Расспрос

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

РАССПРОС

Учебное пособие для студентов 3 курса лечебного,

педиатрического, медико-профилактического,

стоматологического факультетов.

Оренбург – 2007

Ю.А. Юдаева

Под общей редакцией профессора К.М. Иванова

Расспрос // Учебное пособие для студентов 3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологическогофакультетов. Оренбург, 2007.- с.

Рецензент: д.м.н., профессор Р.И. Сайфутдинов, заведующий кафедрой факультетской терапии Оренбургской государственной медицинской академии.

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов 3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологическогофакультетов.

Учебное пособие включает в себя вопросы врачебного метода исследования – расспроса в терапевтической практике. Предназначено для студентов 3 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологическогофакультетов.

Оренбургская государственная

медицинская академия, 2007

РАССПРОС

Расспрос является важным методом диагностики, которым должен владеть врач любой специальности. Впервые ввел опрос (расспрос) больного в клинику внутренних бо­лезней создатель русской (московской) терапевтической школы Матв­ей Яковлевич Мудров (1776-1831). Им же была разработана схема клинического исследования и введена в практику история болезни («скорбный лист»).

Аналитический метод в диагностике терапевтических заболеваний разработал профессор московского университета Григорий Антонович Захарьин (1829-1897). По мнению французского клинициста Юшара, Захарьин «воздвигнул расспрос на высоту искусства». В последующем разработкой расспроса как врачебного метода ис­следования занимались С. П. Боткин, А. А. Остроумов, В. П. Образцов, М. П. Кончаловский и многие другие выдающиеся терапевты.

Правильно провести расспрос - задача трудная, особенно для начинающего врача. Здесь необходимы выдержка, такт, знания и умение. Обычно в начале расспроса больному предоставляется возможность свободно высказаться относительно того, что привело его к врачу. Для этого врач задает общий вопрос: "Что Вас беспокоит?" или "На что Вы жалуетесь?". Такой прием имеет очень большой смысл. Во-первых, он является демонстрацией внимания врача к больному, способствует возникновению чувства доверия со стороны пациента. Во-вторых, во время изложения больным его жалоб врач изучает больного, оценивает его психическое состояние, отношение к болезни, интеллектуальный уровень. В ходе рассказа больного у врача формируется первая диагностическая гипотеза относительно того, какое заболевание имеется у данного пациента, или какая система поражена. Дальше врач должен вести целенаправленный расспрос, уточняя и детализируя каждую жалобу, строго придерживаясь определенных правил. Постановка вопросов, их форма и содержание должны быть адаптированы к уровню общего развития больного. должны быть просты и ясны. Речь врача доброжелательной. Беседа ведется в спокойной обстановке, желательно наедине с больным.

Помните, что расспрос сближает врача и больного при условии, что он ведется умело, осторожно, деликатно. Врач должен расположить к себе больного, заручится его доверием. А для этого нужно участие вра­ча в судьбе больного, желание помочь.

Если врач только задает вопросы, то это лишь допрос, что недопус­тимо в лечебном учреждении.

Если врач только слушает рассказ больного «взахлеб», то это только мемуары.

Расспрашивайте больного целенаправленно, но чтобы больной не замкнулся. Не забывайте расспросить не только больного, но и его род­ственников и знакомых.

Все разделы расспроса предусматривают выявление у больного сна­чала отдельных признаков заболевания - симптомов. Далее симптомы объединяются в симптомокомплексы, и, наконец, врач строит специ­фическую комбинацию внутренне взаимосвязанных симптомов, т.е. выделяет синдромы заболевания.

Для того, чтобы найти наиболее достоверный признак (симптом за­болевания), необходимо знать классификацию (характеристику) найденного признака (симптома).

Симптомы по степени вероятности (достоверности) бывают: дос­товерные, вполне вероятные, маловероятные, невероятные (недостовер­ные).

Симптомы имеют количественную характеристику: силу, выражен­ность, величину, частоту, множественность и т.д.

Качественная характеристика включает в себя особые свойства при­знака.

Под локализацией симптома понимают место возникновения и на­правление его распространения (иррадиацию).

Учитываются связи симптома (последовательность появления, чере­дование с другими симптомами, возможность группирования и т.д.).

Под динамикой симптома понимают давность, быстроту и темп его развития, постоянство или периодичность, особенности изменения под влиянием различных факторов.

Необходимо также определить диагностическую значимость симп­тома:

1) главные основные, существенные, специфические, первостепен­ные (патогномоничные, то есть характерные для данного заболевания);

2) не главные, второстепенные, случайные, сопутствующие, неспе­цифические (непатогномоничные) симптомы.

Далее выделяется семиологическая характеристика симптома:

- о каких нарушениях функций органов свидетельствует этот при­знак;

- на какие патологические состояния указывает;

- каковы причины возникновения симптома, и каковы его послед­ствия.

Наконец, должна быть дана прагматическая оценка значимости симптома для больного и врача. Эта значимость бывает анатомической, физиологической, патогенетической, этиологической.

А теперь позвольте перейти к изложению сути первого и наиболее трудного, несмотря на кажущуюся простоту, врачебного диагностичес­кого метода — расспроса.

Расспрос включает в себя в 4 раздела, оформляемые вра­чом в виде истории болезни:

· официальные данные (паспортные данные)

· жалобы больного,

· история заболевания,

· история жизни больного.

Официальные данные (паспортные данные)

1. Фамилия, имя, отчество

2. Возраст

3. Пол

4. Национальность

5. Образование

6. Профессия

7. Занимаемая должность

8. Домашний адрес больного или близких родственников Кем направлен в клинику

9. Дата поступления в клинику

10.Диагноз, с которым направлен в клинику

11.Предварительный диагноз при поступлении в клинику

Наши рекомендации