Пути введения лекарств в организм

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Медицинский колледж

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________Т. З. Галейшина

«___» ___________ 20____ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекции на тему: «Общая фармакология»

Дисциплина «Фармакология»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курс: I

Семестр: I

Количество часов 2 часа

Уфа 20____г.

Тема: «Общая фармакология»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Фармакология»

утвержденной «____»_______20____ года

Рецензенты по представляемой лекции:

1.

2.

Автор: М. У. Широчян

Утверждена на заседании учебно-методического совета колледжа от «_______»______ 20____г.

1. Тема: «Общая фармакология»

2. Курс: 1 семестр: I, II

3. Продолжительность: комбинированного урока 2 часа

4. Контингент слушателей – обучающиеся

5. Учебная цель: закрепить и проверить знания по теме: «Лекарственные формы», усвоить знания по новой теме «Общая фармакология»

6. Иллюстративный материал и оснащение (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, тестовые задания, информационный блок)

7. Обучающийся должен знать:

· Пути введения лекарственных средств. Всасывание лекарственных веществ при различных путях введения. Условия, определяющие всасывание вещества.

· Понятие о распределении лекарственных веществ в организме, биотрансформации и путях выведения.

· Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, основное и побочное, прямое и косвенное.

· Дозы и концентрации. Виды доз. Понятие о терапевтической широте.

· Зависимость действия лекарственных препаратов от возраста индивидуальных особенностей организма, патологических состояний.

· Изменения действия лекарственных веществ при их повторных введениях.

· Понятие о кумуляции, привыкании, лекарственной зависимости.

· Комбинированное действие лекарственных средств. Понятие о синергизме и антагонизме.

· Побочное действие лекарственных средств. Побочные эффекты аллергической и неаллергической природы. Токсическое действие лекарственных веществ.

Формируемые компетенции: изучение темы способствует формированию

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ХРОНОКАРТА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА по теме: «Общая фармакология»

№ п/п Содержание и структура занятия Время (мин.) Деятельность преподавателя Деятельность обучающегося Методическое обоснование
1. Организационный момент -приветствие обучающихся -проверка готовности аудитории к уроку -отметка отсутствующих -приветствие преподавателя -доклад дежурного об отсутствующих обучающихся -осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода -активизация внимания обучающихся
2. Определение целей занятия -доведение плана проведения занятия   -продумывают ход этапов учебной деятельности   -создание целостного представления о занятии -концентрация внимания на предстоящей работе -формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.
3. Контроль и коррекция знаний по предыдущей теме: «Лекарствен-ные формы» -опрос фронтальный -решение КИМов для текущего контроля - отвечают на вопросы по предыдущей теме -демонстрируют уровень самостоятельной подготовки к уроку -коллективно корректируют пробелы в знаниях -определение уровня самостоятельной подготовки обучающихся к уроку, полноты выполнения домашнего задания -коррекция пробелов в знаниях -развитие само и взаимоконтроля
4. Мотивация темы -подчеркивает актуальность темы -записывают тему в тетрадь -формирование познавательных интересов, концентрация внимания на изучаемой теме
5. Лекция-беседа с элементами интерактивности -обеспечивает осознанность формирования знаний по теме   конспектирование темы в тетрадь -формирование знаний по теме «Средства, влияющие на систему крови»
6. Подведение итогов занятия, закрепление материала -отражает основные вопросы темы -с помощью обучающихся анализирует достижение целей занятия; -определяют уровень освоения материала и достижения целей урока -развитие аналитической деятельности -формирование самоконтроля и взаимоконтроля
7. Домашнее задание, задание для самостоятельной работы -предлагает записать домашнее задание: подготовить тему «Общая фармакология» к следующему теоретическому занятию. -записывают домашнее задание -стимулирование познавательной деятельности обучающихся и интереса к освоению учебного материала  

ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

Общая фармакология подразделяется на фармакокинетику и фармакодинамику.

Фармакокинетикаизучает процессы введения ЛС в организм, всасывания, распределения в органах и тканях, превращения в организме и выделения.

Пути введения лекарств в организм

Все пути введения делятся на 2 группы:

энтеральные– через пищеварительный тракт;

парентеральные– минуя пищеварительный тракт.

1. Выделяют следующие энтеральные способы введения лекарств:

а) пероральное введение — прием лекарства через рот в желудок. Самый удобный и простой, поэтому наиболее часто используемый метод.

б) сублингвальное введение - нанесение лекарства под язык.

в) ректальное введение - введение лекарств через прямую кишку в виде ле­карственных клизм или свеч.

г) буккальный способ введения - нанесение полимерных пластинок, содержащих действующее вещество, на слизистую верхней десны над клыками. Вещество постепенно высвобождается и оказывает действие (пластинки с нитроглицерином при стенокардии).

2. Наиболее распространенными парентеральными путями введения ле­карственных препаратов являются следующие:

а) инъекции - введение стерильных лекарственных препаратов с нарушени­ем целостности кожного покрова. Виды инъекций:

- подкожные

- внутримышечные

- внутривенные

- внутриартериальные

- другие - внутриполостные, внутрикостные, внутрисуставные, в спинномозго­вой канал и проч. Используются по особым показаниям.

б) ингаляции - введение лекарственных препаратов через дыхательные пути. Как правило, используются с двумя целями:

- оказать местное лечебное воздействие на дыхательные пути при их заболева­ниях (бронхиты, трахеиты, астма).

- получить хорошо управляемый фармакологический эффект (ингаляционный наркоз).

в) накожные аппликации - могут быть использованы для местного воздей­ствия - мази, пасты, линименты и прочее.

Существуют и другие парентеральные пути введения.

Наши рекомендации