Стратегия общения с пациентом
Приложение
Цель сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма – осуществляется путем решения следующих задач:
· создание базы информационных данных о пациенте;
· идентификация потребностей больного в медицинском обслуживании;
· обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
· составление плана ухода и обеспечение ухода за больным, соответствующего потребностям пациента;
· определение эффективности процесса ухода за больным и достижение цели медицинского обслуживания пациента.
Таким образом, сестринский процесс состоит из 5 этапов:
1.Сбор информации о состоянии здоровья пациента
2.Сестринская диагностика или определение сестринских проблем
3.Планирование сестринского ухода
4.Реализация сестринского ухода
5.Оценка эффективности предоставленного ухода и коррекция ухода в случае необходимости.
Сестринский процесс документируется в сестринской истории болезни.
Первый этап сестринского процесса состоит в организации информационной базы. Информационный даны должны быть точными, полными и носить описательный характер. Информация может поступать от пациента, члена его семьи, членов бригады медико-санитарной помощи, из медицинской документации, физических осмотров, диагностических тестов. Организация информационной базы начинается со сбора субъективной информации путем расспроса больного, в процессе которого медицинская сестра получает представление о физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных особенностях пациента. Наблюдая поведение, внешность больного и его взаимоотношение с окружающей средой, медсестра может определить, соответствует ли рассказ больного о себе данным, полученным в результате наблюдения. Пациенту нужно внушить чувство доверия и конфиденциальности. Наряду с ощущением профессионализма медсестры это создает те доброжелательные отношения между медсестрой и пациентом, без которых невозможен адекватный терапевтический эффект.
Стратегия общения с пациентом
· Вы должны быть уверенны, что беседа будет проходить в тихой официальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.
· Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщив цель беседы.
· Называйте пациента по имени и отчеству и на «Вы». Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.
· Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.
· Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь, что он Вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.
· Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.
· Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов. Прежде всего спросите о его жалобах-. Начните разговор с вопроса : «Что Вас беспокоит?»
· Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова или фразы.
Собрав необходимую субъективную и объективную информацию о состоянии здоровья пациента, медсестра должна сформулировать диагноз.
Сестринский диагноз – это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (проблемы), с желательным указанием причин такой реакции.
Эта реакция может быть физиологической, психологической и социальной. Таким образом, сестринский диагноз охватывает все сферы жизни пациента и меняется несколько раз. Задача сестринской диагностики – разработка индивидуального плана ухода за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, возникшим из-за болезни.
Медсестра не изобретает свои диагнозы, их перечень приводится в специальной справочной литературе (см. Примеры диагнозов, одобренных ассоциацией NANDA). Но каждый диагноз медсестра должны обосновать применительно к данному пациенту. До недавнего времени «диагноз» относился исключительно к профессиям врача.
Врачебный диагноз – это определение заболевания, основанное на специальной оценке физических признаков, истории заболевания, диагностических тестов. Задача врачебной диагностики – назначение лечения, в том время как задача диагностики медсестры – разработка индивидуального плана ухода за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. Проблемы могут быть основными, сопутствующими, потенциальными.
После установления диагноза (проблемы) медсестра определяет приоритеты в соответствии с серьезностью диагноза. Медсестра не может одновременно приступить к решению всех проблем здоровья пациента. Приоритеты медсестра выбирает в зависимости от срочности, природы предписанного врачом лечения и классифицирует их применительно к данному пациенту на срочные и долгосрочные. Срочным приоритетом обладают проблемы, которые могут оказывать пагубное влияние на состояние пациента. Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают не экстремальные, неопасные для жизни потребности пациента, а также те, которые имеют косвенное отношение к заболеванию и прогнозу.
Таким образом, сестринская история болезни – своеобразный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. Ощущение больным высокого профессионализма медсестры усиливает терапевтический эффект, способствует непринужденному общению медсестры и пациента и позволяет медсестре определить потребности пациента и стоящей перед ним задачи.
Примеры диагнозов, одобренных Ассоциацией NANDA (Северо-Американской Ассоциацией Диагностик Медицинских Сестер)
· Недостаточное питание, не соответствующее потребностям организма
· Излишнее питание, превышающее потребности организма
· Изменение защитных функций
· Беспокойство
· Дефицит гигиенических навыков и санитарных условий
· Хроническая боль
· Хронический запор
· Усталость
· Сердечная недостаточность
· Понос
· Нехватка жидкости
· Излишний объем жидкости
· Высокий риск удушья
· Высокий риск повреждения кожных покровов
· Синдром гипертермии
· Синдром пониженного газообмена
· Синдром пониженной физической активности
· Синдром недостатка знаний
· Синдром общей слабости
· Измененные семейные отношения
· Измененная модель сексуального поведения
· Измененная тканевая перфузия (указать тип – церебральная, кардиолегочная, почечная, желудочно-кишечная, периферическая)
· Хроническое приниженное чувство собственного достоинства
· Дефицит желания следить за собой
· Дефицит заботы о своем питании
· Высокий риск синдрома неправильного применения лекарств
· Высокий риск травмы
· Высокий риск отравления
· Чувство отчаяния, безысходности
· Неэффективное очищение дыхательных путей
· Бессмысленный отказ от приема лекарств
· Сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций
· Неэффективное использование программы лечения
· Несоблюдение режима приема лекарственных средств
· Расстройство памяти в отношении своей личности
· Сенсорные изменения (уточнить) – слуховые, вкусовые, мышечно-суставные, обонятельные, осязательные, зрительные
· Социальная самоизоляция
· Задержка мочи
· Нарушение мочеиспускания