Доступность и качество оказания медицинской помощи являются основными приоритетами сферы здравоохранения

В целях совершенствования организации оказания первичной медико-санитарной помощи, повышения ее доступности и качества, в том числе сельским жителям, предусмотрена организация при медицинских организациях сети фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов на селе в зависимости
от численности населения и удаленности от другой медицинской организации.

Для оказания первичной медико-санитарной помощи жителям малонаселенных
и труднодоступных районов с численностью менее 100 жителей используются выездные формы работы, в том числе мобильные медицинские комплексы,
с периодичностью не реже 2 раз в год. Особое внимание в целях организации оказания первой помощи уделяется домовым хозяйствам и их оснащению.

Расширяются выездные формы оказания медицинской помощи жителям малонаселенных пунктов, с численностью менее 100 человек, а также труднодоступных районов. Так, число передвижных подразделений выросло
в указанный период на 8,1% или на 234 единицы, с 2 906 до 3 140, что способствует повышению доступности медицинской помощи.

Впервые за постсоветский период были пересмотрены и утверждены требования
к размещению медицинских подразделений в первичном звене, в том числе
в удаленных районах и сельской местности. Эти требования теперь базируются
не только на численности проживающего населения, но и на расстоянии до ближайшей медицинской организации с учетом нормативно закреплённого предельного времени ожидания разных видов медицинской помощи.

Впервые проведено прикрепление каждого застрахованного в ОМС не только
к медицинской организации первичного уровня, но и к конкретному специалисту – врачу или фельдшеру, что подразумевает формирование персональной профессиональной ответственности. По состоянию на март 2016 года, из 146,9 млн. застрахованных были прикреплены к специалистам более 97%.

В целях повышения доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в период с 2008 по 2012 годы построены и введены в эксплуатацию 12 федеральных центров высоких медицинских технологий, что приблизило и повысило доступность оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.

За последние 5 лет высокотехнологичная медицинская помощь оказана 2 813 тыс. пациентам. С 2011 по 2015 годы количество пациентов, пролеченных с применением высоких медицинских технологий, увеличилось в 2,5 раза: с 322,6 тыс. до 823,3 тыс. пациентов.

Количество федеральных медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств федерального бюджета, возросло со 117 в 2011 году до 133 в 2015 году. Число медицинских организаций субъектов Российской Федерации, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь гражданам Российской Федерации на условиях софинансирования
из федерального бюджета, увеличилось со 135 в 2011 году до 333 в 2015 году
(в 2,5 раза).

Начиная с 2014 года, часть видов высокотехнологичной медицинской помощи включена в базовую программу обязательного медицинского страхования. В 2014 году общий объем оказанной высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, составил 229 тыс. пациентов, в 2015 году – 357,8 тыс. пациентов.

В 2016 году планируется оказать высокотехнологичную медицинскую помощь гражданам Российской Федерации в объеме не ниже 2015 года.

В настоящее время проводится работа по актуализации потребности субъектов Российской Федерации в замене изношенного автопарка новыми автомобилями скорой медицинской помощи в рамках реализации программы поддержки автомобильной промышленности на 2016 год. Планируется закупить 1 241 автомобиль скорой медицинской помощи класса B, а также 110 реанимобилей российского производства. На указанные цели предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере 3 млрд рублей.

Разрабатывается методика по распределению указанных бюджетных ассигнований между субъектами Российской Федерации в соответствии с реальной потребностью в обновлении автопарка скорой медицинской помощи, численности
и плотности населения, климатогеографических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, а также определению объемов софинансирования с учетом бюджетных средств субъектов Российской Федерации, в ближайшее время будут определены сроки осуществления обновления санитарного автотранспорта
в медицинских организациях субъектов Российской Федерации.

Важнейшие приоритеты в сохранении здоровья матери и ребенка – совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров; создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка; выхаживание детей с экстремально низкой массой тела; развитие специализированной медицинской помощи детям; совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду.

В рамках реализации программы «Родовый сертификат» в 2011 – 2015 годы медицинскими организациями приобретено более 16,0 тыс. единиц медицинского оборудования, что позволило улучшить качество диспансерного наблюдения беременных женщин, снизить частоту осложнений беременности, родов
и послеродового периода, увеличить долю неосложненных родов.

В 2013 – 2016 годы осуществляется строительство 32 перинатальных центров
в 30 субъектах Российской Федерации, в 2015 году открылся один, в котором уже принято более 2 400 родов.

С целью подготовки специалистов для работы в перинатальных центрах с 2011 года на базе федеральных образовательных учреждений создано 18 обучающих симуляционных центров. В 2016 году планируется открытие еще двух симуляционных центров. Ежегодно обучение в них проходят более 3,0 тыс. врачей.

Проводится активная работа по снижению числа абортов. В женских консультациях создано 385 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, открыто 856 кабинетов медико-социальной помощи, разработана дополнительная профессиональная образовательная программа медицинских психологов, психологов, специалистов по социальной работе по доабортному консультированию. В результате принятых мер, в 2015 году
по сравнению с 2011 годом общее число абортов сократилось с 989 375 до 746 736 (на 24,5%), а число абортов по желанию женщины – с 735 145 до 446 716 (на 39,2%) .

Смертность от врожденных аномалий с 2011 по 2015 год сократилась на 23,3% .

С 2013 года начаты профилактические осмотры детского населения по новому алгоритму, для чего была создана необходимая нормативная база. Профилактическими осмотрами были охвачены в 2013 г. – 14,1 млн. детей, в 2014 г. – 17,2 млн. детей, в 2015 г. – 21,3 млн. детей.

С 2013 года проводится диспансеризация детей-сирот, устроенных в семьи, ежегодно проходят углубленные медицинские осмотры порядка 260 тыс. детей, впервые выявлены более 120 тыс. заболеваний, что позволило начать лечение и реабилитацию детей на более ранней стадии заболевания.

Впервые организована замена речевых процессоров за счет средств обязательного медицинского страхования. В 2015 году произведена замена и настройка речевых процессоров 1 053 детям. Стоимость одного речевого процессора составляет более
500 тыс. рублей.

С целью повышения доступности медицинской помощи новорожденным с нарушениями развития и совершенствования качества оказания медицинской помощи детям развивается неонатальная хирургия. В рамках реализации данного направления в 2012 – 2014 годах приобретено современное дорогостоящее медицинское оборудование для 6 федеральных медицинских учреждений.

Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»берет на себя ответственность не только сохранить позитивные тенденции, но и сделать все возможное для решения оставшихся проблем, добиться еще более существенных позитивных результатов в развитии системы сохранения и укрепления здоровья населения.

Форум считает необходимым принятие следующих ключевых решений:

1. В сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни:

1.1. Завершить формирование региональных систем профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни населения
до конца 2016 года.

1.2. Усилить пропаганду ведения здорового образа жизни среди населения, проработав вопрос об увеличении доли социальной рекламы (в том числе от общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций).

1.3. Обеспечить условия для формирования культуры здорового питания населения.

1.4. Разработать методические рекомендации для работодателей в целях оказания методической помощи по вопросам экономической эффективности политики сохранения здоровья работников и путях ее реализации (обеспечение бездымной среды на рабочем месте, доступности здоровой пищи в столовых, пропаганды физической активности, стимулирования к отказу от курения, способствование прохождению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, создание здравпунктов).

1.5. Проработать вопрос о включении в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также в коллективные договоры между первичными профсоюзными организациями и работодателями обязательства по сохранению и укреплению здоровья населения, созданию условий для здорового образа жизни, в том числе развитию физической культуры и спорта.

1.6. Обеспечить организационно-методическое сопровождение в организации работы по созданию системы формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в Республике Крым и г.Севастополь.

1.7. Разработать государственную программу «Безопасный труд» в целях создания условий для формирования культуры безопасного труда и повышения эффективности мер, направленных на сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

1.8. Обеспечить реализацию мер, направленных на развитие массового спорта, привлечение к нему людей самых разных возрастов, включая создание спортивной инфраструктуры для занятия массовой физической культурой и спортом по месту жительства, учебы, в сельской местности.

1.9. Рекомендовать работодателям активизировать реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

1.10. Обеспечить реализацию мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), обратив особое внимание на создание физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, учебы, работы.

1.11. С учетом межведомственного и межсекторального характера проблемы разработать и реализовать государственную стратегию «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», а также в рамках партийного проекта «Качество жизни (здоровье)» инициировать подпроект «Здоровый образ жизни».

1.12. Создавать условия для диспансеризации работающего населения.

1.13. Развивать общественные проекты, включая участие НКО, направленные
на пропаганду здорового образа жизни.

Наши рекомендации