Государственный медицинский университет г.семей
Методические рекомендации
Для практических занятий
Специальность: Общая медицина
Дисциплина: Фармакология - II
Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины
Курс: III
Тема № 2: «Препараты, влияющие на формирование скелета и
регулирующие кальций-фосфорный обмен».
Составитель:
преподаватель:________ Шерстобитова М.И.
Семей – 2014 г.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.
1.Тема № 2: Препараты, влияющие на формирование скелета и регулирующие
Кальций-фосфорный обмен.
2. ЦЕЛЬ:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (паратиреоидин, кальцитонин, эргокальциферол, холекальциферол, кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция глюконат)при дистрофических заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;
· выбирать пути введения препаратов;
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
4. Основные вопросы темы:
1. Препараты гормонов паращитовидной железы (паратиреоидин). Влияние на обмен
фосфора и кальция. Показания к применению.
2. Кальцитонин. Влияние на обмен фосфора и кальция. Показания к применению.
3. Препараты витамина «Д». Влияние на фосфорно-кальциевый обмен, показания к
применению.
4. Современные препараты кальция (кальций-Д3-никомед, миакальцик, кальция
глюконат). Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.
- Особенности применения препаратов, регулирующих кальций-фосфорный обмен, в детской практике.
5. Методы обучения и преподавания:
- выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при суставном синдроме;
- решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
- дискуссия-устный опрос;
- решение тестовых заданий;
- работа в малых группах;
- командно-ориентированное обучение
Механизм действия кальцитонина
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия эргокальциферол
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6.Литература:
Основная:
1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом
«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.
Дополнительная:
1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.
2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.
3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.
5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.
7.Контроль:
I.Исходного уровня знаний
Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).
Задания исходного контроля:
I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:
1.Препарат гормона щитовидной железы, регулирующий обмен кальция.
2.Препарат синтетического кальцитонина лосося.
3.Препарат кальция, применяемый внутрь, внутримышечно и внутривенно.
4.Препарат, жирорастворимая форма витамина Д, для предупреждения рахита
у грудных детей.
5.Препарат, являющейся водорастворимой формой витамина Д.
6.Комбинированный препарат кальция и витамина Д3 для профилактики и
лечения остеопороза.
II. ОПИСАТЬ:
1.Влияние витамина Д на обмен веществ в организме.
2.Перечислить средства для профилактики и лечения остеопороза.
3.Перечислить средства для профилактики и лечения рахита.