Коррекция устной и письменной речи

От автора

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками

грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски

гласных и согласных букв — «трва», «тава» вместо трава; перестановкибукв в слове — «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов — «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних букв или слогов в слове — «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове — «о» вместо он, «красны» вместо красный, «многи» вместо многие и т. п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия исвязанного с ним анализа и синтеза слова. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, например: «ожик» вместо ежик, «трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки, «сапля» вместо цапля, «тяйник» вместо чайник и т. п., а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного

согласования и управления различных частей речи. Учащиеся умеют согласовывать прилагательные с существительными не в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол +-существителыюе, например: пошли с корзинки, катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственнысвязей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

{_Одна из главных задач логопеда — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.Логопед не дублер учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Например, логопед ведет работу по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, дает понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей умению слушать ударную гласную, логопед не может игнорировать тему «Ударные и безударные гласные», а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и «Родственные слова». Логопеду следует помнить, что одной из основных его задач

является воспитание у детей языкового чутья, и при планировании занятий это необходимо учитывать.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают

в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса. Данное практическое пособие «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» предназначено логопедам, работающим на школьных логопедических пунктах с детьми, у которых нерезко выражено общее недоразвитие речи, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Его могут также использовать учителя начальных классов массовой школы. Отсутствие методических разработок и практических пособий затрудняет работу логопеда по коррекции устной и письменной речи, особенно с детьми шестилетнего возраста.

Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе изложен методический материал по предупреждению дисграфии и исправлению устной и письменной речи учащихся начальных классов, имеющих элементы общего недоразвития речи. Большая часть этого раздела представлена в виде конспектов занятий. Эффективность усвоения данного материала будет зависеть от количества проведенных занятий, правильности их построения, умелого сочетания пройденного материала с новой темой. Определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам коротенькое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия. Во втором разделе предлагается методический материал для работы с учениками-дисграфиками второго и третьего классов. В этом разделе конспекты занятий даны для примера. Предлагаемая методика апробирована в работе с учениками начальных классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в школах № 242, 605 Дзержинского района, № 651 Ленинградского района, № 672, 920 Перовского района Москвы. Материал, представленный в пособии, излагается в соответствии с Программой по русскому языку начальных классов общеобразовательной

школы.

КОРРЕКЦИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Для учащихся, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

Логопедическую работу следует начинать с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения этой темы переходим к работе над предложением. Учим детей правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно оформлять его. Следующий этап работы — формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому), затем составляют рассказы по серии картинок,по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяетвыделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью проводятся структурные диктанты (логопед называет слово, например, рыба, ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласный, например, ы, а), послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количеством слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок:

пропуск гласных, пропуск или добавление слогов в слове. Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных.

Первый год коррекционной работы завершается развитием звукобуквенного анализа и синтеза слов. Учитывая то, что у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего первого года коррекционной работы в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Слово

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая

единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующеработы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слово.

Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы, предметы, находящиеся в кабинете логопеда.

Х о д з а н я т и я .

Наши рекомендации