Различные виды Агни
Всегда там, где присутствует огонь, идет сгорание, сопровождающееся качественным изменением структуры вещества и выделением энергии в том или ином виде. В организме это преобразование заключается в двух взаимосвязанных противоположных процессах - ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма), направленных на расщепление сложных органических веществ, причем не только поступающих с пищей, но и взятых при экстремальных условиях из собственных ресурсов тела, из которых продолжится формирование и обновление клеточного состава организма, а также его рост и развитие.
Основной функцией Агни, или огня в теле человека является процесс пищеварения (происходящий с помощью Вата и Капха доша).
Индийская философия (мне трудно называть эту науку философией, но, к сожалению, другого слова, обозначающего это древнее знание я не знаю) выделяет четыре типа Агни:
1. Огонь, проявляющийся как костер или пламя в камине.
2. Небесный огонь, проявляющийся, например, как молния.
3. Огонь желудка и двенадцатиперстной кишки - тот, который переваривает пищу в организме.
4. Скрытый внутренний Огонь минералов и металлов, обуславливающий их блеск, например Теджас золота.
В этой книге речь пойдет только об Огне, присутствующем в человеческом теле и отвечающим за процесс пищеварения. Аюрведа выделяет тринадцать типов этого Огня:
1. Агни семи тканей организма.
2. Агни, принадлежащие пяти первоэлементам, составляющим тело.
3. Главный огонь пищеварения, огонь желудка.
Из них наиболее физиологически важен огонь желудка. После разложения пищи этим внутренним огнем, идет более тонкий процесс пищеварения. Он происходит за счет Агни пяти первоэлементов, которые разделяют пищу на первоэлементы (Землю, Воду и т.д.). Чарака пишет (Ч.С. 6.15.13): "Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру, переваривают соответствующие пищевые фракции". Чакрапани поясняет[24][24], что после огня желудка продолжают расщепление пищи на очень низкомолекулярные структуры, более всего соответствующие пяти первоэлементам именно Агни первоэлементов, выделяющие первоэлементарные составляющие пищи.
С другой стороны, существует категория так называемых физиологических изменений количественного и качественного соотношения доша, тканей и нечистот. Их физиологические изменения происходят под влиянием съеденной пищи, времени суток, климатических колебаний и др. Эти изменения не являются болезнью, и достаточно быстро приходят в норму. Быстрая их нормализация является следствием поверхностности этих изменений, они не нарушают внутреннюю структуру тела и не препятствуют слаженной работе всех его органов и тканей.
Сушрута говорит[25][25], что то, что порождает боль и дискомфорт во многих случаях может называться болезнью.