Распределение часов по видам занятия

Наименование тем Количество часов Неделя семестра
лекция практические семинар СРСП СРС
Модуль 1 Возрастная физиология.
1.1. Введение в возрастную физиологию. Физиологические закономерности роста и развития детей и подростков.    
1.2. Возрастное развитие центральной нервной системы.  
1.3. Возрастное развитие высшей нервной деятельности.    
1.4. Возрастное развитие сенсорной системы.  
1.5. Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое развитие и воспитание.      
1.6. Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков.    
1.7. Особенности пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата детей и подростков.    
  Всего 1 модуль    
Модуль 2 Школьная гигиена.
2.1 Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена детей и подростков.    
2.2. Состояния здоровья детей и подростков.  
2.3. Иммунитет детей и подростков.      
2.4. Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков.  
2.5. Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях.  
2.6. Гигиенические основы питания.      
2.7. Организация питания детей и подростков.    
2.8. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов.      
  Всего 2 модуль    
  Итого:    

3.1. Лекционный курс «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Наименование тем лекций Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  Модуль 1 Возрастная физиология.
Введение в Возрастную физиологию. Физиологические закономерности роста и развития детей и подростков. Цели и задачи возрастной физиологии. Значение возрастной физиологии для физической культуры и спорта. Понятие «рост» и «развитие». Возрастная периодизация, гетехронность, сенситивный период, акселерация, ретардация.
Возрастное развитие центральной нервной системы. Отделы и деятельность ЦНС, строение и функции нейрона. Развитие и деятельность спинного мозга у детей и подростков. Особенности развития и функции отделов головного мозга у детей и подростков. Особенности развития ВНС. Рефлекс, отделы рефлекторной дуги. Нервный центр и ее деятельность.
Возрастное развитие высшей нервной деятельности. Безусловный и условный рефлексы. Условные рефлексы детей. Типы ВНД, и их формирование у детей. Развития языка и памяти у детей.
Возрастное развитие сенсорной системы. Особенности развития зрительного анализатора. Особенности развития слухового и вестибулярного анализаторов. Особенности развития осязательного анализатора. Возрастные особенности анализаторов.
Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое развитие и воспитание. Деятельность и гормоны ЖВС. Гипофиз и его гормоны. Надпочечники. Возрастные особенности ЖВС. Половые железы, половое развитие и созревание.
Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков. Возрастное развитие и морфо-физиологические особенности системы крови. Развитие системы кровообращения в онтогенезе: сердце и ее строение, развитие и значение. Возрастные изменения систолического объема крови, АД, круги кровообращения. Возрастные особенности системы дыхания.
Особенности пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата детей и подростков. Возрастные особенности пищеварения: ротовая полость, желудок, кишечник. Особенности обмена веществ (белок, жиры, углеводы, соли, вода) и энергии у подростков и детей. Питание. Строение, деятельность и развитие опорно-двигательного аппарата. Развитие двигательной активности у детей и подростков.
  Модуль 2 Школьная гигиена.
Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена детей и подростков. Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена труда подростков. Значение гигиены детей и подростков.
Состояния здоровья детей и подростков. Основные определения здоровья. Важнейшие критерии здоровья. Факторы, формирующие здоровье. Понятия здорового образа жизни. Принципы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Значение систематического наблюдения за здоровьем детей и подростков.
Иммунитет детей и подростков. Иммунитет и его физиологические особенности. Иммунитет детей и подростков.
Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. Предмет, цель и задачи гигиены физического воспитания и спорта. Значение гигиены физического воспитания и спорта. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.
Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательном учреждении. Организация учебного процесса в общеобразовательном учреждении.
Гигиенические основы питания. Гигиенические основы питания. Потребность жиров, белков, килокалорий. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов.
Организация питания детей и подростков. Гигиенические требования к рациону питания детей и подростков в образовательных учреждениях. Организация питания детей и подростков в возрастном аспекте.
Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов при подготовке на учебно-тренировочных сборах.
  Итого:    

3.2. Лабораторные занятия «Возрастная физиология и школьная гигиена».

Наименование и содержание занятий Оборудование для проведения Объем в часах Неделя семестра
  Модуль 1 Возрастная физиология.
Тема 1 Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека. Постнатальный период, измерение роста, веса и поверхности тела. Знакомство с типами пропорции тела. Ростомер, весомер, сантиметровый пояс График. Испытуемые студенты (18-19, 20-21 лет).
Тема 2 Возрастное развитие ЦНС. Рефлекс и его виды. Анализ рефлекторной дуги. Наблюдение за безусловным рефлексом. Деятельность головного мозга. Графики, плакаты, учебник, молоток, испытуемые.
Тема 3 Возрастное развитие ВНД. Условные рефлексы у детей. Значимые условные раздражители. Формирование условного раздражения на слово. Плакаты, испытуемые
Тема 4   Тема 5 Возрастное развитие сенсорной системы. · особенности аккомодация глаза; определение аккомодации · особенности остроты слуха развитие двигательного и вестибуляторного анализатора. Графики, учебник, периметр, секундомер, испытуемые.    
Тема 6 Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков. Структура, физические и химические свойства крови и ее возрастные изменения. ЧСС, систолический объем крови, АД у детей. Определение АД Возрастные особенности системы дыхания: частота дыхания, ЖОЛ и их определение.   Графики.   Графики, учебник, тонометр Графики, спирометр, испытуемые.
Тема 7 Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии, выделения у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата. Необходимое количество белка. Разница между материнским молоком и другими видами молока. Необходимое количество жиров и углеводов в сутки. Возрастные особенности расхода энергии в сутки. Определение основного обмена.   Графики, испытуемые.
  Модуль 2 Школьная гигиена.
Тема 8 Определение биологического возраста. Сравнение уровня биологического развития и паспортного возраста. Тонометр, весомер, секундомер, ростомер, плакаты и графики
Тема 9   Тема 10 Состояния здоровья детей и подростков. Характеристика стресса. Подверженность к стрессу. Методы исследования и тренировки памяти и внимания. Методы определения типа высшей нервной деятельности. Оценка состояния здоровья по Гарвардскому «степ-тесту». Тесты, графики и плакаты     Скамейка высотой 45–50 см, секундомер.    
Тема 11 Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. Оценка уровня физического развития и состояния здоровье детей и подростков. Ростомер, весомер, сантимер, плакаты и графики  
Тема 12     Тема 13 Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Режим дня детей и подростков. Определение мотивации учащихся на здоровый образ жизни Оценка уровня умственного развития и состояния здоровье детей и подростков. Режим дня испытуемых. Вопросник.   Таблица Анфимова, карандаш, секундомер    
Тема 14 Оценка суточного рациона питания у детей и подростков. Физиолого-гигиеническая характеристика питания в образовательных учреждениях. Таблицы, графики и плакаты
Тема 15 Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические требования к составлению школьного расписания, к освещенности учебного помещения. Таблица с расписаниями уроков, сантиметровая лента, линейка.
  Итого:    

Наши рекомендации