Содержательный модуль 3. типовые нарушения обмена веществ
Тема 15. Нарушение водно-солевого обмена.
Актуальность темы:вода - самое распространенное химическое соединение в организме человека, которая выполняет пластическую функцию, растворяет и транспортирует органические и неорганические вещества, участвует в реакциях метаболизма. Поэтому патология водного обмена встречается очень часто и имеет многочисленные проявления. Перемещение воды по организму и удержания стабильного содержания в различных структурах организма подчиняется законам осмотического давления, поэтому патология водного обмена всегда происходит вместе с нарушением солевого обмена.
Цель занятия:уметь дать характеристику основным формам нарушения водного баланса организма, их причинам, механизмам развития и последствий. Уметь связывать состояние водного баланса с функцией основных систем организма. Изучить основные формы нарушений обмена макро - и микроэлементов, значение патологии солевого обмена для организма и взаимосвязь нарушений водного и солевого обмена.
Задачи:
1. Изучить этиологию и патогенез основных форм гипо - и гипергидрии, их последствия для организма.
2. Уметь дать характеристику патогенетическим факторам отека и механизмам основных видов отека.
3. Изучить причины и механизмы развития нарушений электролитного баланса организма.
Необходимые базовые знания и умения:
1. Функции воды и водные секторы организма.
2. Макро - и микроэлементы, их роль в организме.
3. Роль анатомо-физиологических систем в поддержании водно-солевого обмена.
Основные вопросы темы:
1. Обезвоживание: виды, причины и механизмы развития.
2. Гипергидратация, виды, причины и механизмы развития.
3. Последствия гипергидратации, защитные и компенсаторные механизмы.
4. Определение понятия «отек», виды отеков.
5. Обмен воды между капиляром и тканью. Теория патогенеза отеков Старлинга.
6. Этиология и патогенез гидростатических и онкогенных отеков.
7. Этиология и патогенез отеков, обусловленных нарушением проницаемости сосудистой стенки и оттока лимфы.
8. Гипер - и гипонатриемия, гипер - и гипокалиемия. Причины, механизмы развития, последствия.
9. Нарушения фосфорно-кальциевого обмена и его гормональной регуляции.
10. Гиперкальциемические состояния: причины, механизмы развития, основные проявления.
11. Гипокальциемические состояния: причины, механизмы развития, основные проявления.
12. Гипер - и гипофосфатемия. Причины и механизмы развития.
13. Нарушения обмена микроэлементов, этиология, патогенез.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Последствия обезвоживания.................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
2. Принципы лечения отеков....................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
3. Дайте сравнительную характеристику отдельных видов гипогидратации:
Виды | Ізоосмолярна | Гипоосмолярна ˂300мосмоль/л | Гиперосмолярная ˃300мосмоль/л |
Характерные признаки | |||
преобладает потеря.... | |||
Причины | |||
Клинические проявления |
4. Дайте сравнительную характеристику отдельных видов гипергидратации
Виды | Ізоосмолярна 300 мосмоль/л | Гипоосмолярна | Гиперосмолярна |
Характерные признаки | |||
преобладает потеря.... | |||
Причины | |||
Клинические проявления |
Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.Среднее гидростатическое давление в капилляре = 16 мм рт.ст., онкотичний давление белков плазмы = 30 мм.рт.ст., гидростатическое давление интерстициальной жидкости = -6 мм.рт.ст., онкотичний давление интерстициальной жидкости = 4 мм.рт.ст. Согласно гипотезе Старлинга - дайте ответ, в каком направлении имеет место градиент движения жидкости (по капилляру в ткань, из ткани в капилляр), рассчитайте величину градиента в мм.рт.ст.
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
Задача № 2.Среднее гидростатическое давление в капилляре = 16 мм.рт.ст., онкотичний давление белков плазмы =23 мм.рт.ст., гидростатическое давление интерстициальной жидкости = -6 мм.рт.ст., онкотичний давление интерстициальной жидкости = 6 мм.рт.ст. Согласно гипотезе Старлинга - дайте ответ, в каком направлении имеет место градиент движения жидкости (по капилляру в ткань, из ткани в капилляр), рассчитайте величину градиента в мм.рт.ст.
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Патологическая физиология : учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 373-387.
2. Патологичекая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 310-325.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и и ответах: Учебное пособие. – К.: Высшая шк., - 2000. – С. 232-258.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. – Т.1. – С. 340-404.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. –Томск, 1994. –С. 216-241.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ