Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студента №46

Методические рекомендации для студента №46

Тема занятия: «Кровь».

Значение темы:Основная задача клинической медицины, разделы которой предстоит изучать студентам – распознать болезнь и помочь организму справиться с ней. Но прежде необходимо знать, что является болезнью. По определению патофизиологов: «болезнь – это нарушение гомеостаза». Напрашивается вывод, что гомеостаз или постоянство внутренней среды – необходимое условие нормальной или физиологической жизнедеятельности организма. Поэтому очень важно знать, что составляет это постоянство и к чему приводит его изменение. Наиболее значимо постоянство крови и ее физико-химических свойств, поскольку нарушение постоянных значений (констант) может явиться признаком развития патологических процессов в организме.

На основе теоретических знаний и практических умений студент должен

знать: кровь как часть внутренней среды организма, количество крови, состав крови: плазма – химические свойства, физиологические показатели, значение; форменные элементы крови – гистологическая и функциональная характеристика, свертывающая и противосвертывающая системы (основные факторы свертывания, плазменные, тромбоцитарные, ингибиторы свертывания), группы крови, резус – фактор, определение групповой принадлежности крови, правила переливания крови

уметь: на гистологическом препарате «Мазок крови человека» различать клетки крови, давать функциональную характеристику клеткам крови, решать ситуационные задачи по теме

Студент должен овладеть общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК. 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебного – диагностического процесса

ПК. 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

1. Определение внутренней среды организма.

2. Тканевая принадлежность крови.

3. Состав крови.

4. Состав плазмы. Белки плазмы.

5. Роль белков в поддержании постоянства внутренней среды.

6. Буферные свойства крови, реакция крови.

7. Осмотическое давление плазмы, ионный состав.

8. Понятие: изотонический, гипертонический, гипотонические растворы.

9. Форменные элементы крови. Их количество в норме.

10. Эритроциты: строение, форма, продолжительность жизни, функции.

11. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула.

12. Нейтрофилы: строение, форма, функции. Изменения количества нейтрофилов (Лейкоцитоз, лейкопения)

13. Базофилы: строение, форма, продолжительность жизни, функции.

14. Эозинофилы: строение, форма, продолжительность жизни, функции.

15. Лимфоциты: строение, типы, функции.

16. Моноциты: строение, форма, функции.

17. Тромбоциты: строение, форма, функции.

18. Образование клеток крови.

19. Основные этапы свертывания крови.

20. Противосвертывающая система.

21. Сущность системы Ландштейнера (АВО)

  1. Охарактеризуйте 1 группу крови по данной системе
  2. Охарактеризуйте 2 группу крови.
  3. Охарактеризуйте 3 группу крови.
  4. Охарактеризуйте 4 группу крови.
  5. Определение группы крови.
  6. Правила переливания крови.
  7. Свойства резус-фактора, определение резус –фактора.
  8. Правила переливания крови по резус –фактору.
  9. Перечислите основные показатели крови, входящие в гемограмму.
  10. Уровень гемоглобина.
  11. Цветовой показатель крови.
  12. Скорость оседания эритроцитов.
  13. Количество лейкоцитов.

Краткое содержание темы:

КРОВЬ- состоит из двух частей: плазмы и кровяных клеток

Плазма крови человека представляет собой бесцветную меж­клеточную жидкость, содержащую 90% воды и10% твердых веществ, к которым относятся глюкоза, белки, жиры, различ­ные соли, гормоны, витамины, продукты обмена веществ и др. У взрослого человека общее количество крови составляет 5-8% массы тела, что соответствует 5-6 л.

Плазма 45%

1) вода — 90 % и сухой остаток (10 %);

2) органические вещества (9 %):

- белки (7—8 %): альбумины (60% бел­ков плазмы), глобулины (альфа-, бета-, гамма-глобулины и фибриноген);

— небелковые азотсодержащие (мочевина, креатинин, аммиак) и безазоти­стые вещества (глюкоза), ферменты — 1,1 %;

3) неорганические вещества (0,9 %): соли кальция, натрия, калия, магния, железа, фосфора и др.

Форменные элементы 55%

1) эритроциты (красные кровяные тельца);

2) лейкоциты (белые кро­вяные тельца);

3) тромбоциты (кровяные пластинки).

Выраженное в процентах отношение объема форменных элементов к общему объему крови называется гематокритом.У мужчин гематокрит составляет в среднем — 46%, у женщин — 42%. Эта разница обу­словлена тем, что у мужчин содержание эритроцитов в крови больше, чем у женщин.

Константы крови

1. Удельный весплазмы равен 1,02-1,03, а удельный вес кро­ви — 1,05-1,06; у мужчин он несколько выше (больше эритро­цитов), чем у женщин.

2. Осмотическоедавление крови составляет около 770 кПа (7,5-8 атм.). Клетки крови имеют осмотическое давление, оди­наковое с плазмой. Раствор, имеющий осмотическое давление, равное осмотическому давлению крови, является оптимальным для форменных элементов и называется изотоническим (0,9% р-р NaCl). Растворы меньшей концентрации называются гипотоническими; вода из этих растворов поступает в эритро­циты, которые набухают и могут разрываться — происходит их осмотический гемолиз. Если из плазмы крови теряется много воды и концентрация солей в ней повышается, то вода из эритроцитов начинает поступать в плазму через их полупроницае­мую мембрану, что вызывает сморщивание эритроцитов; это гипертонические растворы. Относительное постоянство осмо­тического давления обеспечивается осморецепторами и реали­зуется главным образом через органы выделения.

3. Онкотическоедавление колеблется в широких пределах от 3,3 кПа до 3,9 кПа (25-30 мм рт. ст.).

4. Кислотно-основное равновесие крови(рН = 7,4-7,36), ре­акция слабощелочная. Постоянство рН крови поддерживается буферными системами крови (щелочной резерв), которые свя­зывают гидроксильные и водородные ионы. При этом избыток образованных кислых и щелочных продуктов удаляется с мо­чой, а углекислый газ — легкими. В поддержании буферных свойств ведущая роль принадлежит гемоглобину и его солям (около 75%), в меньшей степени — бикарбонатному, фосфат­ному буферам и белкам плазмы.

5. Концентрация гемоглобина в крови — 120-140 г/л.

Функции крови

1. Транспортная функция крови заключается в переносе всех необходимых для жизнедеятельности организма веществ (пи­тательных веществ, газов, гормонов, ферментов, метаболитов).

2. Дыхательная функция состоит в доставке кислорода от легких к тканям и углекислого газа — от тканей к легким. Кис­лород переносится преимущественно эритроцитами в виде со­единения с гемоглобином — оксигемоглобином (НвО2), углекислый газ — плазмой крови в форме бикарбонатных ионов (НСО ). В обычных условиях при дыхании воздухом 1 г гемог­лобина присоединяет 1,34 мл кислорода, а так как в одном лит­ре крови содержится 140-160 г гемоглобина, то количество кис­лорода в нем составляет около 200 мл; эту величину принято называть кислородной емкостью крови.

3. Трофическая (питательная) функция крови обусловлена переносом аминокислот, глюкозы, жиров, витаминов, фермен­тов и минеральных веществ от органов пищеварения к тканям, системам и депо.

4. Терморегуляторная функция обеспечивается участием кро­ви в переносе тепла от органов и тканей, в которых оно выра­батывается, к органам, отдающим тепло, что и поддерживает температурный гомеостаз.

5. Выделительная функция направлена на перенос продук­тов обмена (мочевина, креатин; индикан, мочевая кислота, вода, соли и др.) от мест их образования к органам выделения (поч­ки, легкие, потовые и слюнные железы).

6. Защитная функция:

■ Формирование иммунитета, который может быть как врожденным, так и приобретенным. Различают также тканевой и клеточный иммунитет. Первый из них обусловлен выработкой антител в ответ на поступление в организм микробов, вирусов, токсинов, ядов, чужерод­ных белков; второй связан с фагоцитозом, в котором ве­дущая роль принадлежит лейкоцитам, активно уничтожающим попадающие в организм микробы и инородные тела, а также собственные отмирающие и мутагенные клетки.

■ Свертывающая — тромбоциты, ионы кальция, факторы плазмы (I — XII), белки плазмы (ротромбин и фибрино­ген) образуют сгусток крови — тромб, который закупоривает поврежденный сосуд и предотвращает кровопотерю.

■ Противосвертывающая — препятствует внутрисосудистому свертыванию крови.

7. Регуляторная функция: гуморальная (перенос кровью гор­монов, газов, минеральных веществ) и рефлекторная регуляция, связанная с влиянием крови на интерорецепторы сосудов.

Образование форменных элементов крови называется гемопоэзом.

Самостоятельная работа.

Задание № 1

Изучить приложения к методической разработке студента по данной теме и занести в протокол таблицы «Периферическая кровь», «Постэмбриональный гемо- и лимфопоэз», «Компоненты плазмы крови и их функции».

Задание № 2.

Проводится в малых группах (2-3 чел). С помощью учебного материала и данных микротаблиц составить граф - логическую структуру «Форменные элементы крови» по следующей схеме:

Морфологические формы Форма и строение Кол-во в литре функции Продолжительность жизни
         

Такая же таблица оформляется на доске.

В качестве примера всей группой описываем эритроциты, а далее каждая группа самостоятельно заполняет свою часть структуры по горизонтали:

1 гр. – нейтрофилы

2 гр. – базофилы

3 гр. - эозинофилы

4 гр. – лимфоциты

5 гр. – моноциты

6 гр. - тромбоциты

После обсуждения результаты своей работы каждая группа фиксирует в общей таблице на доске. После заполнения всех граф и коррекции окончательный вариант заносится студентами в протокол.

В дополнение каждая группа получает ситуационную задачу, решение которой выносится на всеобщее обсуждение

Задание № 3 Решение ситуационных задач

Задача № 1

В крови больного обнаружено повышенное число юных и палочкоядерных нейтрофилов. Как называется это состояние и чем оно может быть вызвано?

Задача № 2

Больная, 23года, с детства страдает бронхиальной астмой. При исследовании крови получены следующие результаты: лейкоциты 7 тыс. /мкл, лейкоцитарная формула: нейтрофилы 60%, эозинофилы 18 %, лимфоциты 22%, моноциты 5%. Какой характер заболевания можно предположить?

Задача № 3

У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение времени свертывания крови у этого человека, почему?

Задача № 4.

Какие изменения в составе плазмы и клеток крови могут наблюдаться при воспалительных реакциях и почему?

Задача №5.

При анализе крови пациента обнаружено стойкое повышение количества эритроцитов. Как называется это явление и когда оно может развиваться у здорового человека?

Задача № 6.

Больной 47 лет, рентгенотехник, поступил в клинику с подозрением на хроническую лучевую болезнь. Какие изменения со стороны лейкоцитов будут наблюдаться?

Задание № 4

Изучить приложения к методической разработке студента по данной теме и занести в протокол таблицы «Группы крови», «Оценка результатов групп крови с помощью стандартных сывороток», «Оценка результатов определения групп крови с помощью стандартных эритроцитов».

Задание № 5. Решение ситуационных задач

Задача № 1.

Какую группу крови можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в сыворотке I, II, III группах?

Задача № 2.

В семье трое детей и все имеют кровь разной группы II, III, IV . Могут ли они быть родными братьями и сестрами?

Задача № 3

Наши рекомендации