Структурно-логическая схема занятия
1. Организационный момент-5минут
2. Актуализация опорных знаний-15минут
3. Работа обучающих с преподавателем-40минут
4. Самостоятельная работа обучающихся-100 минут
5. Подведение итогов-15минут
6. Задание к самостоятельной работе на следующее занятие-5минут
Ход занятия.
1.Организационный момент-преподаватель проверяет готовность аудитории к уроку, проверяет отсутствующих, причину отсутствия.
2.Актуализация опорных знаний - фронтально
Список вопросов:
· Анатомия мочевыделительной системы.
· Подготовка медицинской сестры и пациента к процедуре.
· Обработка использованного оснащения.
· Соблюдение личной гигиены пациента.
3.В результате подготовки к занятию студенты должны знать:
· Проявления нарушения функции мочевыделительной системы: острая задержка мочи, недержание мочи, неудержание мочи, отеки, дизурия, полиурия, анурия, олигурия, гематурия, поллакиурия.
· Особенности ухода за пациентом при нарушении функции мочевыделительной системы.
· Обеспечение мочеприемником и судном.
· Обеспечение соблюдения тщательной личной гигиены и кожи промежности.
· Методы сестринского обследования и независимого вмешательства.
Введение
Главными органами мочевыделительной системы являются почки. Функция почек настолько важна, что нарушение их деятельности вследствие заболевания часто приводит к самоотравлению организма и нередко - к инвалидности.
Почки выполняют роль сложных биологических фильтров.
Важнейшая функция почек- выведение из организма ненужных продуктов обмена.
Почкирегулируют жидкостный баланс и кислотно-щелочное равновесие, поддерживают правильное соотношение электролитов, участвуют в процессе кроветворения, а также обезвреживают ядовитые вещества при нарушениях функции печени.
Кроме того, в почках вырабатывается один из основных ферментов - ренин, который играет важную роль в развитии артериальной гипертонии [12, с.1].
Задача медицинской сестры заключается в организации и оказании сестринской помощи, выполнения плана ухода за пациентами с заболеваниями мочевыделительной системы.
Мочевыделительная система
Строение мочевыделительной системы
Мочевые органы выполняют важную функцию очищения организма от образующихся в процессе обмена веществ шлаков. Они представлены органами, продуцирующими мочу, отводящими ее из почек, а также служащими для накопления мочи и выведения ее из организма [3, с.304].
В мочевыделительной системе выделяют следующие органы:
· Почки.
· Мочеточники.
· Мочевой пузырь.
· Мочеиспускательный канал.
Общие симптомы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
Отеки.
Почечные отеки чаще проявляются утром на лице (одутловатость лица, "мешки" под глазами). Также они симметрично поражают обе нижние конечности, чаще располагаются в нижней трети голени и около лодыжечной зоне, однако, могут распространиться и на подошвенную часть стопы. Кожные покровы нижней конечности бледны. "Почечный” отек имеет незначительную суточную динамику - после ночного отдыха уменьшение объема конечности почти незаметно. Обычно почечный появляется одновременно или вслед за манифестацией других клинических и лабораторных признаков (диспротеинемия, протеинурия), которые позволяют точно определить причину заболевания. При прогрессировании болезни и отечного синдрома появляются полостные отеки и анасарка [1, с.281].
Помощь при отеках.
Цель: пациент отметит постепенное уменьшение отеков, снижение массы тела.
1. Объяснить родственникам и пациенту о необходимости соблюдения диеты с ограничением соли, обогащенной белками и солями калия (стол №7).
2. Обеспечить проверку передач.
3. Обеспечить уход за кожей и слизистыми.
4. Определять ежедневно водный баланс пациента.
5. Обеспечить контроль за режимом физиологических отправлений пациента.
6. Обеспечить пациента теплым судном.
7. Взвешивать пациента ежедневно, но не менее 1 раза в 3 дня.
8. Обеспечить прием лекарственных средств по назначению врача [8, с. 205].