Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студента №46
Методические рекомендации для студента №46
Тема занятия: «Кровь».
Значение темы:Основная задача клинической медицины, разделы которой предстоит изучать студентам – распознать болезнь и помочь организму справиться с ней. Но прежде необходимо знать, что является болезнью. По определению патофизиологов: «болезнь – это нарушение гомеостаза». Напрашивается вывод, что гомеостаз или постоянство внутренней среды – необходимое условие нормальной или физиологической жизнедеятельности организма. Поэтому очень важно знать, что составляет это постоянство и к чему приводит его изменение. Наиболее значимо постоянство крови и ее физико-химических свойств, поскольку нарушение постоянных значений (констант) может явиться признаком развития патологических процессов в организме.
На основе теоретических знаний и практических умений студент должен
знать: кровь как часть внутренней среды организма, количество крови, состав крови: плазма – химические свойства, физиологические показатели, значение; форменные элементы крови – гистологическая и функциональная характеристика, свертывающая и противосвертывающая системы (основные факторы свертывания, плазменные, тромбоцитарные, ингибиторы свертывания), группы крови, резус – фактор, определение групповой принадлежности крови, правила переливания крови
уметь: на гистологическом препарате «Мазок крови человека» различать клетки крови, давать функциональную характеристику клеткам крови, решать ситуационные задачи по теме
Студент должен овладеть общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК. 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебного – диагностического процесса
ПК. 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
1. Определение внутренней среды организма.
2. Тканевая принадлежность крови.
3. Состав крови.
4. Состав плазмы. Белки плазмы.
5. Роль белков в поддержании постоянства внутренней среды.
6. Буферные свойства крови, реакция крови.
7. Осмотическое давление плазмы, ионный состав.
8. Понятие: изотонический, гипертонический, гипотонические растворы.
9. Форменные элементы крови. Их количество в норме.
10. Эритроциты: строение, форма, продолжительность жизни, функции.
11. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула.
12. Нейтрофилы: строение, форма, функции. Изменения количества нейтрофилов (Лейкоцитоз, лейкопения)
13. Базофилы: строение, форма, продолжительность жизни, функции.
14. Эозинофилы: строение, форма, продолжительность жизни, функции.
15. Лимфоциты: строение, типы, функции.
16. Моноциты: строение, форма, функции.
17. Тромбоциты: строение, форма, функции.
18. Образование клеток крови.
19. Основные этапы свертывания крови.
20. Противосвертывающая система.
21. Сущность системы Ландштейнера (АВО)
- Охарактеризуйте 1 группу крови по данной системе
- Охарактеризуйте 2 группу крови.
- Охарактеризуйте 3 группу крови.
- Охарактеризуйте 4 группу крови.
- Определение группы крови.
- Правила переливания крови.
- Свойства резус-фактора, определение резус –фактора.
- Правила переливания крови по резус –фактору.
- Перечислите основные показатели крови, входящие в гемограмму.
- Уровень гемоглобина.
- Цветовой показатель крови.
- Скорость оседания эритроцитов.
- Количество лейкоцитов.
Краткое содержание темы:
КРОВЬ- состоит из двух частей: плазмы и кровяных клеток
Плазма крови человека представляет собой бесцветную межклеточную жидкость, содержащую 90% воды и10% твердых веществ, к которым относятся глюкоза, белки, жиры, различные соли, гормоны, витамины, продукты обмена веществ и др. У взрослого человека общее количество крови составляет 5-8% массы тела, что соответствует 5-6 л.
Плазма 45%
1) вода — 90 % и сухой остаток (10 %);
2) органические вещества (9 %):
- белки (7—8 %): альбумины (60% белков плазмы), глобулины (альфа-, бета-, гамма-глобулины и фибриноген);
— небелковые азотсодержащие (мочевина, креатинин, аммиак) и безазотистые вещества (глюкоза), ферменты — 1,1 %;
3) неорганические вещества (0,9 %): соли кальция, натрия, калия, магния, железа, фосфора и др.
Форменные элементы 55%
1) эритроциты (красные кровяные тельца);
2) лейкоциты (белые кровяные тельца);
3) тромбоциты (кровяные пластинки).
Выраженное в процентах отношение объема форменных элементов к общему объему крови называется гематокритом.У мужчин гематокрит составляет в среднем — 46%, у женщин — 42%. Эта разница обусловлена тем, что у мужчин содержание эритроцитов в крови больше, чем у женщин.
Константы крови
1. Удельный весплазмы равен 1,02-1,03, а удельный вес крови — 1,05-1,06; у мужчин он несколько выше (больше эритроцитов), чем у женщин.
2. Осмотическоедавление крови составляет около 770 кПа (7,5-8 атм.). Клетки крови имеют осмотическое давление, одинаковое с плазмой. Раствор, имеющий осмотическое давление, равное осмотическому давлению крови, является оптимальным для форменных элементов и называется изотоническим (0,9% р-р NaCl). Растворы меньшей концентрации называются гипотоническими; вода из этих растворов поступает в эритроциты, которые набухают и могут разрываться — происходит их осмотический гемолиз. Если из плазмы крови теряется много воды и концентрация солей в ней повышается, то вода из эритроцитов начинает поступать в плазму через их полупроницаемую мембрану, что вызывает сморщивание эритроцитов; это гипертонические растворы. Относительное постоянство осмотического давления обеспечивается осморецепторами и реализуется главным образом через органы выделения.
3. Онкотическоедавление колеблется в широких пределах от 3,3 кПа до 3,9 кПа (25-30 мм рт. ст.).
4. Кислотно-основное равновесие крови(рН = 7,4-7,36), реакция слабощелочная. Постоянство рН крови поддерживается буферными системами крови (щелочной резерв), которые связывают гидроксильные и водородные ионы. При этом избыток образованных кислых и щелочных продуктов удаляется с мочой, а углекислый газ — легкими. В поддержании буферных свойств ведущая роль принадлежит гемоглобину и его солям (около 75%), в меньшей степени — бикарбонатному, фосфатному буферам и белкам плазмы.
5. Концентрация гемоглобина в крови — 120-140 г/л.
Функции крови
1. Транспортная функция крови заключается в переносе всех необходимых для жизнедеятельности организма веществ (питательных веществ, газов, гормонов, ферментов, метаболитов).
2. Дыхательная функция состоит в доставке кислорода от легких к тканям и углекислого газа — от тканей к легким. Кислород переносится преимущественно эритроцитами в виде соединения с гемоглобином — оксигемоглобином (НвО2), углекислый газ — плазмой крови в форме бикарбонатных ионов (НСО ). В обычных условиях при дыхании воздухом 1 г гемоглобина присоединяет 1,34 мл кислорода, а так как в одном литре крови содержится 140-160 г гемоглобина, то количество кислорода в нем составляет около 200 мл; эту величину принято называть кислородной емкостью крови.
3. Трофическая (питательная) функция крови обусловлена переносом аминокислот, глюкозы, жиров, витаминов, ферментов и минеральных веществ от органов пищеварения к тканям, системам и депо.
4. Терморегуляторная функция обеспечивается участием крови в переносе тепла от органов и тканей, в которых оно вырабатывается, к органам, отдающим тепло, что и поддерживает температурный гомеостаз.
5. Выделительная функция направлена на перенос продуктов обмена (мочевина, креатин; индикан, мочевая кислота, вода, соли и др.) от мест их образования к органам выделения (почки, легкие, потовые и слюнные железы).
6. Защитная функция:
■ Формирование иммунитета, который может быть как врожденным, так и приобретенным. Различают также тканевой и клеточный иммунитет. Первый из них обусловлен выработкой антител в ответ на поступление в организм микробов, вирусов, токсинов, ядов, чужеродных белков; второй связан с фагоцитозом, в котором ведущая роль принадлежит лейкоцитам, активно уничтожающим попадающие в организм микробы и инородные тела, а также собственные отмирающие и мутагенные клетки.
■ Свертывающая — тромбоциты, ионы кальция, факторы плазмы (I — XII), белки плазмы (ротромбин и фибриноген) образуют сгусток крови — тромб, который закупоривает поврежденный сосуд и предотвращает кровопотерю.
■ Противосвертывающая — препятствует внутрисосудистому свертыванию крови.
7. Регуляторная функция: гуморальная (перенос кровью гормонов, газов, минеральных веществ) и рефлекторная регуляция, связанная с влиянием крови на интерорецепторы сосудов.
Образование форменных элементов крови называется гемопоэзом.
Самостоятельная работа.
Задание № 1
Изучить приложения к методической разработке студента по данной теме и занести в протокол таблицы «Периферическая кровь», «Постэмбриональный гемо- и лимфопоэз», «Компоненты плазмы крови и их функции».
Задание № 2.
Проводится в малых группах (2-3 чел). С помощью учебного материала и данных микротаблиц составить граф - логическую структуру «Форменные элементы крови» по следующей схеме:
Морфологические формы | Форма и строение | Кол-во в литре | функции | Продолжительность жизни |
Такая же таблица оформляется на доске.
В качестве примера всей группой описываем эритроциты, а далее каждая группа самостоятельно заполняет свою часть структуры по горизонтали:
1 гр. – нейтрофилы
2 гр. – базофилы
3 гр. - эозинофилы
4 гр. – лимфоциты
5 гр. – моноциты
6 гр. - тромбоциты
После обсуждения результаты своей работы каждая группа фиксирует в общей таблице на доске. После заполнения всех граф и коррекции окончательный вариант заносится студентами в протокол.
В дополнение каждая группа получает ситуационную задачу, решение которой выносится на всеобщее обсуждение
Задание № 3 Решение ситуационных задач
Задача № 1
В крови больного обнаружено повышенное число юных и палочкоядерных нейтрофилов. Как называется это состояние и чем оно может быть вызвано?
Задача № 2
Больная, 23года, с детства страдает бронхиальной астмой. При исследовании крови получены следующие результаты: лейкоциты 7 тыс. /мкл, лейкоцитарная формула: нейтрофилы 60%, эозинофилы 18 %, лимфоциты 22%, моноциты 5%. Какой характер заболевания можно предположить?
Задача № 3
У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение времени свертывания крови у этого человека, почему?
Задача № 4.
Какие изменения в составе плазмы и клеток крови могут наблюдаться при воспалительных реакциях и почему?
Задача №5.
При анализе крови пациента обнаружено стойкое повышение количества эритроцитов. Как называется это явление и когда оно может развиваться у здорового человека?
Задача № 6.
Больной 47 лет, рентгенотехник, поступил в клинику с подозрением на хроническую лучевую болезнь. Какие изменения со стороны лейкоцитов будут наблюдаться?
Задание № 4
Изучить приложения к методической разработке студента по данной теме и занести в протокол таблицы «Группы крови», «Оценка результатов групп крови с помощью стандартных сывороток», «Оценка результатов определения групп крови с помощью стандартных эритроцитов».
Задание № 5. Решение ситуационных задач
Задача № 1.
Какую группу крови можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в сыворотке I, II, III группах?
Задача № 2.
В семье трое детей и все имеют кровь разной группы II, III, IV . Могут ли они быть родными братьями и сестрами?
Задача № 3