Выполнение назначений и предписаний врача.
Раздавать лекарства больным надо всегда только чистыми руками, пользуясь ложкой или щипчиками, не прикасаясь своими пальцами к таблеткам, пилюлям и другим твердым формам лекарственных препаратов. Хорошо, если больной получает их в отдельных маленьких пакетиках с необходимыми надписями. Медицинская сестра должна не только дать больному лекарство в строгом соответствии с назначением врача, но и быть убежденной в том, что пациент это лекарство принял. При этом важно, если медицинская сестра скажет несколько одобрительных слов по поводу прописанных больному медикаментов, отметит положительное действие назначенной физиотерапевтической процедуры, достаточно компетентно сможет дать необходимые дополнительные разъяснения, с похвалой отзовется о проводимых психотерапевтических мероприятиях, то результат этих воздействий, несомненно, значительно повысится, особенно у тревожно-мнительных, склонных к сомнениям больных.
Больные по - разному реагируют на принятые лекарства, не исключаются при этом и побочные действия медикаментозных препаратов. Долг медицинской сестры - немедленно информировать врача о замеченных нежелательных реакциях организма больного на принятое лекарство, проведенную физиотерапевтическую или другую лечебную процедуру. Следует сообщить врачу и об изменениях в состоянии больного в связи с действием других причин.
Недопустимо, чтобы по своему усмотрению медицинская сестра изменяла назначения врача, выдавая больному не то лекарство, которое он назначил. Это касается и других терапевтических мероприятий.
При проведении длительных процедур (спинномозговая пункция и др.) необходимо создать больному условия хотя бы относительного комфорта. Следует позаботиться о том, чтобы во время обследования пациент удобно лежал, не переохлаждался, чувствовал к себе постоянное внимание медицинской сестры, ее готовность реагировать на просьбы и жалобы.
Некоторые больные проявляют негативную реакцию на необходимость регулярно собирать для анализов кал, мочу или мокроту. Медицинская сестра должна убедить пациента в необходимости строго выполнять врачебное диагностическое назначение, ежедневно контролировать действия больного, точно учитывать время и количество собранного материала, обеспечивать своевременную его доставку в лабораторию.
Недопустимо, чтобы в присутствии больного медицинская сестра каким-то образом обнаруживала чувство своего отвращения и брезгливости к процедуре забора кала, мочи, мокроты или гноя для лабораторного исследования. Разумеется, что подобное чувство может у сестры возникать, но его надо подавить, или, во всяком случае, внешне ничем не проявлять.
Следует избегать выражений "сейчас сделаю укол", будем делать внутривенную инъекцию", заменив их, например, такими словами: "введем лекарство". Замечено, что сами по себе "укол", "инъекция", а также действия медика, которые ассоциируются с болевым воздействием, оказывают отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние больного. Из этих соображений не рекомендуется в присутствии больного проводить подготовительные манипуляции, связанные с инъекциями (собирать шприц, заполнять его лекарством и др.). Надо также избегать проведения болезненных процедур в присутствии другого больного.
При выполнении сложных манипуляций медицинская сестра, если она не чувствует себя достаточно подготовленной для этого или сомневается в чем-то, не должна стесняться просить помощи и совета у более опытных товарищей или врачей. Точно так же медицинская сестра, хорошо владеющая техникой той или иной манипуляции, обязана помогать осваивать эту технику своим менее опытным товарищам. Самоуверенность, зазнайство и высокомерие недопустимы, когда речь идет о здоровье и жизни человека.
Больные нередко проявляют повышенный интерес к медицинской документации (истории болезни, заключениям о результатах лабораторных, рентгенологических и других исследований), стремятся получить доступ к этим материалам, познакомиться с их содержанием. Медицинская сестра обязана всегда помнить, что история болезни и другие документы не должны быть доступны больным, ибо они могут стать источником ятрогении, порой с тяжелыми последствиями (особенно у онкологических больных). Ни в коем случае нельзя сообщать больному о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него "пустячное" и он "скоро выпишется", так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: "Да, болезнь у вас нелегкая и лечиться придется долго, но в конце концов все будет хорошо!" Однако все сведения, которые медицинская сестра дает больным, должны быть согласованы с врачом. Нередко больные вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию, медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, техников, буфетчиц, объясняя им основы медицинской деонтологии, т.е. взаимоотношения с больными. Необходимо помнить, что иногда больные, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате. Больного надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.
ЭТИКА УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ.
Одним из принципов ухода за больным человеком является систематическое наблюдение за общим состоянием здоровья, повседневным настроением больного.
Сестра постоянно находится при больных. Ее деятельность, ее отношение к больному оказывают на него постоянное воздействие. Физический уход за больным служит наиболее существенной нитью, связывающей больного с медицинской сестрой. Добросовестная работа сестры, проведенная на должном ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, повышает уверенность больного в выздоровлении, да и не только его уверенность, но и действительно объективно содействует его выздоровлению. Помощь, оказываемая больному сестрой, ее ЗАБОТА и ЛЮБОВЬ проявляются как в словах, так и в делах. В том, как сестра подает больному стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Слова сестры имеют не только конкретное содержание, об очень многом говорит их эмоциональная окраска. Одно и то же слово может иметь сотни оттенков, одно и то же слово может быть произнесено самым различным образом, и уже на основе того, каков тон обращения к нему, больной может судить о том, чего ему в данном случае ожидать от сестры, в какой степени проявляется ее забота о нем, внимание к нему. Неэтично, обращаясь к больному или больной говорить "мужчина", "женщина", "гражданин" или "гражданка", "тетя", "дядя", "страдающий". Недопустимы, в отношении медицинской сестры к больным признаки фамилярности, в частности нельзя к пациенту обращаться на "ты". Их следует заменить обращением к больному человеку по имени и отчеству или по фамилии. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у больных уверенность, то она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Медсестра во взаимоотношениях с больными обязана строго соблюдать правила "словесной асептики", тщательно взвешивать каждое свое слово, каждую фразу. При разговоре с больным медикам нельзя вслух выражать свое удивление в связи с состоянием больного, особенностями течения болезни. Только в устах бездумного и бездушного медицинского работника в присутствии больного могут быть произнесены примерно такие фразы: "Ах, как у вас запущена болезнь" или "О, какой тяжелый прогрессирующий процесс" и т.п. Не должен больной услышать от медика и устрашающие предостережения: "В течение вашей болезни могут быть разные осложнения" и т.д. Запугивание больного - не лучший способ добиться строгого соблюдения им назначенного лечения, режима, диеты. На психику больного удручающее впечатление оказывают нотки неуверенности, сомнения, которые позволяют себе некоторые не очень тактичные медики в связи с проводимым лечением. Так, недопустимо, чтобы медработник говорил больному: "Будем надеяться, что назначенный вам новый антибиотик окажется эффективным" или "Попробуем лечить вас электрофорезом" и т.п. Такие и им подобные выражения ослабляют веру больного в действенность назначенных ему лекарственных средств и других лечебных мер, поэтому их необходимо заменить другими. Так, вместо слов "попробуем лечить этим антибиотиком" лучше сказать: "Сейчас доказана высокая эффективность этого антибиотика".
ЛЮБОВЬ, НЕЖНОСТЬ И ТЕПЛОТА со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра никогда не должна забывать о возможности этого, а потому нужен постоянный самоконтроль и пристальное наблюдение за поведением больного, за его реакцией на поведение сестры, на ее отношение к нему. Сестра должна знать и чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного, когда же наиболее приблизиться к нему, устранить возникшее недоразумение, даже, если нужно, обратившись за помощью к врачу, побеседовать с ним.
Больной верит в сестру, он чувствует себя в безопастности: знает, что получит все, что необходимо для восстановления его здоровья. Он может спокойно отдыхать, безо всякой напряженности. УМЕНИЕ ХРАНИТЬ ТАЙНЫ БОЛЬНЫХ усиливает ДОВЕРИЕ.
Очень полезно медицинской сестре познакомиться с особенностями личности больного, знать, чем он занимается, каковы его личные данные, каков уровень умственного развития, образования больного. Медсестра должна ПОНЯТЬ БОЛЬНОГО и к каждому больному иметь сугубо индивидуальный подход с учетом всех его особенностей. ЧУТКОСТЬ, МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, ДУШЕВНАЯ ТЕПЛОТА нужны больному не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты.
УМЕНИЕ ВЫСЛУШАТЬ больного - важный метод контакта с ним.
Профессор К.Дэвис (США, 1977) приводит 10 правил эффективного слушания.
1. Перестаньте говорить, так как невозможно слушать, разговаривая.
2. Помогите говорящему раскрепоститься и создайте у человека ощущение свободы.
3. Помогите говорящему, сказав, что вы готовы слушать.
4. Устраните раздражающие моменты (не рисуйте, не стучите по столу, не перекладывайте бумаги и т.д.).
5. Сопереживайте говорящему.
6. Будьте терпеливы, не экономьте время.
7. Сдерживайте отрицательные проявления своего характера.
8. Не допускайте споров и критики говорящего.
9. Задавайте вопросы.
10. Перестаньте говорить. Это наставление идет первым и последним, так как все остальные наставления зависят от него. Вы не можете эффективно слушать, если будете разговаривать.
Сестра должна научиться слушать с интересом, соответственно, реагируя на услышанное. Она должна удобно расположиться, по возможности поближе к больному, должна помочь ему рассказать о его заботах, беспокойстве и опасениях. В таких случаях оказывает помощь даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет; играют роль и умело заданные вопросы, и утвердительный кивок головы, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов, обращение к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает нам познать внутренний мир больного, способствовать ослаблению его напряженности. Как это принято говорить, больной изольет душу, и это принесет ему облегчение.