотрансфузии?
3. Кто из медицинских работников проводит пробы на совместимость?
4. Как проводится биологическая проба и для чего?
5. Какая нормальная скорость внутривенной гемотрансфузии?
Задача 4
Ситуация.Больному О., 35 лет, перелили внутривенно капельно
400 мл донорской «эритроцитарной массы» по поводу острой кровопотери. Гемотрансфузия прошла без осложнений, каких либо реакций не было. Контейнер с остатками донорской крови медсестра поместила в холодильник в процедурном кабинете.
Вопросы:
1. С какой целью медсестра поместила оставшуюся кровь в холодильник?
2. В течение какого времени могут храниться остатки «эритроцитарной массы» в холодильнике?
3. Как производится регистрация переливания компонентов крови?
4. В чем будет заключаться наблюдение за реципиентом после гемотрансфузии?
5. Какие анализы назначает врач после гемотрансфузии?
Задача 5
Ситуация.Больной М., 50 лет, доставлен в операционную с места ДТП с клиникой внутрибрюшного кровотечения. Во время открытого оперативного вмешательства в брюшной полости пациента обнаружено около 2 л свежей крови. При ревизии брюшной полости найден источник кровотечения (травматический разрыв печени), другой патологии не выявлено.
Вопросы:
1. Можно ли использовать эту кровь для переливания?
2. Как называется данный метод переливания крови?
3. Как называется данная кровь?
4. Как правильно собрать данную кровь и подготовить к переливанию?
5. Назовите противопоказания для данного метода переливания крови.
Задача 6
Ситуация.Больному С., 20 лет, страдающему гемофилией А, с целью остановки кровотечения при декомпенсации заболевания необходимо провести переливание компонента крови.
Вопросы:
1. Какой компонент необходим данному пациенту?
2. Какие факторы свертывающей системы крови входят в состав данного препарата?
3. По каким критериям оценивается пригодность данного компонента крови для переливания?
4. Какие пробы необходимо провести перед переливанием данного компонента крови?
5. Какие противопоказания вы знаете для использования данного компонента крови?
Задача 7
Ситуация.Больному с острой кровопотерей, при снижении количества эритроцитов до 2,3×1012/л, гемоглобина до 70 г/л, гематокрита до 0,25, АД – 90/60 мм рт.ст., тахикардией, показано переливание компонентов крови.
Вопросы:
1. Какая степень кровопотери у данного пациента?
2. Какие компоненты крови необходимы данному пациенту?
3. Назовите последовательность действий лечащего врача перед переливанием.
4. Как проводится проба на групповую (индивидуальную) совместимость?
5. Раствор какого декстрана необходим врачу для проведения пробы на совместимость по Rh-фактору и в какой концентрации?
Задача 8
Ситуация.У больного О. 54 лет, страдающего «язвенной болезнью желудка» возникло осложнение заболевания в виде желудочного кровотечения, проявившееся рвотой кровью. Количество эритроцитов снизилось до 2,4×1012/л, гемоглобин - 72 г/л, гематокрит – 0,26, АД 110/70 мм рт.ст., пульс 110 ударов в минуту слабого наполнения. Процедурная сестра срочно определила группу крови, провела пробы на групповую и резус совместимость. Начато внутривенное переливание эритроцитарной массы. Во время гемотрансфузии у больного появились: сильный озноб, беспокойство, одышка, боли в пояснице, головокружение, тошнота, рвота, тахикардия увеличилась до 120 ударов в минуту, артериальное давление снизилось до 80/50 мм рт.ст.
Вопросы:
1. Какой вид кровотечения возник у больного?
2. Какие показания для гемотрансфузии?
3. Какие допущены нарушения медперсоналом?
4. Какое возникло осложнение у больного?
5. В чем заключается проведение первой помощи?
Задача 9
Ситуация. Больному с острой анемией при снижении количества эритроцитов до 2,5×1012/л, гемоглобин - 80 г/л, гематокрит – 0,27, АД 85/50 мм рт.ст., тахикардии, слабой наполняемости пульса, после определения группы крови и Rh-фактора, проведения проб на групповую, резус-совместимость, биологической пробы, перелито 1200 мл эритроцитарной массы, консервированной цитратом натрия, в течение 60 минут. У больного появились: беспокойство, бледность кожных покровов, судороги, гемодинамические нарушения.
Вопросы:
1. Какая степень кровопотери у больного?
2. Как правильно проводится проба на совместимость по Rh-фактору в экстренных ситуациях?
3. Какое осложнение возникло?
4. Какие лекарственные средства необходимо ввести больному?
5. В чем заключается профилактика возможных осложнений?
Задача 10
Ситуация.Больному К., 56 лет, по поводу «острой кровопотери, 2 степени», после определения группы крови, Rh-фактора, проб на совместимость, биологической пробы, проведена гемотрансфузия донорской эритроцитарной массы. В конце переливания у больного появились: резкий озноб, головная боль, температура тела повысилась до 390С.
Вопросы:
1. Какое возникло осложнение гемотрансфузии?
2. В результате чего появляется данное осложнение?
3. В чем заключается профилактика этого осложнения?
4. Какое проводится лечение?
5. У кого чаще наблюдаются негемолитические фебрильные реакции?
6. Признаком каких грозных осложнений может являться пирогенная реакция?
тема 11. Водно–электролитные нарушения
у хирургических больных и принципы
инфузионной терапии
В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способен и готов выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы при водно-электролитных нарушениях
- способен и готов проводить назначенную врачом инфузионную терапию хирургическим больным
I. Мотивация цели
У хирургических больных, особенно у больных после хирургических вмешательств, возникают нарушения водно-электролитного баланса в организме. Причины этих нарушений разнообразны: основное заболевание, операционная травма, объем и характер операционного вмешательства, общее состояние больного, возраст, сопутствующие заболевания. Развивающиеся водно-электролитные нарушения значительно отягощают состояние больного, нередко являются непосредственными причинами летальных исходов. Своевременная диагностика этих нарушений гомеостаза и правильная их коррекция являются актуальной задачей.
II. Цель самоподготовки
Изучить причины, клинику, основные принципы диагностики и лечения водно-электролитных нарушений у хирургических больных.