№ | Наименование тем | Количество часов | Неделя семестра |
лекция | практические | семинар | СРСП | СРС |
Модуль 1 | Возрастная физиология. |
1.1. | Введение в возрастную физиологию. Физиологические закономерности роста и развития детей и подростков. | | | | | | |
1.2. | Возрастное развитие центральной нервной системы. | | | | | | |
1.3. | Возрастное развитие высшей нервной деятельности. | | | | | | |
1.4. | Возрастное развитие сенсорной системы. | | | | | | |
1.5. | Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое развитие и воспитание. | | | | | | |
1.6. | Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков. | | | | | | |
1.7. | Особенности пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата детей и подростков. | | | | | | |
| Всего 1 модуль | | | | | | |
Модуль 2 | Школьная гигиена. |
2.1 | Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена детей и подростков. | | | | | | |
2.2. | Состояния здоровья детей и подростков. | | | | | | |
2.3. | Иммунитет детей и подростков. | | | | | | |
2.4. | Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. | | | | | | |
2.5. | Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. | | | | | | |
2.6. | Гигиенические основы питания. | | | | | | |
2.7. | Организация питания детей и подростков. | | | | | | |
2.8. | Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов. | | | | | | |
| Всего 2 модуль | | | | | | |
| Итого: | | | | | | |
3.1. Лекционный курс «Возрастная физиология и школьная гигиена».
№ | Наименование тем лекций | Содержание тем | Объем в часах | Неделя семестра |
| Модуль 1 Возрастная физиология. |
| Введение в Возрастную физиологию. Физиологические закономерности роста и развития детей и подростков. | Цели и задачи возрастной физиологии. Значение возрастной физиологии для физической культуры и спорта. Понятие «рост» и «развитие». Возрастная периодизация, гетехронность, сенситивный период, акселерация, ретардация. | | |
| Возрастное развитие центральной нервной системы. | Отделы и деятельность ЦНС, строение и функции нейрона. Развитие и деятельность спинного мозга у детей и подростков. Особенности развития и функции отделов головного мозга у детей и подростков. Особенности развития ВНС. Рефлекс, отделы рефлекторной дуги. Нервный центр и ее деятельность. | | |
| Возрастное развитие высшей нервной деятельности. | Безусловный и условный рефлексы. Условные рефлексы детей. Типы ВНД, и их формирование у детей. Развития языка и памяти у детей. | | |
| Возрастное развитие сенсорной системы. | Особенности развития зрительного анализатора. Особенности развития слухового и вестибулярного анализаторов. Особенности развития осязательного анализатора. Возрастные особенности анализаторов. | | |
| Возрастные особенности желез внутренней секреции. Половое развитие и воспитание. | Деятельность и гормоны ЖВС. Гипофиз и его гормоны. Надпочечники. Возрастные особенности ЖВС. Половые железы, половое развитие и созревание. | | |
| Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков. | Возрастное развитие и морфо-физиологические особенности системы крови. Развитие системы кровообращения в онтогенезе: сердце и ее строение, развитие и значение. Возрастные изменения систолического объема крови, АД, круги кровообращения. Возрастные особенности системы дыхания. | | |
| Особенности пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата детей и подростков. | Возрастные особенности пищеварения: ротовая полость, желудок, кишечник. Особенности обмена веществ (белок, жиры, углеводы, соли, вода) и энергии у подростков и детей. Питание. Строение, деятельность и развитие опорно-двигательного аппарата. Развитие двигательной активности у детей и подростков. | | |
| Модуль 2 Школьная гигиена. |
| Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена детей и подростков. | Предмет и задачи, методы исследования гигиены. Гигиена труда подростков. Значение гигиены детей и подростков. | | |
| Состояния здоровья детей и подростков. | Основные определения здоровья. Важнейшие критерии здоровья. Факторы, формирующие здоровье. Понятия здорового образа жизни. Принципы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков. Значение систематического наблюдения за здоровьем детей и подростков. | | |
| Иммунитет детей и подростков. | Иммунитет и его физиологические особенности. Иммунитет детей и подростков. | | |
| Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. | Предмет, цель и задачи гигиены физического воспитания и спорта. Значение гигиены физического воспитания и спорта. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания. | | |
| Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. | Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательном учреждении. Организация учебного процесса в общеобразовательном учреждении. | | |
| Гигиенические основы питания. | Гигиенические основы питания. Потребность жиров, белков, килокалорий. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов. | | |
| Организация питания детей и подростков. | Гигиенические требования к рациону питания детей и подростков в образовательных учреждениях. Организация питания детей и подростков в возрастном аспекте. | | |
| Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов. | Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов. Гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов при подготовке на учебно-тренировочных сборах. | | |
| Итого: | | | |
3.2. Лабораторные занятия «Возрастная физиология и школьная гигиена».
№ | Наименование и содержание занятий | Оборудование для проведения | Объем в часах | Неделя семестра |
| Модуль 1 Возрастная физиология. |
Тема 1 | Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека. Постнатальный период, измерение роста, веса и поверхности тела. Знакомство с типами пропорции тела. | Ростомер, весомер, сантиметровый пояс График. Испытуемые студенты (18-19, 20-21 лет). | | |
Тема 2 | Возрастное развитие ЦНС. Рефлекс и его виды. Анализ рефлекторной дуги. Наблюдение за безусловным рефлексом. Деятельность головного мозга. | Графики, плакаты, учебник, молоток, испытуемые. | | |
Тема 3 | Возрастное развитие ВНД. Условные рефлексы у детей. Значимые условные раздражители. Формирование условного раздражения на слово. | Плакаты, испытуемые | | |
Тема 4 Тема 5 | Возрастное развитие сенсорной системы. · особенности аккомодация глаза; определение аккомодации · особенности остроты слуха развитие двигательного и вестибуляторного анализатора. | Графики, учебник, периметр, секундомер, испытуемые. | | |
Тема 6 | Особенности развития системы крови, кровообращения и дыхания у детей и подростков. Структура, физические и химические свойства крови и ее возрастные изменения. ЧСС, систолический объем крови, АД у детей. Определение АД Возрастные особенности системы дыхания: частота дыхания, ЖОЛ и их определение. | Графики. Графики, учебник, тонометр Графики, спирометр, испытуемые. | | |
Тема 7 | Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии, выделения у детей и подростков. Развитие опорно-двигательного аппарата. Необходимое количество белка. Разница между материнским молоком и другими видами молока. Необходимое количество жиров и углеводов в сутки. Возрастные особенности расхода энергии в сутки. Определение основного обмена. | Графики, испытуемые. | | |
| Модуль 2 Школьная гигиена. |
Тема 8 | Определение биологического возраста. Сравнение уровня биологического развития и паспортного возраста. | Тонометр, весомер, секундомер, ростомер, плакаты и графики | | |
Тема 9 Тема 10 | Состояния здоровья детей и подростков. Характеристика стресса. Подверженность к стрессу. Методы исследования и тренировки памяти и внимания. Методы определения типа высшей нервной деятельности. Оценка состояния здоровья по Гарвардскому «степ-тесту». | Тесты, графики и плакаты Скамейка высотой 45–50 см, секундомер. | | |
Тема 11 | Гигиена физического воспитания и спорта детей и подростков. Оценка уровня физического развития и состояния здоровье детей и подростков. | Ростомер, весомер, сантимер, плакаты и графики | | |
Тема 12 Тема 13 | Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Режим дня детей и подростков. Определение мотивации учащихся на здоровый образ жизни Оценка уровня умственного развития и состояния здоровье детей и подростков. | Режим дня испытуемых. Вопросник. Таблица Анфимова, карандаш, секундомер | | |
Тема 14 | Оценка суточного рациона питания у детей и подростков. Физиолого-гигиеническая характеристика питания в образовательных учреждениях. | Таблицы, графики и плакаты | | |
Тема 15 | Гигиена учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические требования к составлению школьного расписания, к освещенности учебного помещения. | Таблица с расписаниями уроков, сантиметровая лента, линейка. | | |
| Итого: | | | |