Основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора

Введение

Эффективность выполнения Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации возложенных задач имеет огромное значение, поскольку они направлены на фактическое, законное и оперативное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, защиту прав, свобод граждан и организаций. В этой связи правоприменительная деятельность судебных приставов активно обсуждается обществом и всеми представителями государственной власти.

На современном этапе социального развития Российского государства и общества определяющее значение приобретают вопросы нормативно-правового обеспечения организации и функционирования органов государственного аппарата, повышение социальной эффективности правоприменительного процесса с целью реализации государственной политики в обеспечении неотвратимости юридической ответственности за неисполнение судебных решений.

Правильному и социально-эффективному применению мер административной ответственности может и должен служить четко действующий процессуально-правовой механизм исполнительского сбора, применяемый Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, главным результатом деятельности которой являются восстановление нарушенных прав и законных интересов, прежде всего, взыскателя по исполнительному производству.

Исполнительное производство – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования.Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. Оно обеспечивает достижение материально-правовой цели юрисдикционной деятельности, именно по нему можно судить об эффективности и действенности правовой защиты в целом.

В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разнообразные расходы. Необходимость их осуществления обычно возникает по объективным причинам, не зависящим от сторон. Например, расходы, затраченные на перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм. В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением должника и выступают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственности в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).

Данная тема является актуальной, так как расходы на совершение исполнительских действий не маловажная часть исполнительного производства, которая помогает для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Целью работы является анализ понятия и особенностей расходов в исполнительном производстве и порядка их взыскания.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- раскрыть определение, функции, виды расходы в исполнительном производстве;

- раскрыть понятие исполнительского сбора,

- выявить основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора;

- исследовать общий порядок взыскания исполнительного сбора;

- раскрыть понятие расходы по совершению исполнительных действий ,

- выявить основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий;

- исследовать общий порядок взыскания расходов по совершению исполнительных действий;

Объектом исследования выступают правоотношения, связанные с взысканием расходов в исполнительном производстве.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты регламентирующие порядок взыскания расходов в исполнительном производстве , практика их применения, а также юридическая литература.

Контрольная работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.

Общие положения о расходах в исполнительном производстве

Расходы в исполнительном производстве- это денежные затраты, возникающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.

Основная функция института расходов заключается в возмещении расходов государства в связи с принудительным исполнением. В качестве дополнительной функции выступает функция предупреждения неправомерного поведения со стороны должника, выражающегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном производстве.

По общему правилу, обязанность по уплате расходов в исполнительном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника). Однако в исключительных случаях, например в случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета (ч. 2 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

Расходы в исполнительном производстве состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Последние законодательные изменения не повлияли на определение сущности исполнительского сбора как одного из видов расходов в исполнительном производстве, хотя с точки зрения законодательной техники нормы об исполнительном производстве находятся не в гл. 16 "Расходы по совершению исполнительных действий", а в гл. 15 Закона об исполнительном производстве, где также сосредоточены нормы об ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор

Понятие исполнительского сбора

Раскрывая понятие исполнительского сбора, стоит отметить, что в его основе лежит легальное определение этого понятия, которое закреплено в законодательстве об исполнительном производстве.

Согласно ч.1. ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об исполнительном производстве» «Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет».

Признаками исполнительского сбора являются следующие:

· исполнительский сбор регламентирован федеральным законом об исполнительном производстве;

· исполнительский сбор применяется за объективно-противоправное поведение, без учета вины должника;

· фактическим основанием применения исполнительского сбора является факт несоблюдения предписанного законом порядка исполнения решений юрисдикционных органов;

· исполнительский сбор направлен на восстановление нарушенного права и обеспечение исполнительного производства;

· исполнительский сбор носит материальный характер.

Основными условиями применения исполнительского сбора является неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части, надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства, истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве (по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

За должником признается право на обращение в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, должник имеет право на обращение в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В том случае, если судом принимается к рассмотрению указанные заявление или иск взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Закон об исполнительном производстве (ч. 7 ст. 112) закрепляет положение, в соответствии с которым суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.

При этом судом должны учитываться:

· степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа;

· имущественное положение должника;

· иные существенные обстоятельства.

Более того, законодательство устанавливает ограничение усмотрения суда. Так, суд вправе уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве общего правила не вводится каких-либо различий в установлении ответственности в зависимости от того, в какой форме проявилась вина нарушителя обязательства.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ). Таким образом, можно выделить признаки, в соответствии с которыми лицо, нарушившее обязательство, признается невиновным. Данные признаки, как справедливо отмечается в литературе, сочетают в себе как субъективные, так и объективные критерии.

К числу первых относится проявление должной степени заботливости, и осмотрительности в принятии всех находящихся в распоряжении должника мер для надлежащего исполнения обязательства, к числу вторых -- соответствие степени заботливости и осмотрительности характеру обязательства и условиям договора.

И лишь в том случае, если поведение должника при исполнении им обязательства удовлетворяет указанным требованиям, должник считается невиновным в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, что свидетельствует об установлении в гражданском законодательстве презумпции вины.

Фактически должник доказывает отсутствие вины, если ему удается доказать, что нарушение обязательства было вызвано обстоятельствами, которые исключают его вину, например действием стихийных сил природы или поведением третьих лиц, за которых должник не отвечает.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако в настоящее время такого нормативного правового акта не существует.

Основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора

Постановление о взыскании исполнительского сбора с должника выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, либо неисполнения требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю необходимо установить наличие следующих обстоятельств:

- срок, установленный им для добровольного исполнения, истек, и должник надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства, либо истекли сутки с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства устанавливает должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать пяти дней.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

При определении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю следует исходить из требований исполнительного документа и устанавливать разумные сроки в пределах, установленных законом.

Кроме того, необходимо учитывать, что течение указанного срока начинается со дня, следующего за днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а не со дня вынесения данного постановления, а при немедленном исполнении со дня, следующего за днем получения (вручения) должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним рабочий день.

Извещение о возбуждении исполнительного производства направляется должнику почтовой связью или иным способом, установленным главой 4 Закона.

При вручении постановления о возбуждении исполнительного производства представителю должника необходимо убедиться, что он наделен полномочиями для участия в исполнительном производстве. Копии документов, определяющих полномочия соответствующих лиц на участие в исполнительном производстве, приобщаются к материалам исполнительного производства.

После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению в порядке, предусмотренном Законом. Если исполнительский сбор не был взыскан в рамках исполнительного производства, а основное исполнительное производство было окончено, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора.

Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам. Далее исполнительное производство исполняется в обычном порядке.

Наши рекомендации