ГИМС: регистрация, техосмотр, требования, правила.
Эта статья посвящена тем, кто решил приобрести гребную или моторную лодку, и в ней, в общих чертах, будут описаны все необходимые процедуры, которые ожидают вас перед первым выходом на воду. Подробно обо всём можно прочитать в этом разделе, посвящённому Правилам судовождения и ГИМС. Ещё перед покупкой любой лодки, вам необходимо ознакомиться с требованиями ГИМС (государственная инспекция маломерных судов) к маломерным самоходным судам, которыми являются:
- все лодки или катера с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности;
- гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов;
- байдарки грузоподъемностью 150 и более килограммов;
- надувные лодки грузоподъемностью 225 и более килограммов.
Управление маломерными судами разрешается только при наличии государственной регистрации в ГИМС (судового билета), отметки о прохождении ежегодного технического освидетельствования в судовом билете и самого талона технического освидетельствования. То есть, владельцам моторных лодок и катеров, прежде всего, требуется зарегистрировать своё судно в установленном порядке в органах ГИМС, а так же сдать экзамены и получить права (удостоверение судоводителя) на право управления маломерным судном, если ваша моторная лодка имеет мощность двигателя более 3,68 кВт (5 л.с.) и пройти техосмотр. Обратите внимание на то, что на любую лодку с мотором мощностью до 5 л.с. права не требуются, но нужна регистрация и прохождение ТО, не зависимо от грузоподъёмности лодки, поскольку она уже считается моторной. Мощность многих моторов указана в киловаттах и для того, что бы перевести эти цифру в «л.с.», нужно умножить её на 1.36 (и соответсвенно наоборот – разделить «л.с.» на 1.36, что бы перевести их в киловатты).
Обязательной регистрации в ГИМС подлежат:
- морские катера с двигателем мощностью более 75 л.с.;
- катера со стационарным двигателем, мощностью менее 75 л.с.;
- моторные лодки с подвесными моторами, независимо от мощности;
- водные мотоциклы (гидроциклы);
- парусно-моторные суда;
- гребные лодки грузоподъемностью 100 кг и выше;
- надувные резиновые или ПВХ лодки, грузоподъемностью 225 кг и выше;
- байдарки грузоподъемностью 150 кг и выше.
При государственной регистрации вы регистрируете не только судно, но и ваше право собственности на него. Если при проверке на водоеме у вас не обнаружено государственной регистрации, то инспектор ГИМС просто обязан наложить штраф. Следует учесть, что двигатель регистрируется только к судну и отдельно двигатель зарегистрировать невозможно, а так же закон не предусматривает регистрации одного мотора более чем в одном судовом билете. Кроме того нужно знать, что для закона различий между двигателем внутреннего сгорания и лодочным электромотором не существует и учитывается только его мощность.
При покупке лодки или мотора продавец выдает покупателю договор купли-продажи, чек и руководство по эксплуатации, которые входят в список требуемых документов для регистрации лодки, катера и других маломерных судов. При регистрации моторной лодки в ГИМС, требуется иметь на руках два техпаспорта – как на саму лодку, так и на мотор.
Первичная регистрация проводится по месту официальной регистрации владельца судна (так называемой "прописке"). В виде исключения допускается регистрация маломерного судна по месту его постоянного базирования. Привозить на регистрацию в ГИМС само плавсредство не обязательно, а можно предоставить только документы. В отделе регистрации ГИМС вы должны заполнить бланк карточки (выдается на месте), оплатить государственную пошлину и оставить подготовленный комплект документов.
Регистрационная карта - заявление в ГИМС
Паспортные данные владельца маломерного судна сверяются инспектором и паспорт у владельца не изымается. Обычно, процедура регистрации проходит в течение 5-7 дней, максимум полмесяца. Регистрацию вы должны пройти в течение месяца со дня приобретения лодки, а изменения, которые требуют внесения в судовой билет (например, изменение места жительства или покупка нового мотора), следует сделать в двухнедельный срок.
Документы необходимые для предоставления в ГИМС для регистрации:
- гражданский паспорт гражданина РФ;
- копию свидетельства ИНН;
- договор купли-продажи и чек магазина;
- паспорт лодки с отметкой магазина, в котором указаны параметры судна;
- паспорт двигателя с отметкой магазина, в котором указаны параметры двигателя;
- копия ГТД или накладную с номером ГТД, если лодка или мотор импортного производства;
- сертификат соответствия ГОСТу, если он требуется в вашем регионе;
- квитанция о внесении госпошлины за регистрацию судна и судовой билет.
Для разрешённой эксплуатации на водоёмах, ваша лодка и мотор должны соответствовать специальным техническим требованиям ГИМС. То есть, перед навигацией ваше судно должна пройти технический осмотр ГИМС (ТО) на исправность мотора и корпуса лодки, а так же она должна быть оборудована спасательными средствами и другим дополнительным оборудованием, перечень которого указывается в судовом билете.
Акт ТО
В нормы необходимого снабжения судов входят:
- спасательный жилет (по количеству мест в лодке);
- два весла;
- якорь с канатом;
- фонарь;
- буксирно-швартовочный канат;
- спасательное кольцо с линем;
- медицинская аптечка;
- ведро с черпаком;
- огнетушитель;
- ремонтная аптечка;
- сигнальные средства.
При использовании одного спасжилета на нескольких лодках, ГИМС допускает изготовление заламинированной карточки с указанием личных данных пользователей и данных судов, для которых используется этот жилет. Так же синальные средства «Ракета бедствия парашютная», можно заменить, в ряде случаев, на более простые.
ТО проходить каждый год не обязательно. В случае, если маломерное судно не эксплуатируется, в этот год техосмотр можно не проходить. Но если собираетесь эксплуатировать, то перед выходом на водоем ТО, конечно, надо пройти. Документы необходимые для прохождения техосмотра: паспорт, документы на лодку и мотор, квитанция об оплате. При получении талона ТО на моторную лодку, кроме этого, потребуется предъявить удостоверение на право управления маломерным судном.
Талон ТО
Так же маломерные суда должны иметь официальные регистрационные знаки, которые содержат название или номер, наименование и местонахождение владельца судна, которые наносятся на видном месте с внутренней и наружной стороны судна. Номер наносится несмываемой краской или в виде наклейки в надводной части корпуса на обе стороны (на оба борта) так, чтобы середина номера находилась в одной четверти длины судна от носовой оконечности. Важно, чтобы цвет регистрационного номера был контрастным по отношению к цвету корпуса судна. Высота символов регистрационного номера – от 150 мм до 200 мм, вид шрифта - прямое трафаретное написание, при этом толщина вертикальной линии должна составлять около 10% от ширины символа.
Регистрационный номер
Когда с регистрацией будет закончено, следует заняться вторым, не менее важным делом – получить права ГИМС на вождение моторного маломерного судна. Для этого следует пройти курсы подготовки, а затем сдать теоретические и практические экзамены в ГИМС. Для того, чтобы получить права, вам необходимо иметь справку об окончании курсов, заявление на бланке личной карточки судоводителя, квитанцию об уплате госпошлины, копию паспорта, три фотографии 3Х4 и медицинскую справку (допускается использование копии аналогичной справки, которая выдается водителям). В правах отмечаются разрешённые категории: на катер, мотолодку, гидроцикл, а так же районы плавания: вне путей, внутренние водные пути и морские пути. Срок действия удостоверений современного образца на право управления маломерными судами - 10 лет с момента их выдачи.
Экзаменационная личная карта судоводителя
Экзаменационное свидетельство
Подготовка (обучение) судоводителей маломерных судов осуществляется организациями и учреждениями по специальной программе. Для прохождения обучения вам следует узнать, какие курсы подготовки существуют в вашем городе, и записаться на них. Обычно обучение на права ГИМС занимает полтора месяца, и в него входят теоретическая и практическая часть. Практика может проходить как на воде, так и с помощью электронного тренажёра, в зависимости от места обучения. Кроме очной учёбы, для допуска к экзаменам ГИМС, возможно и удалённое (заочное) прохождение курсов. По окончанию обучения вы сдаёте внутренний экзамен по теории и практике и потом вас ожидает непосредственно сдача экзамена в самой ГИМС.
Протокол экзамена
Права ГИМС (образец)
Председатель экзаменационной комиссии принимает решение о допуске к сдаче экзаменов, который делится на теорию и практику. Теория – это тестирование на компьютере (отвечаете на вопросы в билетах так же как в ГАИ). Из десяти вопросов даётся право всего на две ошибки, в противном случае предоставляется возможность пересдачи спустя семь дней. По успешному прохождению этого этапа, вас ждёт проверка практических навыков у государственного инспектора по маломерным судам. Во время выполнения полученного задания инспектор будет находиться на борту судна и следить за правильностью ваших действий - маневрированием, управлением, эксплуатацией механизмов и оборудования. После сдачи экзамена, вы получаете удостоверение на право управления установленного образца и теперь можете отправляться в своё первое плавание.
Права ГИМС
В итоге вся процедура ваших отношений с ГИМС выглядит так: регистрация, получение прав и прохождение ежегодного техосмотра. Так же в процессе эксплуатации судовладельцу придется платить ежегодный транспортный налог, сумма которого зависит от типа судна, мощности его двигателя и региона регистрации. Например, в Москве, за катер мощностью до 100 л.с. вам придется заплатить 50 рублей за каждую «л.с.», а если мощность больше, то расценки поднимаются уже в двое - до 100 р/л.с. При регистрации лодки с мотором в ГИМС, каждый заполняет регистрационную карточку и ГИМС отправляет данные в налоговую инспекцию, которая позже присылает вам извещение с суммой налогового платежа. Не являются объектами налогообложения весельные лодки (лодки без мотора) и моторные лодки с двигателем мощностью менее 5 л.с.
Вот такие процедуры в ГИМС вам предстоит пройти после покупки своей первой моторной лодки. Но все эти требования оправданы и необходимы. Не забывайте так же о Правилах пользования маломерными судами на водных объектах РФ, с которыми вам так же необходимо ознакомиться перед своим первым выходом на воду. Помните, что инспекторы ГИМС могут не только наложить штраф за нарушение, но даже поставить вашу лодку на «штраф-стоянку» или вообще лишить вас прав на срок до 6 месяцев (управление в состоянии опьянения или грубое нарушение правил маневрирования). Поэтому соблюдайте Правила и будьте аккуратны на водоёмах. Счастливого вам плавания и удачи на воде!