Объем учебной дисциплины и виды учебной работы. Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»
УТВЕРЖДАЮ | |
Начальник ВЮИ ФСИН России генерал-майор внутренней службы | |
С.Н. Емельянов | |
« ____ » ___________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
По направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки: гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Владимир 2012
Уголовно-процессуальное право: рабочая программа по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) выпускника – бакалавр. – Владимир, ВЮИ ФСИН России, 2012 – 56 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, и на основании рабочего учебного плана, рассмотренного
и одобренного Ученым советом ВЮИ ФСИН России 26 мая 2011 г., протокол № 7.
Разработчик программы:
Богачевская Е.А. – старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права, кандидат юридических наук.
Рецензенты программы:
Семенов С.А. – начальник кафедры уголовного права и криминологии Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент;
Кулаков А.Ф. – судья Октябрьского районного суда
г. Владимира, кандидат юридических наук, доцент.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовно-процессуального права ВЮИ ФСИН России « 05 » апреля 2012 г., протокол № 17.
Обсуждена и одобрена на заседании методического совета ВЮИ ФСИН России «_____» ____________ 2012 г., протокол № ____.
ã ВЮИ ФСИН России, 2012
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Уголовно-процессуальное право» являются формирование у бакалавра общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам уголовно-процессуального права.
Задачи освоения учебной дисциплины:
обучить анализировать теоретические аспекты уголовно-процессуального права Российской Федерации;
развить у них навыки толкования норм уголовно-процессуального права, умение обосновывать свое мнение о применении норм уголовно-процессуального законодательства;
сформировать у обучающихся высокий уровень правосознания, ориентировать на неукоснительное соблюдение норм уголовного и уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования
Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» относится к базовой части профессионального цикла учебных дисциплин, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Требования к уровню подготовки обучающегося (входные знания), предшествующие дисциплины:
Освоение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» требует предварительного успешного освоения дисциплин: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Философия», «Логика», «Конституционное право», «Уголовное право».
Взаимосвязь с последующими дисциплинами:
Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» является основой для освоения дисциплин:
а) базовой части Б.3 Профессиональный цикл – Административное право, Трудовое право, Криминалистика;
б) вариативной части Б.3 Профессиональный цикл – Уголовно-исполнительное право.
Компетенции, формируемые в результате изучения
Учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция следующих общекультурных и профессиональных компетенций
а) общекультурных (ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
б) профессиональных (ПК):
в экспертно-консультационной деятельности:
- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления и них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- уголовно-процессуальный закон и иные нормативные правовые акты, регламентирующие уголовное судопроизводство (ОК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-14);
- требования правовых норм о назначении, принципах, участниках уголовного судопроизводства, доказательствах и доказывании, мерах процессуального принуждения и иных общих положениях уголовного процесса (ОК-1, ОК-6, ПК-5, ПК-11, ПК-14);
- порядок производства дознания по уголовным делам (ПК-5, ПК-14);
- систему стадий уголовного судопроизводства и иметь представление об особенностях производства в каждой из них (ПК-5, ПК-14).
Уметь:
- анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов (ПК-3; ПК-5, ПК-8);
- анализировать уголовно-процессуальные отношения, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства в связи с производством дознания по уголовным делам (ПК-3);
- применять полученные знания при производстве дознания по уголовным делам (ОК-1, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-11, ПК-14);
- взаимодействовать с иными государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство (ПК-32).
Владеть:
- навыками выявления, пресечения и раскрытия преступлений (ПК-12, ПК-13);
- навыками производства следственных и иных процессуальных действий (ПК-5, ПК-14, ПК-15);
- навыками принятия процессуальных решений, составления протоколов, постановлений и иных процессуальных документов (ПК-5. ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-26).
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | ||||
Модуль 1. | ||||||||
1. | Тема № 1. Сущность, значение, задачи и основные понятия уголовного процесса России | |||||||
2. | Тема № 2. Уголовно-процессуальный закон и уголовно-процессуальное право. | |||||||
3. | Тема № 3. Принципы уголовного процесса. | |||||||
4. | Тема № 4. Субъекты уголовного процесса. | |||||||
5. | Тема № 5. Процессуальные документы, сроки, судебные издержки. | |||||||
6. | Тема № 6. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. | |||||||
7. | Тема № 7. Источники доказательств. | |||||||
8. | Тема № 8. Меры уголовно-процессуального принуждения. | |||||||
9. | Тема № 9. Стадия возбуждения уголовного дела. | |||||||
10. | Тема № 10-11. Стадия предварительного расследования. Общие условия предварительного расследования. | |||||||
Модуль 2. | ||||||||
11. | Тема № 12. Следственные действия. | |||||||
12. | Тема № 13. Привлечение лица в качестве обвиняемого. | |||||||
13. | Тема № 14. Меры пресечения. | |||||||
14. | Тема № 15. Приостановление производства по делу. | |||||||
15. | Тема № 16. Окончание предварительного расследования. | |||||||
16. | Тема № 17. Подсудность. Стадия назначения судебного заседания. | |||||||
17. | Тема № 18-19. Общие условия судебного разбирательства. Стадия судебного разбирательства. | |||||||
18. | Тема № 20. Производство в суде второй инстанции. | |||||||
19. | Тема № 21. Стадия исполнения приговора. | |||||||
20. | Тема № 22. Производство в надзорной инстанции. | |||||||
21. | Тема № 23. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | |||||||
22. | Тема № 24-26. Производство по делам несовершеннолетних. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельной категории граждан. | |||||||
23. | Тема № 27. Особый порядок производства судебного разбирательства. Особенности производства у мирового судьи. | |||||||
24. | Тема № 28. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | |||||||
25. | Тема № 29. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. | |||||||
Экзамен | ||||||||
Форма контроля – экзамен в 6-м семестре | ||||||||
Всего: |
Учебно-тематический план
на базе ОСО заочно
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | |||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | |||||
Модуль 1. | |||||||||
1. | Тема № 1-3. Основные положения уголовно-процессуального права. | ||||||||
2. | Тема № 4. Субъекты уголовного судопроизводства. | ||||||||
3. | Тема № 5. Процессуальные документы, сроки, судебные издержки. | ||||||||
4. | Тема № 6-7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Источники доказательств. | ||||||||
5. | Тема № 9-11. Стадия возбуждения уголовного дела. Общие условия предварительного расследования. Стадия предварительного расследования. | ||||||||
6. | Тема № 12. Следственные действия. | ||||||||
7. | Тема № 13-14, 8. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Меры пресечения. Меры уголовно-процессуального принуждения. | ||||||||
8. | Тема № 15-16. Приостановление и окончание предварительного расследования. | ||||||||
Зачет | |||||||||
Модуль 2. | |||||||||
9. | Тема № 17-19. Подсудность. Стадия назначения судебного заседания. Общие условия судебного разбирательства. Стадия судебного разбирательства. | ||||||||
10. | Тема № 20-23. Производство в суде второй инстанции. Производство в надзорной инстанции. Исполнение приговора. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | ||||||||
11. | Тема № 24-26. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. особенности производства по делам в отношении отдельной категории граждан. | ||||||||
12. | Тема № 27-28. Особый порядок судебного разбирательства. особенности производства у мирового судьи. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | ||||||||
Экзамен | |||||||||
Форма контроля – зачет на 3 курсе; экзамен на 4 курсе. Контрольная работа на 4 курсе. | |||||||||
Всего: | |||||||||
Учебно-тематический план
на базе СПО заочно
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | |||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | |||||
Модуль 1. | |||||||||
1. | Тема № 1-3. Основные положения уголовно-процессуального права. | ||||||||
2. | Тема № 4. Субъекты уголовного судопроизводства. | ||||||||
3. | Тема № 5. Процессуальные документы, сроки, судебные издержки. | ||||||||
4. | Тема № 6-7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Источники доказательств. | ||||||||
5. | Тема № 9-12. Стадия возбуждения уголовного дела. Общие условия предварительного расследования. Стадия предварительного расследования. Следственные действия. | ||||||||
6. | Тема № 13-14, 8. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Меры пресечения. Меры уголовно-процессуального принуждения. | ||||||||
7. | Тема № 15-16. Приостановление и окончание предварительного расследования. | ||||||||
Модуль 2. | |||||||||
8. | Тема № 17-19. Подсудность. Стадия назначения судебного заседания. Общие условия судебного разбирательства. Стадия судебного разбирательства. | ||||||||
9. | Тема № 20-23. Производство в суде второй инстанции. Производство в надзорной инстанции. Исполнение приговора. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | ||||||||
10. | Тема № 24-26. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. особенности производства по делам в отношении отдельной категории граждан. | ||||||||
11. | Тема № 27-28. Особый порядок судебного разбирательства. особенности производства у мирового судьи. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | ||||||||
Экзамен | |||||||||
Форма контроля - экзамен на 3 курсе | |||||||||
Всего подлежит изучению: | |||||||||
Подлежит переаттестации | |||||||||
Учебно-тематический план
на базе ВПО заочно
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | |||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические Занятия | Др. виды занятий | |||||
Модуль 1. | |||||||||
1. | Тема № 1-3. Основные положения уголовного процесса. | ||||||||
2. | Тема № 4. Субъекты уголовного судопроизводства. | ||||||||
3. | Тема № 5. Процессуальные документы, сроки. Судебные издержки. | ||||||||
4. | Тема № 6-7. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Источники доказательств. | ||||||||
5. | Тема № 9-11. Стадия возбуждения уголовного дела. Общие условия предварительного расследования. Стадия предварительного расследования. | ||||||||
6. | Тема № 12. Следственные действия. | ||||||||
7. | Тема № 13, 14, 8. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Меры пресечения. Меры уголовно-процессуального принуждения. | ||||||||
8. | Тема № 15-16. Приостановление и окончание предварительного расследования. | ||||||||
Зачет | |||||||||
Модуль 2. | |||||||||
9. | Тема № 17-19. Подсудность. Стадия назначения судебного заседания. Общие условия судебного разбирательства. Стадия судебного разбирательства. | ||||||||
10. | Тема № 20-23. Производство в суде второй инстанции. Стадия исполнения приговора. Производство в надзорной инстанции. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | ||||||||
11. | Тема № 24-26. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. Особенности производства по делам в отношении отдельной категории граждан. | ||||||||
12. | Тема № 27-28. Особый порядок судебного разбирательства. Особенности производства у мирового судьи. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | ||||||||
Экзамен | |||||||||
Форма контроля - зачет на 2 курсе; экзамен на 3 курсе. Контрольная работа на 3 курсе | |||||||||
Всего: | |||||||||
Содержание учебной дисциплины
Модуль 1.
Тема 1. Сущность, назначение, задачи и основные понятия уголовного процесса России.
Понятия, сущность и значение уголовного процесса. Уголовный процесс – вид государственной деятельности. Основные понятия курса «Уголовный процесс». Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу. Соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство», «уголовный процесс» и «правосудие», «уголовно-процессуальная деятельность» и «оперативно-розыскная и административно-служебная деятельность органов внутренних дел».
Задачи и цели уголовного процесса. Их соотношение. Задачи уголовного процесса в свете Конституции РФ.
Стадии уголовного процесса. Обязательные признаки стадии. Этапы производства по уголовному делу, не являющиеся стадиями уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса. Уголовно-процессуальные функции.
Литература к теме: [4, 5, 18–20, 42–43, 70, 114, 116, 127].