Конечные результаты обучения. ГОсударственный медицинский университет г.семей

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Кафедра биохимии и химических дисциплин

Рабочая программа

Дисциплина:Химия

Код дисциплины:HIM 1111

Специальность:5В130100 Общая медицина

Объем учебных часов: 90 ч.

Курс и семестр изучения:1 курс, 1,2 семестр

Семей 2014

Рабочая программа дисциплины составлена кафедройбиохимии и химических дисциплин на основании типовой учебной программы 2007 г. по дисциплине «Химия»

Автор(ы): к.х.н., ассоциированный профессор (доцент) Болысбекова С.М.

Обсуждена на заседании кафедры от «____» _________201__г.

Протокол №____

Заведующий кафедрой биохимии

и химических дисциплин, д. м. н.,

профессор, академик РАЕ ____________ Тапбергенов С.О.

Обсуждена на заседании КОП специальности «Общая медицина»,

от «____» _________201__г. Протокол № ____

Председатель, к.м.н., доцент _________________ Керимкулова А.С.

Утверждена Учебно-Методическим Советом

от «____» _________201__г. Протокол № ____

Председатель,

проректор по учебно-методической

и воспитательной работе, к. м. н. _______________ Жунусова А.Б.

1. ВведениеНастоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов.

Общеизвестно, что в современных условиях ключевой задачей высшего образования является фундаментальность обучения. Химия является фундаментальной наукой и мощным инструментом исследования и познания процессов в живых системах. Поэтому студенты медицинских специальностей должны хорошо усвоить основные идеи, законы и методы этой науки. Программой предполагается рассмотрение основ наиболее важных тем курса неорганической, органической, физической и коллоидной химии.

Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин.

Необходимо вооружить студентов знаниями, которые могут быть использованы при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в человеческом организме на молекулярном и клеточном уровнях и для выполнения в необходимых случаях расчетов этих процессов.

Важной задачей оптимизации высшего медицинского образования является расширение межпредметных связей и интеграция фундаментальных, медико-биологических и клинических дисциплин.

2. Цель дисциплины:

Целью дисциплины является формирование у студентов целостного физико-химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов и различных видов равновесии, происходящих в живом организме.

3. Задачи обучения:

· Сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам;

· Сформировать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров;

· Научить применять физико-химические закономерности к описанию биохимических процессов, протекающих в организме;

· Сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;

· Научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных.

Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

- важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики;

- основные способы выражения состава раствора;

- коллигативные свойства растворов, их роль в организме;

- теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, понятие хелатотерапии, химию биогенных элементов;

- сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма;

- теорию окислительно-восстановительных процессов;

- физико-химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;

- природу и особенности физико-химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;

- правила классификации и номенклатуры органических соединений;

- типы и механизмы химических реакций;

- возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений;

- взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;

- роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.

Уметь:

- применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико-химических измерений, необходимых в медицинской практике;

- рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакции;

- проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;

- определять величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;

- получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;

- классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и природе функциональных групп;

- использовать правила номенклатуры химических соединений;

- связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;

- качественно определять ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;

- прогнозировать химическое поведение органических соединений в определённых условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии;

Владеть навыками:

- приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;

- приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости;

- проведения качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов;

- классификации органических соединений и проведения качественных реакции на функциональные группы.

4. Пререквизиты:школьный курс химии, физики, математики, биологии.

5. Постреквизиты:молекулярная биология,биохимия, фармакология, физиология, профилирующие дисциплины.

6. Тематический план занятий:

Распределение часов дисциплины:

Общее количество часов Аудиторные часы   СРС
Лекции Лабораторно-практические занятия
90 часов

Тематический план лекций

Наименование темы лекций Кол-во часов
Предмет и задачи курса. Термодинамика. Термохимия.
Растворы. Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов и электролитов.
Поверхностные явления, имеющие место в живом организме. Адсорбция.
Карбоновые кислоты.
Углеводы. (Видеолекция.)
α-аминокислоты. Пептиды. Белки. (Видеолекция.)
Итого 6 часов

Тематический план лабораторно-практических занятий

Темы занятий Кол. часов
Химическии эквивалент. Значение растворов жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов.
Основы химической термодинамики. Термохимические расчеты.
Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН.
Буферные системы.
Природа химической связи. Биогенные s-, p-, d-элементы и их биологическая роль. Комплексные соединения и их свойства. Медико–биологическая роль комплексных соединений.Проведение по методике TBL
Электродные потенциалы. Окислительно–восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике.
Поверхностные явления на границе раздела фаз. Хроматография, применение медицинской практики.
Особенности растворов ВМС. Вязкость растворов ВМС. Набухание. Рубежный контроль №1.
Кислотность и основность органических соединений. Реакционная способность спиртов, фенолов, тиолов и аминов.
Альдегиды и кетоны. Карбоновые и дикарбоновые кислоты. Проведение по методике TBL
Гетерофункциональные органические соединения. Таутомерия. Стероизомерия.
Аминокислоты. Пептиды. Белки.
Углеводы. Моносахариды.
Олиго– и полисахариды. Проведение по методике TBL
Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами.
Конденсированные гетероциклы. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты.
Липиды. Омыляемые липиды. Рубежный контроль №2.
Итоговая консультация.
Итого 54 ч.

Тематический план самостоятельной работы студента

Наши рекомендации