Содержательный модуль 2: Краниология

1. Тема 1:ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ пО скелету туловища и конечностей. ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОБЗОР ЧЕРЕПА. ЛОБная, ТЕМЕННАЯ И ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТИ.

2. Цель: Ознакомиться с общими отделами черепа, его ямками и полостями. Выучить строение лобной, теменной и затылочной костей.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии:

3.1.1. Филогенез костной системы.

3.1.2. Знание органов чувств, которые расположены в области головы.

3.1.3. Знание пищеварительной и дыхательной систем, их начальных отделов, которые размещаются в области полостей черепа.

3.2. Из курса анатомии: знание функций черепа.

4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии.

4.1. Продемонстрировать лицевой и мозговой отделы черепа, обратить внимание на роль костей мозгового черепа и на особенности их конструкции.

4.2. Обратить внимание на кости, которые входят в мозговой череп.

4.3. На препарате определить общие части строения затылочной кости: тело, латеральные части, чешую.

4.4. Определить структуры каждой отдельной части затылочной кости.

4.5. При изучении теменной кости обратить внимание на особенности ее строения, учитывая отличительные характеристики левой и правой теменных костей и связь этих костей в целом черепе.

4.6. На препарате определить общие части строения лобной кости: носовую, глазничные части, чешую.

4.7. Найти на препарате и выучить структуры каждой части лобной кости.

4.8. Определить анатомическое положение затылочной, лобной и теменной костей.

5. Формы и методы самоконтроля:

5.1. Тесты:

5.1.1. Лобная кость - это?

A. Губчатая кость.

B. Воздухоносная кость. *

C. Смешанная кость.

5.1.2. Какие из названных костей относят к первичным (покровным)?

A. Os lacrimale, os ethmoidale, os palatinum.

B. Os lacrimale, os zygomaticum, os palatinum. *

C. Concha nasalis inferior, os zygomaticum, os palatinum.

5.1.3. Какие из названных костей относят к первичным (покровным)?

A. Os frontale, os occipitale, os temporale.

B. Os frontale, os parietale, os nasale. *

C. Os parietale, os sphenoidale, os temporale.

5.1.4. Куда открывается sinus frontalis?

A. Meatus nasi superior.

B. Meatus nasi medius. *

C. Meatus nasi inferior.

5.2. Ситуационные задачи:

5.2.1. При обследовании у пациента было выявлено аномальное развитие одной из костей черепа. При этом были отмечены следующие симптомы: выделялась теменная кость треугольной формы (os interparietale), имело место слияния os occipitale с I шейным позвонком. Вокруг кости наблюдались дополнительные кости черепа - кости швов (ossa suturalia). Аномалия, какой кости, вероятно, имеет место?

A. Os temporale.

B. Os parietale.

C. Os occipitale. *

D. Os frontale.

E. Os sphenoidale.

6. Программа самоподготовки студентов к теме:

6.1. Определить лицевой отдел черепа и кости, которые его образовывают.

6.2. Определить мозговой отдел черепа и кости, которые его образовывают.

6.3. Провести границы между основанием черепа и его сводом.

6.4. Определить и выучить расположение орбиты, полости носа, ротовой полости.

6.5. Определить расположение и границы височной ямки.

6.6. Определить основные части лобной, теменной и затылочной костей.

6.7. Выучить структуры, которые расположены на основных частях этих костей.

6.8. На рентгенограмме черепа найти основные детали строения затылочной, теменной и лобной костей.

1. Тема 8: СТРОЕНИЕ КЛИНОвидной И РЕШЕТЧАТОЙ КОСТЕЙ.

2. Цель:Выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения клиновидной и решетчатой костей.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии: филогенез костной системы.

3.2. Из курса анатомии:

3.2.1. Знать отделы скелета черепа, развитие костей черепа.

3.2.2. Знать общее строение черепа.

3.2.3. Знать характерные отличия костей мозгового и лицевого черепа.

4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии.

4.1. Определить состав мозгового черепа.

4.2. Определить на препарате основные части клиновидной и решетчатой костей, их участие в формировании мозгового и лицевого черепа.

4.3. Определить на препаратах структуры клиновидной кости (турецкое седло, гипофизарную ямку, крыловидные отростки, малые и большие крылья, сонную борозду). Определить поверхности и края крыльев. Определить анатомическое положение клиновидной кости.

4.4. Обратить внимание на особенности расположения структур больших и малых крыльев клиновидной кости. На малых крыльях - canalis opticus i fissura orbitalis superior. На больших крыльях - круглые, овальные, остистые отверстия и проходящие через них нервы и сосуды.

4.5. При изучении решетчатой кости обратить внимание на наличие общих частей: двух пластинок (решетчатой и перпендикулярной), лабиринта. Отметить наличие в лабиринте решетчатых ячеек, глазничной пластинки. Обратите внимание на наличие верхней и средней носовых раковин и недоразвитость первой.

4.6. Обратить внимание на связь передних ячеек решетчатой кости и лобной пазухи со средним носовым ходом с помощью канала в виде воронки (infundibulum ethmoidale). Этим объясняется переход восплительного процесса при насморке на лобную пазуху (фронтит).

4.7. Определить анатомическое положение решетчатой кости.

5. Формы и методы самоконтроля:

5.1. Тесты:

5.1.1. На какой кости находится sulcus caroticus?

A. Pars petrosa ossis temporalis.

B. Corpus ossis sphenoidalis. *

C. Pars lateralis ossis occipitalis.

5.1.2. Где проходит canalis opticus?

A. В основании alae minoris ossis sphenoidalis. *

B. В заднем крае lamina orbitalis ossis ethmoidalis.

C. В margo supraorbitalis ossis frontalis.

5.1.3. Куда открывается sinus frontalis?

A. Meatus nasi superior.

B. Meatus nasi medius. *

C. Meatus nasi inferior.

5.1.4. Куда открывается sinus maxillaris (гайморова пазуха)?

A. Meatus nasi superior.

B. Meatus nasi medius. *

C. Meatus nasi inferior.

5.2. Ситуационные задачи:

5.2.1. Больная 54 лет после падения на лед попала в нейрохирургическое отделение. После обследования был поставлен диагноз «перелом основы черепа». На R-грамме линия перелома прошла через foramen ovale, foramen rotundum, sulcus chiasmaticus. Какая кость повреждена?

A. os occipitale.

B. os parietale.

C. os frontale.

D. os sphenoidale. *

E. os ethmoidale.

5.2.2. В клнику попал мужчина 45 лет после автокатастрофы. На R-граммі видно перелом носовой перепонки в верхней трети. Какая кость, вероятнее всего, повреждена?

A. os occipitale.

B. os parietale.

C. os frontale.

D. maxilla.

E. os ethmoidale. *

6. Программа самоподготовки студентов к теме:

6.1. Повторить кости черепа.

6.2. Выучить и определить особенности строения костей черепа (решетчатой и клиновидной)

6.3. Определить на черепе каналы и отверстия, их взаимосвязь.

1. Тема 9: ВИСОЧНАЯ КОСТЬ, ЕЕ ПОЛОСТИ И КАНАЛЫ.

2. Цель: Выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения височной кости, ее формы и положение среди других костей мозгового и лицевого черепа.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии: филогенез костной системы.

3.2. Из курса анатомии:

3.2.1. Знать отделы скелета черепа, развитие костей черепа.

3.2.2. Знать общее строение черепа.

3.2.3. Знать характерные отличия костей мозгового и лицевого черепа.

4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии.

4.1. Определить нормальное анатомическое положение и топографию височной кости. Запомнить признаки, по которым его можно определить.

4.2. Определить особенности строения височной кости: общие части, поверхности, края. Обратить внимание студентов на то, какая височная кость по своему происхождению и строению (состоит из 3.частей: каменистой или пирамидной, барабанной и чешуйчатой), на возрастные особенности височной кости. Височная кость содержит орган слуха и равновесия (выучить и показать на препарате строения, которые отвечают структурам этих органов чувства).

4.3. Определить на препаратах поверхности и структуры чешуи височной кости.

4.4. Выучить и уметь показывать на препарате поверхности, края и структуры каменистой части.

4.5. Определить на препарате поверхности и структуры барабанной части височной кости.

4.6. Определить на препарате, выучить и записать 11 каналов височной кости.

5. Формы и методы самоконтроля:

5.1. Тесты:

5.1.1. Какой из каналов височной кости имеет общую стенку с мышечно-трубным каналом?

A. Сонный канал. *

B. Лицевой канал.

C. Барабанный канал.

5.1.2. Какой из каналов височной кости перекрещивается с лицевым каналом в нижней части?

A. Барабанный канал.

B. Сосцевидный канал. *

C. Мышечно-трубный канал.

5.1.3. Куда открывается каналець барабанной струны?

A. Во внутренний слуховой проход.

B. В барабанную полость. *

C. В шилососцевидное отверстие.

5.1.4. На какой из частей височной кости находится тройничное вдавление?

A. На каменистой. *

B. На барабанной.

C. На чешуйчатой.

5.2. Ситуационные задачи:

5.2.1. К врачу обратилась мать 2-х летнего ребенка с жалобами на острую боль в правом ухе. При обследовании был установлен катар верхних дыхательных путей и воспаление правого среднего уха. Через какие анатомические образования инфекция смогла проникнуть в полость среднего уха из носоглотки?

A. canaliculus chordae tympani.

B. canaliculus tympanicus.

Наши рекомендации