Всесторонний анализ ситуации

Крайне важно, чтобы разрабатываемая учреждением стратегия плана была всесторонней, учитывающая потребности всех её заинтересованных сторон, а планируемые вмешательства оказались действительно нужными. Для этого требуется проанализировать ситуацию в системе организации инфекционного контроля и такой анализ должен исходить:

§ Из результатов документированного риска и;

§ Экономических, технических и других возможностей местности.

Общепризнанным является анализ следующих признаков организации:

  • Сильные стороны - неотъемлемые положительные признаки организации;
  • Слабые стороны - неотъемлемые отрицательные признаки организации;
  • Возможности – внешние факторы, которые могут улучшить перспективы организации;
  • Угрозы - внешние факторы, которые могут подорвать перспективы организации.

Всесторонний анализ проблемы, сфокусированный на значимых аспектах организации, позволит до внедрения вмешательств выявить:

Всесторонний анализ ситуации - student2.ru Ключевые проблемы в организации инфекционного контроля и их причинные связи;

Всесторонний анализ ситуации - student2.ru Потребности заинтересованных сторон;

Всесторонний анализ ситуации - student2.ru Организации и сообщества, которые следует привлекать к участию на разных этапах планирования;

Всесторонний анализ ситуации - student2.ru Потенциальные риски, которые могут нести угрозу разрабатываемому плану;

Всесторонний анализ ситуации - student2.ru Возможные ресурсы, необходимые для реализации плана.

Выбор вмешательства

Оценка риска и всесторонний анализ ситуации инфекционного контроля, как на уровне учреждения, так и вне её, являются необходимым средством в определении нужного вмешательства.

  • Вмешательство должно быть конкретным с ясно изложенным механизмом реализации.
  • Вмешательство должно быть измеримым посредством определённых индикаторов, позволяющих в ходе практической реализации оценить его эффективность и результативность.
  • Вмешательство должно быть целесообразным, соответствуя целям программы.
  • Вмешательство должно быть реалистичным, исходя из технико-экономических, правовых и других возможностей местности.
  • Вмешательство должно быть сформулировано с указанием временных рамок.

Таким образом, каждый план инфекционного контроля должен быть уместным, эффективным и результативным:

  • Уместность проекта –характеризует его соответствие к существующему риску. Например, нерационально планировать использование УФБИ в чистой зоне учреждения или же в помещениях с адекватным воздухообменом.
  • Эффективность проекта –это означает, что планируемое вмешательство способно контролировать определённый фактор риска. Например, обеспечение контагиозных больных ТБ МЛУ контролируемой химиотерапией в режиме DOTS-plus, в независимости от места лечения, приведет к «обеззараживанию» потенциальных источников инфекции, ликвидируя, тем самым, ключевой фактор распространения туберкулёза.
  • Результативность проекта –означает, что планируемое вмешательство является доступным и экономически эффективным, при условии, что проект действительно снижает существующий риск, т.е. является эффективным. Очевидно, что менее затратный проект, даже обладая меньшей эффективностью в сравнении с дорогостоящей альтернативой, может оказаться более доступным на практике и, следовательно, результативным. Например, реконструкция сооружений с целью оптимизации естественной вентиляции, при которой невозможно контролировать направление воздуха, может оказаться гораздо результативней и безопасней по сравнению с установкой контролируемой механической вентиляции в случае, когда учреждение не способно обеспечить последнее адекватным энергоресурсом и сервисом.

После определения объема необходимых мероприятий, подсчитывают точную стоимость каждого из них, выводя суммарный бюджет всего плана. Затем переходят к критической оценке имеющихся ресурсов, необходимых для реализации запланированных мероприятий, после чего решают вопрос о целесообразности внедрения плана.

3 этап: УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА – это решающий этап планирования, исход которого зависит от способности инициируемой стороны обосновать выдвигаемый план перед руководителями вышестоящих инстанций, от решения которых зависит утверждение или отклонение всех или отдельных мероприятий. Поэтому важно, чтобы инициируемая сторона имела знания и навыки по проведению эффективной пропаганды выдвигаемого плана.

Выносимый на утверждение план должен быть правильно составлен – в таблице 4.1 представлен рекомендуемый формат его письменного оформления.

Таблица 4.1. Формат изложения письменного плана

Мероприятие Форма завершения Сроки исполнения Бюджет Источник финансирования Ответственные исполнители
Управленческие меры
             
             
Административные меры
             
             
Меры контроля окружающей среды
             
             
Меры персональной защиты
             
             

Каждое мероприятие в плане должно быть сформулировано лаконично и конкретно. Кроме этого, к плану должен быть приложен:

  1. Отчёт по оценке риска и ситуационному анализу, документировано обосновывающий потребность в каждом мероприятии;
  2. Детальный бюджет предполагаемых затрат с указанием источников финансирования;
  3. Техническое задание, чётко и ясно излагающий способ реализации каждого мероприятия и функциональные обязанности ответственного исполнителя в осуществлении конкретной задачи.

4 этап: МОНИТОРИНГ и ОЦЕНКА ПЛАНА – это финальный этап планирования, определяющий результативность запланированных мероприятий в ходе их практической реализации. Мониторинг и оценка эффективности плана инфекционного контроля и процедура оценки текущего риска туберкулеза представляют единый процесс, по результатам которого выявляются сильные или слабые стороны проекта.

Таким образом, цикл планирования начинается заново – проведение всестороннего анализа ситуации, оценка потребностей и т.д.

Наши рекомендации