Содержательный модуль 1: Скелет туловища и конечностей. 2. Цель:Научить студентов определять нормальное анатомическое положение, выучить оси и плоскости, которые можно провести сквозь тело человека
1. Тема 1: ОСИ И ПЛОСКОСТИ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНАХ, АППАРАТАХ, СИСТЕМАХ. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СТРОЕНИЯ ПОЗВОНКОВ.
2. Цель:Научить студентов определять нормальное анатомическое положение, выучить оси и плоскости, которые можно провести сквозь тело человека, дать понятия об органах, аппаратах и системах органов человека.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса геометрии: понятие об оси и плоскости, трехмерное пространство.
3.2. Из курса биологии: билатеральная симметрия тела животных.
4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
4.1. Определить понятие “нормальное анатомическое положение“ тела человека. Записать отличия, которые характеризуют это положение.
4.2. Определить основные оси и плоскости, которые можно провести сквозь тело человека.
4.3. Определить, какие движения возможны вокруг тех или других осей.
4.4. Записать основные анатомические понятия на латинском и украинском языках.
4.5. Определить на препарате общие части позвонка.
4.6. Определить на препарате поверхности и края тела позвонка. Последовательно на каждой поверхности найти и выучить строения тела позвонка.
4.7. Определить на препаратах структуры дуги позвонка, выучить особенности строения и расположение отростков позвонка.
5. Формы и методы самоконтроля:
5.1. Тесты:
5.1.1. Какая плоскость разделяет тело на правую и левую половины?
A. горизонтальная.
B. сагиттальная.*
C. фронтальная.
5.1.2. Какая плоскость разделяет тело на верхнюю и нижнюю части?
A. горизонтальная*
B. сагиттальная
C. фронтальная
5.1.3. Какая плоскость разделяет тело на вентральную и дорзальную части?
A. горизонтальная.
B. сагиттальная
C. фронтальная *
5.1.4. Какие общие части имеет позвонок?
A. Тело, поясничные отростки, отверстие позвонка.
B. Тело, отверстие, верхние и нижние суставные отростки.
C. Тело, дуга, отверстие позвонка.*
5.1.5. Сколько парных отростков имеет позвонок?
A. 5.
B. 3. *
C. 7.
5.1.6. В какой плоскости расположены суставные отростки грудных позвонков?
A. В сагиттальной.
B. В горизонтальной.
C. Во фронтальной.*
6. Программа самоподготовки студентов к теме:
6.1. Определить оси и плоскости, которые используются в анатомии.
6.2. Определить нормальное анатомическое положение человека.
6.3. Выучить основные анатомические термины, которые касаются частей тела человека и его положения.
6.4. Выучить основные методики, которые используются в анатомии.
6.5. Повторить отделы позвоночного столба. Выучить общий план строения позвонков.
1. Тема 2:ШЕЙНЫЕ, ГРУДНЫЕ, ПОЯСНИЧНЫЕ ПОЗВОНКИ. КРЕСТЕЦ, КОПЧИК. СТРОЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА. ИЗГИБЫ ПОЗВОНОЧНИКА И ЕГО ФУНКЦИИ
2. Цель: Выучить на препаратах, топографию, строение и части позвонка, особенности первого и второго шейных позвонков. Уметь назвать и показать на препарате характерные отличия шейных, грудных, поясничных позвонков и крестца. Выучить топографию отделов позвоночника. Разобрать понятие о физиологических и патологических изгибах позвоночника.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса биологии: филогенез костной системы.
3.2. Из курса анатомии: знать отделы скелета, развитие костей туловища и конечностей.
4. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
4.1. Разобрать строение первого шейного позвонка. Определить его нормальное анатомическое положение, запомнить отличия, по которым это можно сделать.
4.2. Выучить строение второго шейного позвонка. Определить его нормальное анатомическое положение, запомнить отличия, по которым это можно сделать.
4.3. Найти на препарате, выучить и записать отличия позвонков шейного отдела.
4.4. Найти на препарате, выучить и записать отличия позвонков грудного отдела.
4.5. Определить на препарате расхождения в форме, строении и пространственном расположении структур поясничных позвонков. Записать отличия, которые характерны только позвонкам этого отдела.
4.6. Определить на препарате поверхности крестца, его латеральные части. Последовательно на каждой поверхности найти и выучить структуры крестца.
4.7. Определить на препаратах структуры копчика, выучить его особенности.
4.8. Разобрать строение позвоночного столба. Найти на скелете его изгибы: лордозы и кифозы, выяснить их происхождение.
4.9. Выучить функции позвоночного столба.
5. Формы и методы самоконтроля:
5.1. Тесты:
5.1.1. Какие общие части имеет позвонок?
A. Тело, поясничные отростки, отверстие позвонка.
B. Тело, отверстие, верхние и нижние суставные отростки.
C. Тело, дуга, отверстие позвонка.*
5.1.2. Сколько парных отростков имеет позвонок?
A. 5.
B. 3. *
C. 7.
5.1.3. В какой плоскости расположены суставные отростки грудных позвонков?
A. В сагиттальной.
B. В горизонтальной.
C. Во фронтальной. *
5.1.4. На каких отростках шейных позвонков есть отверстие?
A. На остистых.
B. На поперечных. *
C. На верхних суставных.
5.1.5. Где расположены реберные ямки грудных позвонков?
A. На остистых отростках.
B. На дуге позвонка.
C. На теле позвонка. *
5.1.6. Какое характерное отличие остистых отростков шейных позвонков?
A. Имеет раздвоение на конце. *
B. Расположен во фронтальной плоскости.
C. Имеет передний и задний бугорки.
5.1.7. Какие изгибы позвоночного столба называются кифозами?
A. Выпуклостью вперед.
B. Выпуклостью по правую сторону или по левую сторону.
C. Выпуклостью кзади. *
5.1.8. Какие изгибы позвоночного столба назвыются лордозами?
A. Выпуклостью по правую сторону или по левую сторону.
B. Выпуклостью вперед. *
C. Выпуклостью назад.
5.1.9. В какой плоскости расположены суставные отростки поясничных позвонков?
A. Во фронтальной.
B. В горизонтальной.
C. В сагиттальной. *
5.1.10. На каких отростках поясничных позвонков есть сосцевидные отростки?
A. На остистых.
B. На верхних суставных. *
C. На поперечных.
5.1.11. На какой поверхности крестца расположены поперечные линии?
A. На задней.
B. На латеральных частях.
C. На передней. *
5.1.12. На какой поверхности крестца расположены крестцовые гребни?
A. На задней. *
B. На передней.
C. На латеральных частях.
5.2. Ситуационные задачи:
5.2.1. У девочки 8 лет вследствие длинного неправильного сидения развилось искривление позвоночного столба. Как носит название этот изгиб позвоночника?
A. Сколиоз. *
B. Лордоз.
C. Кифоз.
5.2.2. У пациентки 18 лет вследствие травмы поврежден спинномозговой нерв. Какие структуры позвонков образовывают межпозвоночное отверстие?
A. Верхняя и нижняя вырезки ножек дуги позвонка. *
B. Верхние и нижние суставные отростки.