Образовательные технологии. При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии
При реализации программы дисциплины используются различные образовательные технологии.
Аудиторные занятия (34 или 20 часов) проводятся в виде лекций и практических занятий.
На всех лекциях (26 часов или 16 часов) используются мультимедийные материалы в программе МО «PowerPoint» и применяются ПК и компьютерный проектор.
При проведении практических занятий (8 часов или 4 часа) используются активные и интерактивныеформы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, составление карт сравнительного анализа, их анализ всем составом группы студентов, дискуссии по актуальным проблемам уголовного права).
Самостоятельная работа студентов (324 часа) имеет целью формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся и выполняется в виде курсовой работы, других видов работ и обеспечивается методическими рекомендациями.
Самостоятельная работа студентов предусматривает: такие виды работ под руководством преподавателя, как курсовая работа, консультации, постановка и обсуждение проблемных вопросов, дискуссии в процессе занятий, тренинги по терминологии, составление проектов правовых документов, виды работы без руководства преподавателя: работа с опорным конспектом, изучение дополнительной литературы, материалов судебной практики, материалов официальных сайтов судов, рефераты, эссе, составление схем, тесты, работа с альбомами схем.
Самостоятельная работа студентов обеспечивается учебной и дополнительной литературой, официальными, справочно-библиографическими и специализированными периодическими изданиями, доступом к электронно-библиотечной системе.
Основные темы практических занятий
(ОК-3, 4, 5, 6, 7; ПК-5, 6, 7, 9, 10, 11, 12)
Общие методические указания по подготовке к практическим занятиям
Практические занятия требуют тщательной подготовки. Студентам необходимо уяснить вопросы практического занятия. Целесообразно подобрать соответствующую учебную литературу к каждому вопросу с учетом его специфики. По каждому вопросу занятия рекомендуется составить план-конспект ответа, в котором кратко изложить основные положения, необходимые статистические данные, примеры.
Тема 3. Преступление: понятие, содержание и классификация. Состав преступления (4 часа)
Вопросы:
1 Преступление: понятие, признаки. Малозначительность деяния.
2. Категории преступлений и их значение.
3. Понятие, сущность и значение состава преступления. Соотношение преступления и состава преступления.
4. Элементы состава преступления и их признаки.
5. Классификации составов преступления.
Вопросы для самоподготовки:
1. Виновность – как признак преступления.
2. Наказуемость – как признак преступления.
3. Общественная опасность – как признак преступления.
4. Противоправность – как признак преступления.
5. Социальная природа преступления.
6. Историческое развитие термина «преступление».
7. Виды составов преступлений.
8. Элементы состава преступления и их признаки.
Литература:
Азнис А. Понятие состава служебного преступления // Уголовное право. 2004. № 3.
Буланов А. Ю. Моделирование составов со смягчающими обстоятельствами // Закон и право. 2004. № 3.
Веселов Е. Граница преступного и непреступного // Уголовное право. 2004. № 3.
Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристика // Уголовное право. 2006. № 1.
Горбуза А., Сухарев Е. Методика квалификации преступлений в стадии возбуждения уголовного дела // Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования. Свердловск, 1988.
Гонтарь И. Я. Категоризация преступлений в основании институтов уголовного права: социально-правовые последствия // Правоведение. 2003. № 4.
Дымченко В. И., Корчагин А. Г. Уголовные преступления и административные правонарушения // Вопросы государственного строительства и правового регулирования. Владивосток, 1990.
Жалинский А. Э. Общественная опасность преступления в структуре уголовно-правовой оценки деяния // Юридический мир. 2003. № 7.
Ильин С. И. О формировании понятия уголовного преступления // Российский судья. 2004. № 6.
Иногамова-Хегай Л. Понятие преступления и субъекта преступления по международному уголовному праву // Уголовное право. 2004. № 1.
Карева А. Классификация умышленного причинения вреда здоровью как основание систематизации комплексов частно-медицинских рекомендаций // Закон и право. 2006. № 7.
Клепицкий И. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской конвенции о правах человека // Государство и право. 2000. № 3.
Коробов П. Классификация преступлений по уровню их опасности // Российская юстиция. 2004. № 1.
Ковалев М. И. Понятие преступления в советском уголовном праве. Свердловск, 1987.
Корецкий В. Графико-математический подход к измерению характера и степени общественной опасности преступления // Российский следователь. 2002. № 3.
Коробов П. В. Уголовный проступок: «за» и «против» // Правоведение. 1990. № 5.
Коробов П. О системе Общей части УК и классификации преступлений // Обсуждение проекта УК РФ. Ростов-н/Д,1992.
Кузнецова Н. Квалификация сложных составов преступлений // Уголовное право. 2000. № 1.
Ляпунов Ю. И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989.
Ляпунов Ю. И. Состав преступления: гноселогический и социально-правовой аспекты // Уголовное право. 2005. № 5.
Ляпунов Ю. И. Функции состава преступления // Уголовное право. 2005. № 3.
Мальцев В. Малозначительность деяния в уголовном праве // Законность. 1998. № 1.
Малиновский А. А. Преступление и наказание за рубежом: новый взгляд российских ученых // Журнал российского права. 2003. № 8.
Марцев А. И. Преступление: сущность и содержание. Омск, 1986.
Марцев А. И. Состав преступления: структура и виды // Уголовное право. 2005. № 2.
Марцев А. И.Общественная вредность и общественная опасность преступления // Правоведение. 2001. № 4.
Марцев А., Михаль О. Уголовно-правовая классификация преступлений // Уголовное право. 2005. № 5.
Медведев А. М. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990. № 6.
Михаль О. О классификационных единицах при классификации преступлений // Уголовное право. 2006. № 1.
Наумов А. Проблемы декриминализации: причины и способы // Советская юстиция. 1990. № 19.
Особенности определения сроков давности по длящимся и продолжаемым преступлениям // Законность. 2004. № 3.
Поцелуев Е. Л. Эволюция категории «правонарушение» в истории западной и отечественной юридической мысли. Иваново, 2004.
Разгильдяев Б. Т. Деяния, содержащие признаки преступления и его уголовно-правовое значение // Правоведение. 1990. № 4.
Расторопов С. В. Привелигированные виды составов преступлений против здоровья // Закон и право. 2004. № 1.
Руднев В. И. О возможности введения в уголовное законодательство понятие «федеральное преступление» // Журнал российского права. 2004. № 6.
Сверчков В. Уклонение от уплаты обязательных платежей: конструкция составов преступлений // Российская юстиция. 2000. № 7.
Торкунов М. Общественная опасность преступления и личности преступника при рассмотрении уголовных дел в особом порядке законодателем не учтена // Уголовный процесс. 2006. № 3.
Трухин А. Тяжесть преступления как категория уголовного права // Уголовное право. 2005. № 2.
Филимонов В. Обстоятельства, определяющие содержание и конструкцию состава преступления // Уголовное право. 2003. № 2.
Щепельков В. Квалификация преступлений с альтернативными составами // Российская юстиция. 2001. № 10.
Щепельков В. Определение уголовной противоправности деяния при конструировании и применении уголовного кодекса // Закон и право. 2002. № 7.