Прекращение уголовного дела: понятие, сущность, основания
В уголовно-процессуальном законодательстве РФ существуют понятия «прекращение уголовного дела», «прекращение уголовного преследования» и «частичное прекращение уголовного преследования». В целом понятия «прекращение уголовного дела» и «прекращение уголовного преследования» взаимосвязаны между собой и влекут определенные правовые последствия.
Прекращение уголовного дела представляет собой завершающий этап расследования, на котором подводятся его итоги, окончательно формулируется и выражается в процессуальных документах внутреннее убеждение следователя по каждому из обстоятельств дела, по каждому собранному доказательству, выявляются пробелы и противоречия в их совокупности.
Частичное прекращение уголовного преследования представляет собой принятие соответствующего процессуального решения в отношении обвиняемого, а также прекращение деятельности по его изобличению по отдельным эпизодам инкриминируемых ему деяний, если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение не нашло подтверждения в определенной части (ч. 2 ст. 175 УПК РФ).
Перечень уголовно-процессуальных оснований к прекращению уголовного дела и уголовного преследования содержится в ст. ст. 24–28.1 УПК РФ.
Под основанием прекращения уголовных дел понимаются такие предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают возможность обвинения, либо при доказанности обвинения исключают возможность применения мер уголовного наказания и мер общественного воздействия, либо позволяют применить вместо уголовного наказания меры общественного воздействия.
В соответствии с УПК РФ уголовное дело прекращается при наличии оснований, указанных в ст. 24 – 25 УПК РФ, а уголовное преследование прекращается в соответствии с основаниями, содержащимися в ст. 27 – 28.1 УПК РФ.
Такими основаниями для прекращения уголовного дела являются.
1.Отсутствие события преступления. Это основание в следственной практике встречается довольно редко. Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по данному основанию означает либо проведение недостаточно квалифицированной проверки до возбуждения уголовного дела, либо выявление во время расследования факта заведомо ложного доноса.
2.Отсутствие в деянии состава преступления означает, что событие имело место, однако за его совершение лицо не может подлежать уголовной ответственности. Разновидностями его проявления на практике могут быть следующие ситуации.
Деяние имело место, но оно малозначительное, не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Примером может служить умышленное уничтожение имущества, не представляющего какой-либо ценности.
Лицо, замышляющее противоправное деяние, добровольно отказывается от доведения преступления до конца, при этом фактически совершенное деяние не содержит состава иного преступления (ст. 31 УК РФ).
Имело место общественно полезное, а не опасное деяние: необходимая оборона, крайняя необходимость или причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. ст.37–39 УК РФ).
Укрывательство преступлений небольшой и средней тяжести, за исключением случаев приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 175 УК РФ.
Согласно ст. ст. 40, 42 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием), а равно лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда должны нести люди, принуждавшие к совершению преступления или отдавшие незаконный приказ (распоряжение).
3.Истечение сроков давности уголовного преследования. Уголовное дело подлежит прекращению, если истекли сроки давности, закрепленные в ст.78 УК РФ. Согласно указанной норме лицо освобождается от уголовной ответственности, если истекло:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
На стадии предварительного расследования названное основание не подлежит применению, если за совершение инкриминируемого преступления возможно назначение наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. Более того, к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются.
При вынесении постановления о прекращении дела по п. 3 ч.1 ст. 24 УПК следователь должен учитывать, что сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Течение сроков давности считается приостановленным в период уклонения лица, совершившего преступление, от следствия или суда. Течение сроков давности в этом случае возобновляется с момента его задержания или явки с повинной.
Одним из обязательных условий для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) обвиняемого или подозреваемого является его согласие, поскольку обстоятельство, указанное в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, признается нереабилитирующим. Если лицо возражает против прекращения уголовного дела, по делу выносится обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.
4. Смерть подозреваемого или обвиняемоговлечет за собой прекращение уголовного дела. Исключение составляют случаи, когда заинтересованные лица, будучи уверенными в его невиновности, ходатайствуют о продолжении судопроизводства в целях реабилитации и восстановления доброго имени покойного. В подобных случаях производство по делу должно быть продолжено в обычном порядке вплоть до заочного судебного разбирательства. По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. №16-П[3] уголовное дело не может быть прекращено без согласия близких родственников умершего, однако законодатель не приводит перечень лиц, которым, помимо близких родственников, может быть предоставлено право не согласиться с прекращением уголовного дела и настаивать на продолжении производства по нему с целью реабилитации покойного.
5. Отсутствие заявления потерпевшего служит основанием для прекращения дела не только по делам частного и частно-публичного обвинения, но и в случаях, предусмотренных ст. 23 УПК РФ (привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации). В ч. 2 ст. 20 УПК РФ предусмотрено также такое основание прекращения дела, как примирение потерпевшего (его законного представителя) с обвиняемым по делам частного обвинения.
6. Отсутствие заключения суда либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого депутата, члена Совета Федерации, Уполномоченного по правам человека и т.д.
Основанием для прекращения уголовного дела является также служебный иммунитет лиц, указанных в пунктах 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ. При этом УПК РФ, предусматривая в ст. 24 УПК РФ в качестве одного из оснований прекращения уголовного дела отсутствие согласия Совета Федерации на привлечение члена Совета Федерации в качестве обвиняемого, не распространяет это правило на иных лиц, причастных к совершению общественно опасного деяния, но не наделенных иммунитетом[4].
В соответствии с ч. 2 ст. 24 УПК уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24, в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом.
Кроме того, в соответствии со ст. 25 УПК РФ, уголовное дело может быть прекращено в связи с примирением сторон, если подозреваемый, обвиняется в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, примирился с потерпевшим и загладил причиненный ему вред.
Выделение наиболее существенных признаков, характеризующих те или иные основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования, позволяет разделить их на две основные группы:
- основания, реабилитирующие лицо, в отношении которого принимается решение о прекращении дела;
- нереабилитирующие основания, влекущие в силу ряда причин освобождение лица от уголовной ответственности.
Прекращение уголовного дела и уголовного преследования по реабилитирующим основаниям означает официальное признание того, что лицо, в отношении которого производилось расследование, преступления не совершало.
К ним относятся:
- отсутствие события преступления (п. 1 ч.1 ст. 24 УПК);
- отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч.1 ст. 24 УПК);
- отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. статьи 20 УПК РФ (п. 5 ч.1 ст. 24 УПКРФ);
- отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях отдельных должностных лиц (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);
- непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);
- наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
- наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч.1 ст. 27 УПК РФ).
- отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч.1 ст. 27 УПК РФ).
Прекращение уголовного преследования и уголовного дела по указанным основаниям влечет реабилитацию гражданина – восстановление в прежних правах и восстановление его доброго имени в соответствии с гл. 18 УПК РФ.
Прекращение уголовного дела и уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям констатирует, что конкретное лицо совершило преступление, но по основаниям предусмотренным законодательством, подлежит освобождению от уголовной ответственности и уголовного наказания.
К этим основаниям относятся:
- истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК);
- смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1ст. 24 УПК);
- устранение новым уголовным законом преступности и наказуемости деяния до вступления приговора в законную силу (ч. 2 ст. 24 УПК);
- примирение сторон, если подозреваемый, обвиняемый в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, примирился с потерпевшим и загладил причиненный ему вред (ст. 25 УПК);
- принятие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК);
- недостижение несовершеннолетним к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 2 ст. 27 УПК);
- деятельное раскаяние в соответствии со ст. 28 УПК РФ;
- прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в соответствии со ст. 28.1 УПК РФ;
- в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК);
- в отношении лица, совершившего преступление в состоянии невменяемости (ст. 439 УПК).