Алгоритм разбора ситуационных задач. Методические указания
Методические указания
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
для студентов 4 курса
специальности 060101 Лечебное дело
Составитель: ст. преподаватель Кушкова Н.Е.
Тема:Патофизиология сахарного диабета.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизмах нарушений обмена веществ и возникновения патологии органов и систем при сахарном диабете.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез нарушений углеводного, жирового, белкового обмена при различных видах сахарного диабета, а также механизмы развития острых (диабетические комы) и хронических (диабетическая микро- и макроангиопатия, нейропатия) осложнений сахарного диабета.
- обучить методам патофизиологического анализа состояний, возникающих при сахарном диабете;
- изучить патогенетически обоснованные методы терапии при различных видах сахарного диабета и его осложнениях.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: основные виды нарушений углеводного, липидного, белкового обмена, на базовом уровне знать причины и механизмы развития сахарного диабета, патогенез его основных проявлений.
После изучения темы: знать особенности развития различных видов сахарного диабета; подробно знать механизмы развития и последствия острых и хронических осложнений сахарного диабета, методы диагностики и терапии в зависимости от вида сахарного диабета и имеющихся осложнений.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:на основании клинических данных заподозрить сахарный диабет, выбрать подходящие методы для уточнения диагноза и обнаружения осложнений, обосновать патогенетически оправданную терапию с учетом типа диабета, наличия осложнений и имеющейся сопутствующей патологии.
Студент должен владеть: медико-функциональным понятийным аппаратом по теме занятия; навыками патофизиологического разбора модельных клинических ситуаций.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные отличия сахарного диабета 1 типа и сахарного диабета 2 типа. Составьте таблицу «Отличия СД 1 типа и СД 2 типа».
Признаки | СД 1 | СД 2 |
Наследственная предрасположенность | ||
Вид инсулиновой недостаточности | ||
Главное звено патогенеза | ||
Характерные признаки: - масса тела - полиурия, полидипсия, дегидратация - гипергликемия - кетоацидоз | ||
Типичные осложнения | ||
Принципы терапии |
2. Назовите виды ком при диабете, объясните различия в их патогенезе.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.
Тестовые задания
1. Гипергликемию может вызывать избыток:
+1) адреналина; +2) тиреоидных гормонов; +3) глюкокортикоидов; +
4) соматотропного гормона; 5) инсулина
2. Осложнения длительно протекающего сахарного диабета:
1) иммунодефицитные состояния;
2) ускорение развития атеросклероза;
3) снижение резистентности к инфекциям;
4) снижение противоопухолевой устойчивости;
5) микроангиопатии; 6) макроангиопатии
3. Основные симптомы развивающейся гипогликемической комы:
1) потливость; 2) внезапное начало; 3) возбуждение; 4) дрожь; 5) судороги; 6) все ответы верны
4. Какое нарушение играет роль основного патогенетического фактора в возникновении гиперосмолярной диабетической комы?
1. Резко выраженная гипернатриемия
2. Резко выраженная гипергликемия
3. Некомпенсированный кетоацидоз
4. Значительная гиперкалиемия
5. Гиперосмия гиалоплазмы клеток
6. Гиперосмия крови и межклеточной жидкости
5. Какое нарушение играет роль основного патогенетического фактора в возникновении диабетической комы при сахарном диабете 1 типа?
1. Гипернатриемия
2. Гипергликемия
3. Кетонемия
4. Гиперкалиемия
6. Назовите главный патогенетический фактор развития гипогликемической комы
1. Углеводное и энергетическое голодание головного мозга
2. Углеводное голодание миокарда
3. Снижение осмотической константы крови
4. Некомпенсированный кетоацидоз
Ответы на тестовые задания
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос | 6 вопрос |
1, 2, 3, 4 | 1, 2, 3, 4, 5, 6 | 2, 4, 6 |
4. Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите основное заболевание и его осложнения, при наличии укажите сопутствующие заболевания.
2. Укажите этиологический фактор (факторы), составьте схему патогенеза заболевания и его осложнений, объясните механизмы развития имеющихся клинических, лабораторных, инструментальных симптомов.
3. Предложите дополнительные методы обследования для уточнения характера имеющейся патологии.
4. Приведите патогенетически обоснованные методы терапии.
5. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.