Правила работы с дезинфицирующими средствами, профилактика побочных действий химических препаратов, профилактика профессиональных дерматитов

Меры по охране труда и технике безопасности при работе с дезинфицирующими средствами изложены в приложении № 4 к приказу МЗ РБ от 25.11.2002 № 165 «О проведении дезинфекции и стерилизации в учреждениях здравоохранения».

Все вновь поступающие на работу в дезинфекционные учреждения проходят предварительное медицинское обследование и не реже 1 раза в год проходят периодические медицинские осмотры.

К работе с дезинфицирующими средствами допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний к работе с ними по результатам предварительного медицинского обследования и прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работы с препаратами.

Все работы с применением дезинфицирующих средств проводятся в специальной одежде.

В обрабатываемом помещении запрещается применять дезинфицирующие растворы при включенных электронагревательных приборах, принимать пищу, пить и курить во избежание попадания дезинфицирующих средства внутрь организма.

По окончании дезинфекции работники должны прополоскать рот водой, вымыть руки мылом, лицо и другие открытые участки тела, а по окончании рабочей смены – принять гигиенический душ.

Дезинфицирующие средства необходимо хранить в специально отведенных местах, соблюдая правила хранения, указанные в инструкциях.

Дезинфицирующие средства должны иметь четкие паспорта с указанием названия, даты изготовления, срока годности. Фасовку их проводят в вытяжном шкафу или в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

Для оказания первой доврачебной помощи у работника должна быть аптечка первой медицинской помощи, включающая:

– активированный уголь – 50,0 г;

– аммиак 10% – 3 мл; 30% раствор альбуцида – 3 тюбика-капельницы;

– валериана (таблетки, настойка) – 1 флакон;

– экстракт красавки, бесалол, беллалгин – 3 упаковки;

– питьевая сода – 150 г;

– перекись водорода – 1 флакон;

– солевые слабительные – 50 г;

– сердечные средства – 1 флакон;

– бинты стерильные – 3 шт.,

– вата – 50 г;

– настойка йода – 50 мл.

Первая помощь при отравлениях дезинфицирующими средствами

Пострадавшего немедленно удаляют с объекта дезинфекции, снимают загрязненную препаратом одежду, удаляют с поверхности кожи видимые капли препарата струей воды или ватным тампоном, обрабатывают места попадания дезинфицирующего средства 5–10% раствором аммиака (нашатырного спирта) или 2% раствором соды, или кожу промывают водой с мылом.

При попадании дезинфицирующих средств в глаза, их немедленно промывают чистой водой или 2% раствором питьевой соды. При раздражении слизистой глаз закапывают 30% раствор альбуцида.

При попадании дезинфицирующих средств в организм через рот необходимо выпить несколько стаканов воды или слабо-розового цвета раствора марганцовокислого калия и затем вызвать рвоту. Эту процедуру повторяют 2–3 раза. После рвоты повторно дают выпить 3–4 стакана 2% раствора питьевой соды, взвесь активированного угля. Вновь вызывают рвоту. Через 10–15 минут после промывания желудка необходимо выпить взвесь активированного угля или жженой магнезии, затем – солевое слабительное. Касторовое масло противопоказано!

При раздражении дезинфицирующими веществами верхних дыхательных путей рекомендуются ингаляции водяного пара с нашатырным спиртом (15 капель на стакан воды) или 2% раствором питьевой соды, дают пить небольшими глотками теплое молоко с содой.

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНОГО И УХОД

ЗА БОЛЬНЫМИ

Определение и содержание сестринского процесса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов 20 столетия. В настоящее время оно полу­чило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – в западноевропейских моделях сест­ринского дела.

Сестринский процесс– это научный метод органи­зации и оказания сестринской помощи, систематичес­кий способ определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемле­мого для обеих сторон.

Проще говоря, сестринский процесс – это осуществление ухода за больными.

Целью сестринского процесса является поддержа­ние и восстановление независимости пациента в удов­летворении основных потребностей организма (пациент – больной, лечащийся у врача).

Сестринский процесс – индивидуальный, дина­мичный, цикличный процесс, требующий комплексного подхода к лич­ности пациента и включающий 5 этапов:

1. Сбор информации (процесс оценки ситуации).

2. Постановка сестринских диагнозов (сестринская диагностика).

3. Планирование ухода.

4. Реализация плана ухода.

5. Оценка эффективности ухода.

Первый этап – сбор информации или процесс оценки ситуации

Сбор информации – это по сути дела диагностический процесс, состоящий в выявлении признаков болезни, патологического состояния или признаков ограничения жизнедеятельности. В процессе сбора информации медицинский работник путем обследования больного выявляет симптомы заболеваний.

Симптом(от греч. «symptomos» – признак, совпадение) – это признак какого-либо заболевания – статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления.

В процессе сбора информации о больном медицинский работник выполняет ряд действий познавательного характера, позволяющих выявить симптомы болезни. Комплекс этих действий является методом исследования.

По способу получения информации о больном методы исследования делятся на:

1) субъективные;

2) объективные (физикальные).

Субъективный метод исследования больного подразумевает рассмотрение пациента как субъекта, который дает показания, вспоминает и рассказывает о тех ощущениях и событиях, что сопровождали его заболевание от самого его начала, что предшествовали ему. Это рассказ больного о своей жизни и болезни, его субъективные представления об имеющем место страдании.

Субъективные данные о больном медицинский работник получает методом расспроса.

Объективные (физикальные) методы исследования подразумевают больного, как объект обследования, которое выполняет медицинский работник, опираясь на свои органы чувств и умение манипулировать рядом практических действий. Это те методы, которые позволяют получить объективную информацию об организме больного. Методы объективного исследования разделяют на основные и вспомогательные.

1. Основные методы объективного исследования – это осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация).

2. Вспомогательные методы объективного исследования – это различные измерения, лабораторные, морфологические и инструментальные методы.

Реализация первого этапа – этапа сбора информации подразумевает выполнение следующих действий.

1. Сбор необходимой информации:

а) субъективных данных: общих (паспортных) сведений о пациенте; жалоб в настоящее время;

б) объективных данных: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положение пациента в постели, состояние кожных покровов, тем­пература тела пациента, дыхание, пульс, артериальное давление (АД), естественные отправления;

в) оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:

– оцениваются социально-экономические данные, оп­ределяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, религия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение;

– описывается наблюдаемое поведение, динамика эмоциональной сферы.

2. Анализ собранной информации, целью которого является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем паци­ента, степень независимости или нуждаемости пациента в уходе.

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют раз­личные цели.

Задача врача – установить правильный диагноз, назначить лечение и контролировать его эффективность.

Задача медсестры – обеспечить па­циенту максимальный комфорт, в пределах своей сест­ринской компетенции постараться облегчить его состоя­ние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения здоровья (н.п. инфекция, опухоли, аллергия), сколько внешние проявления заболевания как резуль­тат нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, оте­ки и т. д.

Второй этап – постановка сестринских диагнозов

Понятие сестринского диагноза или сестринской про­блемы, впервые появилось в США в середине 50-х гг. и было законодательно закреплено в 1973 г.

Термин «диагноз» более применим в отношении деятельности врача. И в этом плане понятие «диагноз»(от греч. «diagnosis» – распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Однако любой медицинский работник, в том числе и медицинская сестра, оказывая помощь больному, строит свои действия на основании своего понимания сути состояния пациента. Поэтому термин «сестринский диагноз» так же правомочен. Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:

– врачебный диагноз определяет болезнь, а сестрин­ский нацелен на выявление реакций организма больного на его состояние;

– врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни, сестринский диагноз мо­жет меняться каждый день или даже в течение дня;

– врачебный диагноз предполагает лечение в рам­ках врачебной практики, а сестринский – сест­ринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;

– врачебный диагноз связан с возникшими патофи­зиологическими изменениями в организме, сест­ринский – часто связан с представлениями па­циента о состоянии своего здоровья.

Примеры сестринских диагнозов (сестринских проблем):

– больной нуждается в помощи при приеме пищи;

– у больного имеется чувство тревоги, связанное с заболеванием;

– больной нуждается в помощи при кашле, рвоте, отправлении естественных потребностей;

– у больного отсутствуют знания по технике измерения артериального давления;

– у больного отсутствуют знания по технике введения инсулина;

– у больного дефицит знаний и навыков по осуществлению гигиенических мероприятий.

Сестринские диагнозы охватывают все сферы жиз­ни пациента. Различают физиологические, психологи­ческие, социальные и духовные диагнозы.

Сестринских диагнозов может быть несколько, 5–6, а врачебный, чаще всего, только один.

Третий этап – планирование ухода (определение целей и плана ухода)

Во время планирования отдельно для каждой про­блемы формулируются цели и план ухода.

Требования к постановке целей

1. Цели должны быть реальными, достижимыми. Например, нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг. Следует ставить цель: научить пациента правилам ограничения в питании таким образом, чтобы он имел реальную возможность похудеть.

2. Необходимо установить сроки достижения цели.

По срокам реализации существует 2 вида целей: краткосрочные (меньше одной недели) и долгосрочные (недели, месяцы, часто после вы­писки).

3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Например, нельзя ставить цель устранить кашель у пациента (это задача врача). Следует ставить цель: научить больного правильно кашлять и откашливаться (научить больного дисциплине кашля).

4. Цель должна формулироваться в терминах паци­ента, а не медсестры.

Четвертый этап – реализация плана ухода

Все, что медсестра наметила сделать, она должна претворить в жизнь – самостоятель­но или с посторонней помощью.

Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

3) взаимозависимые.

Зависимые вмешательства

Это такие действия медсестры, которые выполня­ются по требованию или под наблюдением врача (инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка и т.д.).

Независимые вмешательства

Это действия, осуществляемые медсестрой по соб­ственной инициативе, автономно, без прямого требова­ния со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании;

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ;

3) обучение и консультирование пациента и его семьи;

4) организация досуга пациента.

Взаимозависимые вмешательства

Это сотрудничество с лечащим врачом или с другим медицинским работником, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором лечебной физкультуры, когда действия обеих сторон важны для достижения конечного результата.

Пятый этап – оценка эффективности ухода

Оценка эффективности и качества ухода за пациен­том производится медицинской сестрой регулярно, через определен­ные промежутки времени. Например, при проблеме риска появления пролежней сестра будет производить оценку кожи больного каждые два часа, меняя положение пациента.

Основные аспекты оценки:

– оценка успехов в деле достижения целей, что по­зволяет измерить качество ухода;

– изучение ответной реакции пациента на медперсо­нал, лечение и сам факт пребывания в стационаре.

Процесс оценки требует от сестры умения мыслить аналитически при сравнении желаемых результатов с достигнутыми.

Перечисленные 5 этапов составляют суть сестринского процесса. Сестринский процесс – это гибкий живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск в уходе и систематическом внесении коррективов в план сестринской помощи.

Наши рекомендации