Организация работы студентов на кафедре
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПО ГИСТОЛОГИИ И ЦИТОЛОГИИ
С ОСНОВАМИ ЭМБРИОЛОГИИ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому
и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособиядня студентов медицинских вузов
Под редакцией
профессора П.А. Мотавкина
доцента И.В. Ковалевой
Владивосток
Медицина ДВ
УДК 611(07)
ББК 28.703/706
У 91 Утверждено в печать редакционно-издательским советом
Владивостокского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Б. Я. Рыжавский, доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии
Дальневосточного государственного медицинского университет;
А. П. Анисимов, доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой клеточной биологии
Дальневосточного государственного университета
Составители:
П. А. Мотавкин, Г. В. Рева, А. В. Ломакин, И. В. Ковалева,
Н. Ю. Матвеева, Г. М. Холоденко
Учебно-методическое пособие для студентов медицинского университета по гистологии и цитологии с основами эмбриологии : учеб. пособие / [П.А. Мотавкин и др.]. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2008. - 252 с.
Предлагаемое учебно-методическое пособие написано в соответствии с действующей программой и новейшими данными по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Основная задача учебного пособия - дать студентам в краткой форме необходимую информацию для успешной работы во время лабораторных занятий и при индивидуальной работе на кафедре с целью развития у них навыков самостоятельного изучения микроструктуры тканей и выявления их основных морфологических признаков.
УДК 611(07)
ББК 28.703/706
© Коллектив авторов, 2008
© «Медицина ДВ», 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ. ...........................5
ВЕСЕННИЙ СЕМЕСТР. ЦИТОЛОГИЯ. ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ.
НЕРВНАЯ, ИММУННАЯ И СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ..............................................................................................................7
Тема 1. ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА....................................... ................7
Тема 2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО
ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА.............................................................13
Тема 3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.
ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО КЛЕТКИ. ................................................................21
Тема 4. МОРФОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ.............................27
Тема 5. СПОСОБЫ РЕПРОДУКЦИИ КЛЕТОК. РЕАКЦИЯ КЛЕТКИ
НА ПОВРЕЖДЕНИЕ...........................................................................................33
Тема 6. Семинар «ЦИТОЛОГИЯ».....................................................................................................40
Тема 7. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ............................. ................................42
Тема 8. МЕЗЕНХИМА. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ...................................49
Тема 9. КРОВЬ И КРОВЕТВОРЕНИЕ................... ......................................55
Тема 10. ИММУННАЯ СИСТЕМА.............................................................................................................62
Тема 11. КОСТНАЯ ТКАНЬ................................................................................71
Тема 12. ХРЯЩЕВЫЕ И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ..............................................78
Тема 13. Семинар «ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, МЕЗЕНХИМНЫЕ
И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ. ИММУННАЯ СИСТЕМА».....................................87
ТемаЫ. ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.............................93
Тема 15. СИСТЕМА СПИННОГО МОЗГА........................................................99
Тема 16. КОРКОВЫЕ ФОРМАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗА.
АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА.......................105
Тема 17. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН ЗРЕНИЯ И ОБОНЯНИЯ....................114
Тема 18. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА, РАВНОВЕСИЯ, ВКУСА...123
ОСЕННИЙ СЕМЕСТР. ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. ЭМБРИОЛОГИЯ..........................................................................................132
Тема 19. Семинар «ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, МЕЗЕНХИМНЫЕ
И МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ. ИММУННАЯ СИСТЕМА»...................................132
Тема 20. Семинар «ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА».... ................................................................................137
Тема 21. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА..........................................141
Тема 22. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ И ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ............150
Тема 23. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ЯЗЫК, ЗУБЫ, ПИЩЕВОД...........................................................................................................156
Тема 24. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ЖЕЛУДОК И КИШЕЧНИК.......................................................................................................165
Тема 25. КРУПНЫЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ...............................172
Тема 26. Семинар «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ
И ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ КРОВЕТВОРЕНИЯ
И ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ»............ ...........................................................181
Тема 27. КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ......................186
Тема 28. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНАЯ
СИСТЕМА.......................................................................................................194
Тема 29. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ЖЕЛЕЗЫ
ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ........... ...........................................................202
Тема 30. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА........................................209
Тема 32. Семинар «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»...................... .............................215
Тема 32. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. РАЗВИТИЕ ХОРДОВЫХ........................222
Тема 33. МУЖСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА................... ....................231
Тема 35. ЖЕНСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА. МАТКА.
ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ................... .....................242
Тема 36. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ………………. 243
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ
В качестве основных форм работы со студентами на кафедре используются лекции и лабораторные занятия. Изучение крупных разделов завершается итоговым семинаром, на котором преподаватель, используя различные формы контроля (тесты, опрос-беседа, диагностика микропрепаратов и микрофотографий, решение ситуационных задач) устанавливает и оценивает степень усвоения знаний студентами, а в конце курса (3-й семестр) предлагается заключительный экзамен. Лекции дают возможность студентам получить наиболее современные и систематизированные знания по основным разделам предмета.
Задачей практического занятия является изучение морфологической организации клеток, тканей, органов и умение связать их строение с выполняемыми функциями. Студент должен овладеть навыками самостоятельного «чтения» гистологических препаратов, научиться воспроизводить гистологическую структуру как в устной форме, так и в виде рисунков.