Гигиенические требования к содержанию и структуре физкультурных занятий.
Физкультурное занятие – является основной формой физического воспитания детей.
Недельное количество занятий, от трех до пяти, определяется администрацией детского сада в зависимости от общей системы физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения, двигательных умений детей, материально-технической базы. Два занятия проводится в спортивном зале, одно (три) - на воздухе. На свежем воздухе полезно проводить занятия, если температура не ниже 12-15 ºС. По возможности занятия организуются по подгруппам (10-12 детей). Формируются подгруппы на основе показателей здоровья, особенностей физической подготовленности дошкольников.
Любой тип физкультурного занятия (учебно-тренировочные (типовые), сюжетно-игровые, тематические с одним видом физического упражнения, комплексные, занятие-туризм) включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.
Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия.
В содержание вводной части входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, игровые упражнения, перестроение, музыкально-ритмические движения, упражнения на полосе препятствий
Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп: плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания. Подбор упражнений должен быть разнообразным, с чередованием их для различных мышечных групп, чтобы обеспечить распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и туловище. Упражнения проводятся с использованием физкультурного инвентаря (палки, булавы, обручи и т. д.) и без него.
С помощью общеразвивающих упражнений формируется правильная осанка, развиваются некоторые физические качества (ловкость, гибкость, сила, быстрота), совершенствуется координация движений.
Затем следуют упражнения в основных движениях – обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии должны быть представлены разновидности всех или почти всех основных движений. Это отвечает идее комплексности физической нагрузки, является руководством к действию при самостоятельном планировании физкультурных занятий. Так, ходьба и бег имеют место во вводной части занятия. Разновидности прыжковых упражнений, лазанья и метания дают огромную возможность для проявления воспитателем педагогического творчества. Каждый вид основного движения предлагается детям для выполнения в изолированном варианте или в комбинациях с другими.
Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, поскоки, лазание и т. п.).
Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игра малой подвижности с двигательными заданиями.
В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.