Основное содержание занятия. «Взгляд».Ведущий говорит с детьми о том, какое значение может иметь взгляд
«Взгляд».Ведущий говорит с детьми о том, какое значение может иметь взгляд. Бывает, что взгляд человека может сказать больше слов, а иногда даже человек, который ничего для тебя не сделал, одним взглядом может поддержать тебя или, наоборот, расстроить. Взглядом можно приласкать человека или сделать больно.
Затем дети получают листы бумаги со знаками «плюс» или «минус». Те, кто получил «плюс», изображают ласковый, добрый взгляд (все лицо, кроме глаз, закрывается бумагой), а те, кто «минус», — злой, недоброжелательный взгляд. Остальные отгадывают, какой знак изображен на листочке.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Тайна другого берега (А. Саликова)
В одной стране люди жили на берегу широкой реки. Тебе приходилось бывать на берегу большой реки? Ты помнишь, как журчат бегущие воды? Помнишь, как свежий ветер с реки касается твоего лица и развевает волосы? И так хочется потрогать рукой волны, ощутить прохладу воды!
Люди, живущие на берегу реки, были разными: веселыми и скучающими, трудолюбивыми и не очень. Но все были похожи в одном: они любили смотрев па движение реки, вглядываться в ее воды. Иногда в ясные дни они смутно различали другой берег, а в хмурые дни он казался лишь туманом над водой. И каждому казалось, что на другом берегу кто-то ждет именно его. Но эти люди не умели плавать и не имели лодок.
По вечерам, когда солнце исчезало за синими горами, а на небе появлялись крупные звезды, к реке приходила девушка. В это время все звуки стихали, а река словно бы замедляла свое движение. В такие минуты особенно хорошо мечтать. И девушка мечтала. Мечтала о том, что когда-нибудь окажется на далеком берегу и увидит того, кто так же сидит у воды, мечтает о встрече и ждет.
Одним ясным утром все живущие на берегу, словно по волшебству, проснулись с одним и тем же желанием. Люди решили построить мост. Из-за синих гор самые сильные и отважные мужчины принесли огромное дерево. Люди хотели перекинуть его на другой берег, но дерево упало в воду, и его унесло.
Вызвался помочь мастер-каменщик. Долгие дни трудился он, укладывая камни. Девушка помогала ему и так старалась, стесывая камни, что стерла пальцы до крови. Другие люди тоже помогали мастеру, но не все. Может быть, поэтому попытка не удалась. Вода оказалась сильнее человеческих усилий и на этот раз. Течение сносило камни в основании моста, и он разрушался. Люди начинали снова, но мост так и не удалось построить даже до середины реки. Многие разуверились тогда в своих надеждах. Но не все.
Решил помочь людям волшебник-стеклодув. Люди не слишком верили в его чудеса, но настал день, когда люди увидели мост, причудливо сплетенный из стекла и хрусталя. Он был прекрасен, но не очень прочен. Волшебник видел, что люди не верят в его успех, и решил не возвращаться на этот берег.
Только он сам рискнул перейти на тот берег по своему хрупкому мосту. Больше никто не решился проверить на прочность чужое волшебство. Девушка просила стеклодува не лишать их надежды, он же в ответ только подмигнул ей со словами: «Увидимся на том берегу».
Сначала она только плакала, а потом стала просить реку, небо и звезды помочь ей сотворить чудо. Все дни и ночи проводила она на берегу. Близкие люди пытались отвлечь ее от безутешных мыслей, уговаривали заняться чем-нибудь другим. Но однажды они пришли на берег, а девушки там не оказалось. Люди удивились, разожгли костры и стали ждать, ждать, ждать...
А случилось вот что. Девушка так долго плакала, рассказывала реке свои мечты и печали, что в конце концов уснула на берегу у самой воды. Река, видевшая на своем пути многое, подарила девушке странный сон. Сон был об одном предмете, с помощью которого можно переправиться через реку.
Проснувшись до восхода солнца, девушка принялась мастерить этот предмет, увиденный во сне. Все, что осталось на берегу после попыток построить мост, ветки и сучья от дерева, прочная высокая трава, росшая у реки, — все шло в дело. На работу ушел весь следующий день, и к вечеру был готов плот, который не тонул в воде. Но как сделать, чтобы плот вынесло к другому берегу, чтобы его не унесло сильным течением?
Девушка поблагодарила реку и снова стала просить о помощи. Она говорила о другом береге, о своей мечте, о том, как интересно видеть сны... Река заслушалась ее, замедляя движение. Многие века она, журча и перекатываясь на прибрежных камнях, рассказывала людям о своих тайнах. Но никто еще так не говорил с ней. Случилось так, что девушка заговорила воду и усыпила реку.
Начиналась ночь. Темно-синее небо было ясным, ветер стих, и вода ровной зеркальной гладью лежала у ног. Девушка оттолкнулась от берега, забралась на свой плот и поплыла. Она оглянулась и увидела, как на том берегу, который она покинула, зажглись костры. Люди ждали ее возвращения. Но самое интересное было впереди. С каждым мгновением противоположная сторона реки приближалась, контуры предметов становились все отчетливее. Наконец девушка смогла разглядеть человека, который двигался ей навстречу.
Руки его были теплее полуденного солнца и нежнее утренней воды.
Кого она встретила?..
А кого хотела бы встретить ты?
К утру река проснулась, и два берега оказались соединенными между собой прочными, крепкими канатами, свитыми из нитей ожидания встречи, нитей стремления людей друг к другу, нитей веры в чудо и нитей желания сотворить это чудо. С того самого времени люди, живущие на разных берегах, с помощью этого парома могут бывать друг у друга. Еще они научились и плавать, и строить лодки, познакомились с жителями другого берега, которые тоже долгие годы стремились к ним. Они также строили мост за мостом, которые разрушались один за другим. Теперь жители двух берегов могли дружить и ходить в гости друг к другу. Они поняли, что построить надежный мост можно, только когда оба берега хотят этого, когда и на том, и на другом берегу есть люди, которые верят в свою мечту и потому способны на чудо.