Особенности организации стационарной помощи детям
Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, обо всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из учреждений госсанэпиднадзора об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки – 24 ч); справка о прививках.
Приемное отделение детской больницы должно быть оснащено боксами (боксы должны иметь 3–4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Мельцера – Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2–3 палат.
Основная задача современной больницы – восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.
Детская больница имеет в своем составе следующие основные структурные подразделения: отделение приема и выписки больных; клиническое отделение; изоляционно-диагностическое отделение; вспомогательные отделения и службы; административно-хозяйственные службы.
Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр, первичную диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей, имевших контакт с инфекционными больными; оказание первой неотложной помощи; санитарную обработку; учет движения больных; справочно-информационное обеспечение. Изолированный прием каждого ребенка легче всего проводить при наличии в приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или 2 койки. Общее число боксов в приемном отделении соматической больницы планируют из расчета 5% от числа коек в стационаре. Палаты для детей в возрасте до года боксируются. В каждом боксе размещается по 1–2 койки, а в палате для детей старших возрастов – не более 4 коек. Матери в боксы допускаются только в часы кормления детей; они участвуют также в организации прогулок детей, проведении массажа под контролем медицинского работника. Существующими нормативами предусматривается полезная площадь в отделении на 1 больного 6 м2. На 1 врача-ординатора приходится до 20 детей.
В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше, чем в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают только новые, не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка сострым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания.
При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в палату с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в которых находятся выздоравливающие дети. В больницах, имеющих в своем составе хирургическое отделение, в настоящее время создаются отделения (палаты) анестезиологии и реанимации. Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах осуществляется реабилитационно-восстановительное лечение. В стационаре должны проводиться воспитательная работа с детьми с учетом их возрастных особенностей, создаваться соответствующий лечебно-охранительный режим.
В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения – клинический. Далее следуют второй этап – санаторный и третий этап – адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Показателями деятельности стационара детской больницы являются общебольничные показатели.
Показатели работы детской больницы.
1. Больничная летальность в том числе детей первого года жизни
2. послеоперационная летальность в том числе детей 1 года жизни
3. распределение выписанных больных по результатам лечения: · с выздоровлением · с улучшением · без перемен · с ухудшением
4. Частота случаев внутрибольничной инфекции 5. Частота расхождения диагнозов.
14.(возможно не то)
детское дошкольное учреждение — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образованияразличной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад. Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребёнка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Помощь школьникам
1. Врач-педиатр, оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в школах, в своей работе руководствуется настоящим положением, приказами, инструкциями и распоряжениями вышестоящих органов здравоохранения и должностных лиц.
2. Врач-педиатр, оказывающий лечебно-профилактическую помощь детям в школах, обязан:
- своевременно организовать и проводить медицинские осмотры школьников, давать заключение о состоянии здоровья каждого школьника (с учетом данных других врачей-специалистов, определять медицинскую группу для занятий физической культурой и назначать лечебно-оздоровительные мероприятия;
- проводить анализ результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого разрабатывать план мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
- осуществлять медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а также за режимом учебной работы, трудовым обучением, организацией питания учащихся, за проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проводить работу по профессиональной ориентации школьников с учетом состояния их здоровья;
- выявлять учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;
- проводить амбулаторный прием в школе и оказывать медицинскую помощь нуждающимся;
- проводить санитарно-просветительскую работу среди персонала школы, родителей и учащихся,
- обеспечить регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и проводить их оздоровление, в том числе непосредственно в школе;
- докладывать заведующему отделением по подчиненности и доводить до сведения руководства школы результаты данных о состоянии здоровья учащихся, из заболеваемости и мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;
- проводить работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
- повышать свою профессиональную квалификацию, а также квалификацию подчиненного среднего медицинского персонала.
Медицинская документация школы включает в себя: индивидуальная карта ребенка (ф.№26-у), контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. № 30-у); карта учета профилактических прививок (ф.№ 63-у) – при отсутствии централизованной картотеки в поликлинике; журнал регистрации острых инфекционных заболеваний (ф. № 60 –у); книга записи амбулаторных больных (ф. № 74-у); журнал записи детей, прошедших профилактические осмотры (ф. № 278); книга записи санитарно-просветительской работы (ф. № 33); книга протокола медико-педагогического контроля за уроками физической культуры; регистрация спортивных травм (ф. № 228); план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в школе; бракеражный журнал; санитарный журнал учреждения (ф. №153-у); экстренное извещение (ф. №58-у); вкладной лист на подростка к медицинской карте (ф. № 25/10-у); журнал для профилактики кори и гепатита (ф. № 118-у); журнал витаминизированния блюд.
Медицинская сестра под руководством врача осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы, в этом принимает участие и администрация школы и врачи санэпидслужбы.
Частота наблюдения за школьниками, взятыми на «Д» учет должна быть индивидуальной в зависимости от тяжести и течения патологического процесса, но не должна быть реже 1 раза в 3 мес.
Школьный врач проводит «Д» наблюдение в тесной преемственности с врачами-специалистами поликлиники и с участковыми врачами: от уч. врача ребенок приносит справку – с указанием результатов проведенного лабораторного обследования, указанием даты следующей явки рекомендованных лечебных мероприятий – эти данные переносятся в школьную ф. № 30.
Большая часть лечебно-оздоровительных мероприятий на протяжении учебного года пороводится непосредственно в школе (УВЧ, УФО, смазывание миндалин р-ром Люголя, фитотерапия, поливитамины; организация дополнительного питания для ослабленных детей, диетического питания и т.д.) Школьный врач и м/с организуют все мероприятия по оздоровлению школьников с пониженной остротой зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата – организуют правильное рассаживание детей за партами и столами.
Мед. сестра школы проводит повседневный учет заболеваемости.
Учитываются все обращения за медицинской помощью к школьному врачу (регистрируются в специальном журнале – не зависимо от жалоб и характера заболевания), отдельно учитываются все инфекционные и неинфекционные заболевания, перенесенные школьниками.
Ежемесячно проводится анализ обращаемости (по нозологическим формам, жалобам, классам) – результаты используются для проведения совместно с администрацией школы необходимых профилактических мероприятий.
Углубленные осмотры.
Углубленные осмотры проводятся по утвержденной схеме.
На основании анализа результатов углубленного осмотра составляется заключение о состоянии здоровья школьника, определяется мед. группа для занятий физкультурой, даются соответствующие трудовые рекомендации, назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия.
Результаты углубленного осмотра и план лечебно-профилактических мероприятий заслушивают и обсуждаются на педагогическом совете школы. Классные руководители получают от м/с школы списки детей, имеющие отклонения в соответствии здоровья с указанием назначенных им лечебно-оздоровительных мероприятий (листы здоровья класс).
Результаты углубленного осмотра подаются также зав. ДШО детской поликлиники (распределение школ по группам здоровья, общее число осмотренных, характер и численность выявленной патологии и т.д.)