Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Новая редакция Закона предусматривает два порядка проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: "административный" - вышестоящими должностными лицами по жалобе заинтересованных лиц и "судебный" - судами по заявлению заинтересованных лиц.

При этом Закон предоставляет право выбора обращения с жалобой в суд либо к вышестоящему должностному лицу (часть 4 статьи 14).

По ранее действовавшему законодательству проверка законности постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа являлась исключительной прерогативой судебных органов.

При одновременной подаче жалобы должностному лицу службы судебных приставов и в суд такая жалоба рассматривается только судом. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является основанием для приостановления рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности (часть 2 статьи 126 Закона). Принятие судом решения по аналогичной жалобе является основанием для отказа в ее рассмотрении в порядке подчиненности (пункт 4 части 1 статьи 125 Закона).

Учитывая изложенное, представляется, что при получении жалобы на действия судебного пристава, суд, в порядке подготовки, должен уведомить о принятой жалобе не только того пристава, чьи действия обжалуются, но и главного пристава субъекта Российской Федерации.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

При этом необходимо иметь ввиду, что указанный выше срок является сроком обращения в суд, что аналогично сроку исковой давности. Этот срок не может быть восстановлен в порядке ст.112 ГПК РФ, также и не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении этого срока, без проверки жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Он может быть применен (как применяется срок исковой давности) при вынесении судом решения по существу. В этом случае необходимо проверить, имеются ли уважительные причины, повлекшие пропуск срока на обращение в суд, нашли ли они свое подтверждение.

При подаче заявления о восстановлении пропущенного срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие, например, подано заявление об оспаривании постановления или действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

При таких обстоятельствах определение суда о рассмотрении ходатайства о восстановлении срока на обжалование действий судебного пристава-исполнителя, без рассмотрения самой жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, не может быть признано законным.

Пропуск десятидневного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Закон не содержит отдельных норм, регулирующих порядок восстановления срока обжалования постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия). Вместе с тем из содержания части 1 статьи 125 Закона следует, что лицо, подавшее жалобу, вправе заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования.

Таким образом, срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, если причина пропуска такого срока будет признана уважительной. Указанное ходатайство может содержаться в тексте жалобы либо в отдельном документе, который должен быть подан одновременно с жалобой.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении заявления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу.

Закон устанавливает ограничения в части подачи жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя. Право на такое обжалование согласно Закону принадлежит только лицу, заявившему отвод. Наряду с этим предусмотрено, что удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может. Прежняя редакция Закона таких норм не содержала.

Жалобы, указанные в ст. 441 ГПК и ст. 121 Закона об исполнительном производстве, не оплачиваются государственной пошлиной.

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) предусмотрен ст.128 Закона.

В отличие от прежней редакции Закона устанавливается, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в суд не по месту нахождения должностного лица службы судебных приставов, а в суд, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Фактически данной нормой в законодательном порядке утверждается тот порядок, который исполнялся судами и при действии Закона в старой редакции.

В статье четко разграничена компетенция арбитражных судов и судов общей юрисдикции по рассмотрению вышеуказанных заявлений.

Прежняя редакция Закона (статья 90) к подведомственности арбитражных судов относила рассмотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению только исполнительного документа, выданного арбитражным судом.

Согласно новой редакции Закона заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) может быть также рассмотрено арбитражным судом в случаях исполнения:

- требований в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, в судебных актах, актах других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

- постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником по ним является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.

Мы полагаем, что заявление об оспаривании постановления вышестоящего должностного лица службы судебных приставов, принятого по жалобе на постановление, действия (бездействие) подчиненного ему должностного лица, по исполнению вышеуказанных документов также должно рассматриваться арбитражным судом.

Во всех остальных случаях заявления об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подаются в суд общей юрисдикции.

Порядок рассмотрения заявления устанавливается процессуальным законодательством Российской Федерации (гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным), с учетом особенностей, установленных Законом.

Заявление должно быть рассмотрено судом в десятидневный срок.

Законодательство об исполнительном производстве состоит не только из Федерального закона «Об исполнительном производстве», но и из иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, нормы которых должны соответствовать Федеральному закону "Об исполнительном производстве".

Среди таких федеральных законов следует назвать ГК РФ, такие нормы, как:

- об обращении взыскания на заложенное имущество (статьи 348-350),

- о порядке проведения торгов (статьи 448-449),

- об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статьи 1241, 1284, 1319, 1405);

Вопросы обжалования действий судебных приставов и постановлений, вынесенных ими, регулируются как гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Подведомственность гражданских дел судам установлена ст.22 ГПК РФ.

Подведомственность дел по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя определена ч.2 ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Такие жалобы подаются в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть в случае исполнения акта органа, исполняющего контрольные функции (налоговая служба), о взыскании денежных средств или актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (административные комиссии, инспекторы ГИБДД, участковые инспекторы и т.п.)

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью, то есть в случае исполнения судебным приставом-исполнителем его же постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных приставом в процессе исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом или иным, предусмотренным законом компетентным органом или должностным лицом.

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.

Если же говорить о подсудности жалоб на действия судебных приставов необходимо исходить из следующего.

В соответствие со ст.441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными статьей 441 ГПК РФ.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в порядке, предусмотренном этой же нормой.

Упомянутые главы 23 и 25 ГПК РФ регламентируют общий порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публично-правовых отношений, а также особенности производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Глава 23 ГПК РФ предусматривает общие положения производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Согласно ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных ст.ст. 23, 25, 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Подсудность рассмотрения судами гражданских дел определена ст.ст.22-27 ГПК РФ.

Перечень гражданских дел, подсудных мировым судьям определен ч.1 ст.23 ГПК РФ.

В этот перечень не включены дела, подлежащие разрешению в порядке, определенном главами 23 и 25 ГПК РФ.

Однако необходимо иметь ввиду, что мировой судья не рассматривает дело категории, предусмотренной названными главами, а только применяет порядок, определенный этими главами, при разрешении жалобы на действия судебного пристава-исполнителя.

Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст.3) определена компетенция мирового судьи, согласно которой мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

В этот перечень также не включена возможность рассмотрения мировыми судьями жалоб на действия судебного пристава-исполнителя.

Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Федеральными законами, как следует из ч.2 ст.23 ГПК РФ, к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

В ст.128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержится общее указание на то, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Судебные приставы-исполнители осуществляют свою деятельность в районе деятельности мирового судьи, который в то же время является и районом деятельности федерального районного судьи.

В случае поступления в суд жалобы на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению сводного исполнительного производства необходимо исходить из того, возможно ли определить во исполнение какого из исполнительных документов совершено обжалуемое действие судебного пристава-исполнителя.

Если такое можно определить, то подсудность определяется в зависимости от того, кем выдан исполнительный документ.

2. Вопросы подведомственности дел по заявлениям о прекращении исполнительного производства.

В соответствие с ч.1 ст.439 ГПК РФ, исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Однако не следует считать, что исполнительное производство может быть прекращено только судом.

Вопросы прекращения исполнительного производства предусмотрены и специальным законом – Законом «Об исполнительном производстве», который уточняет общие положения, предусмотренные гражданским процессуальным кодексом.

Согласно ст.43 названного закона, исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

В других случаях, а именно в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ - исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем.

Диспозиция п.4 ч.1 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет полагать, что суд вправе принять к своему производству и рассмотреть заявление о прекращении исполнительного производства, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе и по тем основаниям, которые отнесены названной выше нормой к компетенции судебного пристава-исполнителя.

Подведомственность и подсудность дел данной категории судам необходимо определять в соответствие с указанными выше принципами, исходя из того, каким органом выдан исполнительный документ.

3. Разрешение вопроса о правопреемстве по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений иных органов, а также в рамках сводного исполнительного производства.

Правопреемство представляет собой переход прав и обязанностей от одного лица к другому (например, при наследовании, дарении, реорганизации юридического лица). Правопреемство не допускается по отношению к правам, имеющим строго личный характер (например, нельзя передать право на получение алиментов).

Согласно ст.52 Закона «Об исполнительном производстве, в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Из смысла названной нормы следует, что судебный пристав-исполнитель не самостоятельно принимает решение о замене стороны исполнительного производства на правопреемника. Для этого ему необходимо получить соответствующее постановление суда или иного органа (должностного лица).

Согласно ст.44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суддопускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Исполнение решения суда, то есть работу судебного пристава-исполнителя в процессе исполнительного производства, мы (а также и Международный суд) считаем стадией гражданского судопроизводства

Замена выбывшей стороны правопреемником на основании вступившего в силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

В случае, если необходимость замены стороны правопреемником возникла при исполнении сводного исполнительного производства, необходимо исходить из того, кем был выдан исполнительный документ, являющейся составной частью сводного исполнительного производства, определивший выбывшую сторону – стороной исполнительного производства.

4. Последствия истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Поэтому при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении года со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

Срок, установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, начинает течь со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.

Течение срока давности, предусмотренного частью 1 этой статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

Согласно ч.9 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства.

Так же как и кодекс об административных правонарушениях, Закон «Об исполнительном производстве содержит в себе положения, согласно которым в срок давности не включается срок, в течении которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае, возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Так же и в ст.47 закона «Об исполнительном производстве говорится о том, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении, независимо от фактического исполнения этого акта.

Наши рекомендации