Количество аудиторных часов
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Российской Федерации
Казанский государственный медицинский университет
Кафедра биомедицинской этики и медицинского права
с курсом истории медицины
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Методические рекомендации к практическим занятиям
Казань, 2005
УДК: 61.93(072)
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители:
Зав.кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., проф. Созинов А.С., д.м.н., доцент Гурылева М.Э.,
асс. Поспелова Е.Ю.
Рецензенты:
д.м.н., проф. Вахитов Ш.М., к.и.н., доц. Красильников С.Н.
История медицины: Методические рекомендации к практическим занятиям Созинов А.С., Гурылева М.Э., Поспелова Е.Ю. – Казань: КГМУ, 2005. – 135 с.
Методические указания призваны оказать помощь студентам КГМУ при подготовке к практическим занятиям по курсу история медицины. В приложении приведены темы курсовых работ, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических источников.
© Казанский государственный медицинский университет, 2005.
-3-
ВВЕДЕНИЕ
К МЕТОДИЧЕСКИМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ И МВСО
КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Цель преподавания дисциплины «история медицины» – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины, медицинской деятельности и ее лекарственного обеспечения в различные периоды во взаимосвязи с настоящим.
Задачами занятия являются:
· показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления врачевания и лекарственного лечения в различное время и в различных странах;
· сформировать системные знания о развитии медицинской деятельности в интегративной связи процессом исторического развития;
· раскрыть достижения различных культур и цивилизаций в области медицины;
· научить анализировать достижения медицинской мысли;
· ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых, внесших вклад с развитие медицинской науки и практики;
· расширить общий культурный кругозор студентов.
Требования к уровню усвоения содержания
Студент должен знать:
· основные этапы и общие закономерности становления врачевания и лекарствоведения, развитие приемов профилактики заболеваний;
· характерные черты развития медицины;
· достижения мировой, отечественной и татарстанской медицинской науки и практики;
· вклад выдающихся ученых, определивших развитие медицинской мысли.
- 4-
Студент должен уметь:
· анализировать исторический материал;
· понимать логику и закономерности развития медицинской науки и практики;
· грамотно вести дискуссию по вопросам истории врачевания;
· применять полученные знания при изучении профильных дисциплин;
· использовать в практической деятельности в общении с пациентами знания по истории медицины, приобретенные в период обучения;
· постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
· стремиться к повышению своего культурного уровня.
Основные знания, необходимые для изучения:
· всеобщая история
· философия
· основные медико-биологические дисциплины.
Обеспечение практического занятия:
o лекционный материал
o учебник Сорокина Т. С. История медицины М.: Медицина, 1994. – 384 с.
o дополнительная литература (она указана отдельно к каждому занятию).
Место проведения занятийаудитория кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины Казанского государственного медицинского университета (ул. Университетская, 14).
Длительность каждого занятия:2 академических часа.
- 5-
Количество аудиторных часов
факультет | Лекции | семинары |
Лечебно-профилактический | 14 ч. (7 л.) | 28 ч. (14 с.) |
Педиатрический | 16 ч. (8 л.) | 28 ч. (14 с.) |
Медико-профилактический | 14 ч. (7 л.) | 21 ч. (11 с.) |
Стоматологический | 16 ч. (8 л.) | 24 ч. (12 с.) |
МВСО | 14 ч. (7 л.) | 20 ч. (10 с.) |
Фармацевтический | 12 ч. (6 л.) | 22 ч. (11 с.) |
ТЕМАТИКА