Содержательный модуль 2: Краниология. 2. Цель: Ознакомить с общими отделами черепа, его ямками и полостями
1. Тема 4: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛОВ И СТРУКТУР ЧЕРЕПА.
2. Цель: Ознакомить с общими отделами черепа, его ямками и полостями. Выучить строение и топографию лобной, теменной и затылочной костей.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса биологии - филогенез костной системы; знание органов чувств, которые расположены в области головы; знание пищеварительной и дыхательной систем, их начальных отделов, которые размещаются в области полостей черепа.
3.2. Из курса анатомии - знание функций черепа;
4. Программа самоподготовки студентов к теме:
4.1. Определить нормальное анатомическое положение черепа.
4.2. Выучить, на какие отделы делится череп.
4.3. Выучить функции черепа.
4.4. Выучить структуру плоских костей черепа.
4.5. Выучить, какие полости и ямки расположены в черепе.
4.6. Выучить развитие костей мозгового, лицевого и висцерального черепа.
4.7. Выучить строение и топографию лобной кости.
4.8. Выучить строение и топографию затылочной кости.
4.9. Выучить строение и топографию теменной кости.
5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
5.1. Определить нормальное анатомическое положение черепа. Определить признаки, по которым это сделано.
5.2. Определить функции черепа. Найти приспособления структур черепа к определенным функциям.
5.3. Перечислить полсти и ямки черепа, найти их на препарате.
5.4. Определить на препарате отделы черепа: мозговой и лицевой.
5.5. Дать определение пневматическим костям. Какое их происхождение и функции?
5.6. Найти на препарате первичные кости, рассмотреть их строение.
5.7. Найти на препарате вторичные кости, рассмотреть их строение и топографию.
5.8. Определить нормальное анатомическое положение теменной кости. Найти на препарате ее структуры.
5.9. Определить нормальное анатомическое положение лобной кости. Найти на препарате ее структуры.
5.10. Определить нормальное анатомическое положение затылочной кости. Найти на препарате ее структуры.
6. Исходящий уровень знаний и умений.
6.1. Студент должен знать:
6.1.1. Нормальное анатомическое положение черепа, признаки, по которым его можно определить.
6.1.2. Отделы черепа и границы между ними.
6.1.3. Полости и ямки черепа.
6.2. . Студент должен уметь:
6.3. Найти нормальное анатомическое положение лобной, затылочной и теменной костей. Назвать признаки, по которым его можно определить.
6.4. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме структуры лобной, теменной и затылочной костей.
7. Формы и методы самоконтроля:
7.1. Тестовые вопросы.
7.1.1. Какие из перечисленных костей принадлежат к первичным?
A. Височная кость.
B. Затылочная кость.
C. Лобная кость. *
7.1.2. Какие из перечисленных костей принадлежат к вторичным?
A. Височная кость. *
B. Затылочная кость.
C. Лобная кость..
7.1.3. Какие из перечисленных костей принадлежат к смешанным по развитию?
A. Височная кость.
B. Затылочная кость. *
C. Лобная кость..
7.1.4. Сколько общих частей имеет лобная кость?
A. 5.
B. 3. *
C. 4.
7.1.5. На какой части затылочной кости расположена борозда поперечного синуса?
A. На чешуе. *
B. На латеральных частях.
C. На основании.
7.1.6. На какой из перечисленных костей находится ямка слезной железы?
A. На лобной. *
B. На затылочной.
C. На теменной.
7.2. Контрольные вопросы:
7.2.1. Назовите функции черепа.
7.2.2. Перечислите и найдите на препарате отделы черепа.
7.2.3. Назовите границу между основанием черепа и его сводом.
7.2.4. Какие кости составляют лицевой череп?
7.2.5. Найдите на препарате ямки и полости черепа.
7.2.6. Покажите на препарате части лобной кости.
7.2.7. Найдите структуры лобной кости.
7.2.8. Укажите на препарате теменную кость, ее поверхности, края, углы и структуры.
7.2.9. Найдите на препаратах части затылочной кости.
7.2.10.Покажите на препарате структуры затылочной кости
1. Тема 5:АНАТОМИЯ МЕЛКИХ КОСТЕЙ ЛИЦА. ПОДЪЯЗЫЧНАЯ КОСТЬ.
2. Цель занятия: Выучить на препаратах, схемах и рисунках мелкие кости лица и особенности строения подъязычной кости. Научиться определять на препаратах и рентгенограммах мелкие кости черепа.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса биологии – филогенез костной системы, строение и классификация костей.
3.2. Из курса анатомии – строение и развитие отделов черепа, развитие костей черепа.
4. Программа самоподготовки студентов к теме:
4.1. Указать все мелкие кости лицевого черепа.
4.2. Определять расположение и функцию мелких костей.
4.3. Обратить внимание на топографию мелких костей черепа, особенности развития и окостенения подъязычной кости, челюстей и мелких костей лица.
4.4. Обратить внимание на образование полостей и ямок и участие мелких костей лица в их образовании, а также формирование костных полостей для органов чувства и начальных отделов пищеварительного пути и дыхательной системы.
4.5. Разобрать строение и топографию подъязычной кости, ее связь с основанием черепа.
5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
5.1. Определить на препаратах кости лицевого черепа (верхнечелюстная, небная, носовая, слезная, нижнечелюстная кости, сошник, нижняя носовая раковина) и подъязычную кость.
5.2. Описать строение и найти на препарате небную кость и ее части.
5.3. Показать на препарате носовую кость и выучить ее строение.
5.4. Выучить строение слезной кости и ее участие в формировании медиальной стенки глазной ямки.
5.5. Выучить строение сошника и его отношение к другим костям черепа.
5.6. Найти на человеке подъязычную кость, на препарате определить ее части, описать ее строение.
5.7. Выучить строение верхней и нижней челюстей, найти на препарате части этих костей. Обратите внимание на размеры верхнечелюстной пазухи и деструкцию альвеолярного отростка нижней челюсти при удалении зубов; подвижность нижней челюсти по отношению к другим костям черепа, что обеспечивает ей возможность выполнения функции жевания.
6. Исходящий уровень знаний и умений.
6.1. Студент должен знать:
6.1.1. Топографию мелких костей лица.
6.2. Студент должен уметь:
6.2.1. Найти на препарате и рентгенограмме тело, ветвь, отростки нижней челюсти.
6.2.2. Найти и показать на рентгенограмме части и строения верхней челюсти: тело, поверхности, отростки, гайморову пазуху.
6.2.3. Найти на препарате слезную кость. Уметь показать носослезный канал.
6.2.4. Показывать на препарате и рентгенограмме и называть: все мелкие кости черепа и подъязычную кость.
7. Формы и методы самоконтроля:
7.1. Тесты
7.1.1. Какие отростки имеет верхняя челюсть?
A. Лобный, верхнечелюстной, небный, носовой.
B. Лобный, скуловой, небный, альвеолярный. *
C. Лобный, нижнечелюстной, небный, альвеолярный.
7.1.2. Какие из названных костей развиваются из первой висцеральной дуги?
A. os. zygomaticum, os. temporale, os. hyoideum.
B. maxilla, mandibula, os. hyoideum.
C. maxilla, mandibula, os. palatinum. *
7.1.3. Какие из названных костей относят к первичным (покровным)?
A. os. lacrimale, os. ethmoidale, os. palatinum
B. os. lacrimale, os. zygomaticum, os. palatinum *
C. concha nasalis inferior, os. zygomaticum, os. palatinum
7.1.4. На какой кости находится двубрюшная ямка?
A. Верхняя челюсть.
B. Нижняя челюсть. *
C. Скуловая кость.
7.1.5. Какими костями ограничен canalis nasolacrimalis?
A. Os nasale, os ethmoidale, os lacrimale
B. Os nasale, os ethmoidale, maxilla
C. Maxilla, os lacrimale, concha nasalis inferior *
7.2. Ситуационные задачи:
7.2.1. У новорожденного обнаружен порок развития в виде расщепления твердого неба, который имеет название «волчья пасть». Аномальное развитие каких структур черепа может привести к такому недостатку?
A. lamina horisontalis ossis palatini
B. processus frontalis maxillae
C. processus palatinus maxillae *
D. processus zygomaticus maxillae
7.3. Контрольные вопросы:
7.3.1. Назовите мелкие кости лица.
7.3.2. Перечислите и найдите на препарате воздухоносные кости.
7.3.3. Назовите основные функции околоносовых пазух.
7.3.4. Какие кости составляют лицевой череп?
7.3.5. Найдите на препарате верхнечелюстную кость и ее структуры. Покажите гайморову пазуху.
7.3.6. Покажите на препарате тело и ветвь нижней челюсти. Найдите структуры нижней челюсти.
7.3.7. Укажите на препарате небную кость, сошник, слезную кость, носовую кость, нижнюю носовую раковину, подъязычную кость.
7.3.8. Найдите на препаратах структуры перечисленных костей.
7.3.9. Какие кости образовывают твердое небо?
1. Тема 6: СООБЩЕНИЯ ПОЛОСТЕЙ И ЯМОК ЧЕРЕПА.
2. Цель занятия: Выучить на препаратах, схемах и рисунках строение полостей и ямок черепа. Научиться определять сообщения полостей и ямок черепа на препарате.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса биологии – филогенез костной системы, строение и классификация костей.
3.2. Из курса анатомии – строение и развитие отделов черепа, строение и развитие костей черепа.
4. Программа самоподготовки студентов к теме:
4.1. Выучить образование глазницы черепа.
4.2. Определять костное строение стенок глазницы.
4.3. Выучить образование носовой полости, деление ее на носовые ходы.
4.4. Выучить костное строение стенок носовой полости.
4.5. Строение и топография твердого неба.
4.6. Выучить строение стенок крыловидно-небной ямки.
4.7. Выучить строение височной и подвисочной ямок.
4.8. Выучить сообщения глазницы.
4.9. Выучить сообщения носовых ходов.
4.10. Выучить сообщения крыловидно-небной ямки.
5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
5.1. Определить на препаратах стенки глазницы, ее основание и верхушку.
5.2. Описать, какими костями образована любая из стенок глазницы.
5.3. Показать на препарате и назвать сообщения глазницы (9 каналов, щелей, отверстий).
5.4. Выучить строение и показать на препарате стенки носовой полости.
5.5. Определить на препарате сообщения носовых ходов.
5.6. Найти на препарате стенки крыловидно-небной ямки, ее сообщения (6 образований).
5.7. Определить на препарате, какими костями образовано твердое небо. Показать каналы твердого неба.
5.8. Определить на препарате стенки височной и подвисочной ямок и их сообщения.
6. Исходящий уровень знаний и умений.
6.1. Студент должен уметь:
6.1.1. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме стенки глазницы, кости, которые их образовывают.
6.1.2. Находить, называть и показывать на препарате сообщения глазницы.
6.1.3. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме стенки носовой полости, кости, которые их образовывают, гайморову, клиновидную, решетчатую, лобную пазухи.
6.1.4. Находить, называть и показывать на препарате сообщения носовых ходов.
6.1.5. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме стенки крыловидно-небной ямки, кости, которые их образовывают.
6.1.6. Находить, называть и показывать на препарате сообщения крыловидно-небной ямки.
6.1.7. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме стенки височной ямки, кости, которые их образовывают.
6.1.8. Находить, называть и показывать на препарате сообщения височной ямки.
6.1.9. Называть и показывать на препарате и рентгенограмме: стенки подвисочной ямки, кости, которые их образовывают.
6.1.10. Находить, называть и показывать на препарате сообщения подвисочной ямки.
7. Формы и методы самоконтроля:
7.1. Тесты
7.1.1. Какое отверстие соединяет глазницу и клыковую ямку?
A. Надглазничное.
B. Подглазничное. *
C. Слепое.
7.1.2. Какие кости образуют нижнюю стенку глазницы?
A. os. zygomaticum, os. temporale, os. palatinum.
B. maxilla, mandibula, os. palatinum.
C. maxilla, os. zygomaticum, os. palatinum. *
7.1.3. Какие из перечисленных костей формируют заднюю стенку крыловидно-небной ямки?
A. maxilla.
B. os. еthмоіdаlе. *
C. os. zygomaticum.
7.1.4. Какой канал соединяет глазницу и среднюю черепную ямку?
A. Крыловидный.
B. Зрительный. *
C. Сонный.
7.1.5. Какая структура соединяет глазницу и крыловидно-небную ямку?
A. Крыловидный канал.
B. Нижняя глазничная щель. *
C. Переднее решетчатое отверстие.
7.2. Ситуационные задачи:
7.2.1. У ребенка 5 лет после простуды установлено осложнение - воспаление конъюнктивы глаза. Как инфекция из полости носа могла попасть в глазницу?
A. А. Через носослезный канал. *
B. Через подглазничный канал.
C. Через сонный канал
D. Через большой небный канал.
7.3. Контрольные вопросы:
7.3.1. Назовите стенки глазницы. Какими костями они образованы?
7.3.2. Перечислите и найдите на препарате 9 сообщений глазницы.
7.3.3. Назовите стенки носовой полости. Какими костями они образованы?
7.3.4. Перечислите и найдите на препарате сообщения носовых ходов.
7.3.5. Назовите стенки крыловидно-небной ямки. Какими костями они образованы?
7.3.6. Перечислите и найдите на препарате 6 сообщений крыловидно-небной ямки.
7.3.7. Назовите стенки височной ямки. Какими костями они образованы?
7.3.8. Назовите стенки подвисочной ямки. Какими костями они образованы?
1. Тема 7:ВОЗРАСТНЫЕ И ТИПОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА И ЕГО РЕНТГЕНАНАТОМИЯ.
2. Цель занятия: Выучить на препаратах, схемах и рисунках возрастные и типичные особенности строения черепа человека, отдельных его костей и научиться распознавать на рентгенограммах кости черепа, околоносовые пазухи, а также определять их возрастные особенности.
3. Базовый уровень знаний:
3.1. Из курса биологии – строение костей, воздухоносные кости, их расположение и функция.
3.2. Из курса анатомии – строение отдельных костей черепа и их развитие.
4. Программа самоподготовки студентов к теме:
4.1. Выучить особенности эмбрионального развития отдельных частей черепа (основания мозгового черепа, покровных костей крыши (свода) черепа, висцерального черепа из жаберных дуг).
4.2. Указать основные отличия черепа новорожденного ребенка от черепа взрослого.
4.3. Определять расположение и функцию родничков, сроки их окостенения.
4.4. Определить расположение и функцию нижней и верхней челюстей и сроки их окостенения.
4.5. Обратить внимание на соединение костей черепа, образование швов, срастание костей в единое целое.
4.6. Рассмотреть половые отличия и типичные формы черепа.
4.7. Определить сроки формирования и развития околоносовых пазух, найти их на рентгенограммах.
5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
5.1. Определить на препаратах и рентгенограмме роднички черепа, их количество, расположение, сроки окостенения.
5.2. Найти и показать на разных препаратах черепа все околоносовые пазухи. Определить сроки их образования и возрастные особенности, а также большое разнообразие их формы и асимметрию.
5.3. Выучить строение верхней и нижней челюстей. Обратите внимание на закладку и сроки прорезывания зубов, на размеры верхнечелюстной пазухи.
5.4. Найдите на рентгенограмме верхнечелюстную пазуху.
5.5. Найдите на рентгенограмме лобную пазуху.
5.6. Покажите на рентгенограмме клиновидную пазуху.
5.7. Покажите на рентгенограмме ячейки решетчатой кости.
5.8. Выучить, что у новорожденного ребенка лобная, затылочная кости и нижняя челюсть – парные кости, так как еще не срослись в одну, совсем нет околоносовых пазух, швы между костями крыши (свода) черепа большие, а в некоторых местах даже образовывают роднички.
5.9. Запишите в тетрадь возрастные изменения черепа новорожденного, которые состоят в возникновении зубчатых швов, появлении околоносовых пазух и возрастании количества нечетных костей, исчезновении родничков, изменении зубов.
5.10. Запишите в тетрадь изменения, которые происходят с черепом в преклонном возрасте.
6. Исходящий уровень знаний и умений.
6.1. Студент должен знать:
6.1.1. Сроки и последовательность зарастания родничков ребенка.
6.1.2. Периоды возрастных изменений черепа после рождения. Сроки зарастания швов, изменения структур черепа в преклонном возрасте.
6.1.3. Классификацию черепов по форме: брахикрания, мезокрания, долихокрания.
6.1.4. Половые отличия черепа.
6.2. Студент должен уметь:
6.2.1. Показывать на рентгенограмме и называть все кости черепа – лобную, височную, носовую, затылочную, теменную, верхнюю челюсть, нижнюю челюсть и др.
6.2.2. Найти на рентгенограмме части костей: например - ветвь нижней челюсти, скуловой отросток височной кости и др.
6.2.3. Найти и показать на рентгенограмме околоносовые пазухи: верхнечелюстную (гайморову), лобную, клиновидную; ячейки решетчатой кости.
7. Формы и методы самоконтроля:
7.1. Тесты
7.1.1. Когда у ребенка формируются швы черепа?
A. В 1-2 года.
B. В 3-4 года. *
C. В 5 лет.
7.1.2. Когда у ребенка зарастает передний (лобный) родничок?
A. В конце 3 года жизни.
B. На момент рождения.
C. В конце 1 года жизни. *
7.1.3. Какие отделы черепа выделяют по развитию?
A. Основание черепа, висцеральный череп, крыша черепа. *
B. Мозговой череп, висцеральный череп, крыша черепа.
C. Основание черепа, висцеральный череп, мозговой череп.
7.1.4. Из какой висцеральной дуги развиваются челюсти?
A. Из первой. *
B. Из второй.
C. Из третьей.
7.2. Ситуационные задачи:
7.2.1. У мужчины 53 лет установлен диагноз: Острый фронтит (воспаление слизистой оболочки пазух лобной кости). Из анамнеза известно, что после перенесенного гриппа, продолжительное время имели место выделения из носа. Из какого отдела носовой полости, наиболее вероятно, инфекция могла проникнуть в лобную пазуху?
A. Из нижнего носового хода.
B. Из среднего носового хода.
C. Из верхнего носового хода. *
D. Из носослезного канала.
E. Из преддверия полости носа.
7.2.2. У новорожденного определен недостаток развития в виде расщепления твердого неба, которое имеет название «волчья пасть». Аномальное развитие какой структуры черепа может привести к такому недостатку?
A. lamina horisontalis ossis palatini.
B. processus frontalis maxillae.
C. processus palatinus maxillae. *
D. processus zygomaticus maxillae.
7.3. Контрольные вопросы:
7.3.1. Перечислите околоносовые пазухи. Назовите сроки их формирования.
7.3.2. Назовите основные функции околоносовых пазух.
7.3.3. 3.Какие кости составляют лицевой череп? Как они образуются в процессе развития черепа?
7.3.4. Дайте определения родничкам. Перечислите их, назовите сроки их зарастания.
7.3.5. Расскажите строение и покажите на рентгенограмме гайморову пазуху.
7.3.6. Назовите сроки формирования швов между костями черепа у ребенка.
7.3.7. Назовите типы черепов по внешней форме.
7.3.8. В каком возрасте зарастают роднички?
7.3.9. Назовите основные половые отличия черепа.
7.3.10. Какие кости черепа принадлежат к первичным (покровным) костям по развитию.
7.3.11. На препарате черепа найдите воздухоносные кости.
7.3.12. Какие кости черепа принадлежат к вторичным костям по развитию.
7.3.13. Укажите на препарате небную кость, сошник, скуловую и решетчатую кости.
7.3.14. Найдите на рентгенограмме нижнюю челюсть и укажите на ней отростки ветви.
7.3.15. Какие кости образовывают твердое небо?