Тесты для письменного программированного контроля

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учереждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА»

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ

В ЭЛЕМЕНТАХ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Под редакцией профессора Х.А. Алиханова

Учебно-методическое пособие рекомендовано ЦКМС РНИМУ в качестве пособия для студентов, аспирантов кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии и ординаторов кафедр хирургического

Москва 2013

Рецензенты:

Директор института хирургии им. А.В. Вишневского, заведующий кафедрой хирургических болезней МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор

В.А. Кубышкин

Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии МГМУ им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, профессор

А.В. Николаев

Авторы:

Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор

Х.А. Алиханов

Профессора кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова

А.Н. Андрейцев и Н.С Желтиков

Доценты кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова

А.И. Поляков и Н.Н. Соловьева

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ В ЭЛЕМЕНТАХ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

Учебно-методическое пособие. М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И. Пирогова. 2013.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по топографической анатомии и оперативной хирургии и контроля их уровня знаний.

Рекомендовано в печать: Центральный координационно-методический совет ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

©ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….5-6

Тесты для письменного программированного контроля…………………………..7

Весенний семестр…………………………………………………………………………

Занятие 1…………………………………………………………………………………………………….7

Занятие 2…………………………………………………………………………………………………….17

Занятие 3…………………………………………………………………………………………………….24

Занятие 4…………………………………………………………………………………………………...33

Занятие 5 ……………………………………………………………………………………………………42

Занятие 6……………………………………………………………………………………………………51

Занятие 7……………………………………………………………………………………………………57

Занятие 8…………………………………………………………………………………………………….65

Занятие 9…………………………………………………………………………………………………….73

Занятие 10…………………………………………………………………………………………………..81

Занятие 11…………………………………………………………………………………………………..87

Занятие 12……………………………………………………………………………………………….….94

Занятие 13…………………………………………………………………………………………………..106

Занятие 14……………………………………………………………………………………………….….116

Занятие 15………………………………………………………………………………………….……….123

Занятие 16……………………………………………………………………………………………….….129

Осенний семестр………………………………………………………………………………

Занятие17……………………………………………………………………..…………………………138

Занятие 18………………………………….……………………………………………………………156

Занятие 19……………………………………………………………………………………………….171

Занятие 20……………………………………………………………………………………………….181

Занятие 21……….………………………………………………………………………………………190

Занятие 22.……………………………………………………….……………………………………..204

Занятие 23……..…………….………………………………………………………………………….217

ВВЕДЕНИЕ

Топографическая анатомия и оперативная хирургия имеет важное значение в процессе перехода от теоретической подготовки студентов к клиническому применению знаний и умений особенно в связи с широким внедрением в медицинскую практику компьютерной томографии, ультразвуковых методов исследования, ангиографии, лапароскопической, эндоваскулярной, микрохирургической и других диагностических и лечебных методик, основанных на тонкостях представлений о структурной организации человека.

На ряду с этим, независимо от дальнейшей специализации, каждому студенту надлежит овладеть основными (типовыми) оперативными приемами, научиться выполнять ряд экстренных вмешательств, как трахестомия, остановка кровотечения, пункция и обнажение вен, первичная хирургическая обработка ран и др.

В изучении топографической анатомии и оперативной хирургии имеются определенные трудности. Первая из них – обширность фактического материала, который необходимо усвоить за сравнительно небольшой промежуток учебного времени. Вторая – недостаточный уровень клинической подготовки студентов III, IV курсов, который не позволяет многим из них «увидеть» прикладные аспекты топографической анатомии, выделить ключевые элементы, что побуждает их к формальному заучиванию материала, а не выяснению причинно-следственных соотношений.

Создание унифицированного методического пособия призвано раскрыть значение топографической анатомии и оперативной хирургии , обеспечить постоянную мотивацию самостоятельной учебной деятельности студента, помочь освоить основные вопросы каждого практического занятия.

Вначале следует ознакомится с «целью занятия», где определен перечень обязательных мануальных навыков, топографо-анатомических образований, в которых необходимо хорошо ориентироваться, и прикладных вопросов, подлежащих твердому усвоению. Определению объема и уяснению фактического материала практического занятия будут способствовать графы логических структур. Затем следует изучить соответствующие разделы учебника, просмотреть конспекты лекций.

Самостоятельную работу на препаратах в учебном зале и кафедральном музее необходимо завершить проверкой уровня знаний по тестам программированного контроля. Мы стремимся к тому, чтобы тесты представляли собой теоретический фундамент дисциплины, обучали студентов умению применять знания по топографической анатомии для обоснования клинико-морфологических проявлений заболеваний, оценки оперативных доступов и приемов, а так же развивали у них логическое мышление и склонность к исследовательской деятельности, а преподаватели имели возможность контроля знаний на каждом практическом занятии. К занятию прилагается список рисунков. В процессе предварительной подготовки студент должен зарисовать схему анатомической ситуации и основные этапы операции так, чтобы на занятии он смог выполнить хирургическое вмешательство самостоятельно.

Учебные элементы, представленные в разделе «Уметь показать», являются «анатомической азбукой», без знания которой невозможно осмысление и клиническая интерпретация изучаемого материала.

В конце темы имеется перечень вопросов, подлежащих обсуждению на практическом занятии с использованием ситуационных задач. Надеемся, что настоящее методическое пособие будет полезным студентам при изучении такой традиционно трудной дисциплины, какой является для них топографическая анатомия и оперативная хирургия.

Тесты для письменного программированного контроля

Занятие 1.Общая хирургическая техника

Содержание занятия:

Операционный блок. Структура и оборудование операционной. Подготовка хирурга и операционного поля. Хирургический инструментарий, шовный материал. Местное обезболивание: инфильтрационная, проводниковая и футлярная анестезии. Разъединение слоев области. Гемостаз в ране. Послойное ушивание раны, виды хирургических швов и узлов. Снятие узлового кожного шва.

Цель занятия:

1. Знать наименование и назначение хирургических инструментов и шовного материала.

2. Уметь пользоваться общими хирургическими инструментами.

3. Уметь выполнять основные типовые приемы:

1) Разъединение слоев области:

a) кожи, подкожной основы (подкожной жировой клетчатки);

Наши рекомендации