I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и составить предложение из этих слов. Составленные предложения оцениваются учениками.
II. Повторение материала предыдущего занятия.
Логопед дает задания:
1) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово обозначало предмет, а второе действие предмета. Каждое предложение изобразите графически. птица, лететь; звезда, падать; рыба, плавать; теплоход, гудеть; дождь, идти; дверь, скрипеть; ветер, дуть; листья, опадать; орлы, парить; кузнечик, стрекотать; бабочки, порхать; кукушка, куковать
2) Составьте предложение из двух слов так, чтобы первое слово
обозначало действие предмета, а второе — предмет. Каждое пред
ложение изобразите графически. (Использовать лексический ма
териал предыдущего задания.)
III. Дифференциация понятий «слово» — «предложение».
| Логопед называет два слова пчела, жужжать и спрашивает учеников: Что я назвала? (Два слова или слова.)
Затем называет предложение Пчела жужжит. Что я назва-л а? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я называла слова, а во втором — предложен и е? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором — слова подружились и стали жить в согласии )
IV. Работа со схемами слов и предложений.
----------, =======.
На доске схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.
Логопед. Что изображено на доске? (Схемы двух слов.)
Что обозначает первое слово? Второе слово? (Предмет, действие). Что помогло вам правильно определить значение изображенных слов? (Их графическое изображение.)
Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает
вопросы ученикам:
Что изображено? (Предложение.)
Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)
Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)
Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичнуюработу.
V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.
У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по. структуре.
Л о г о п е д . Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующуюкарточку.
Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.