Тема 11: СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Цель: изучить строение головного мозга.

Анатомически в головном мозге можно различить: полушария, ствол и мозжечок. Ствол включает в себя продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг.

Таким образом, в головном мозге выделяют 5 отделов:

1) продолговатый мозг;

2) задний мозг (мост и мозжечок);

3) средний мозг;

4) промежуточный мозг;

5) конечный мозг (большие полушария).

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга в го­ловной. Он сочетает в себе черты строения спинного и головного мозга и содержит многочисленные ядра, разделенные белым веществом.

Задний мозг состоит из моста, расположенного вентрально и мозжечка (дорсально). Мост содержит восходящие и нисходящие проводящие пути, соединяющие различные отделы головного мозга со спинным мозгом. Мозжечок является центром координации движений. Состоит из ядер серого вещества, коры и белого вещества.

В состав среднего мозга входит: крыша среднего мозга и ножки мозга. Крыша содержит подкорковые центры слуха и зрения, а ножки мозга содержат все проводящие пути среднего мозга.

В промежуточный мозг входят: зрительный бугор, надбугорная, забугорная и подбугорная области. Зрительный бугор содержит несколько десятков ядер, связывающих кору почти со всеми анализаторами. В состав надбугорья входят: эпифиз, поводок, спайка поводков, треугольник поводка. Забугорье включает медиальные и латеральные коленчатые тела. В подбугорную область входят серый бугор, гипофиз и гипоталамус, сосцевидные тела.

Конечный мозг - основная часть головного мозга человека. Имен­но эта часть ЦНС несет специфические для человека черты строения. Его поверхность прорезана бороздами, образующими извилины. Конеч­ный мозг содержит подкорковые ядра: хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное и ограду.

Задания:

1.Рассмотреть продолговатый мозг:
а) границы;

6) положение;

в) внешнее строение (вентральную и дорсальную поверхности);

г) внутреннее строение (серое вещество, белое вещество).

2.Рассмотреть мост:

а) границы;

б) ядра серого вещества.

3.Рассмотреть мозжечок:

а) местоположение;

б) кору (борозды, извилины);

в) ядра серого вещества.

г) образования белого вещества (нижние, средние и верхние ножки).

4.Рассмотреть средний мозг:
a) местоположение;

б) крышу (продольную и поперечную канавки, холмики);

в) ножки (покрышку, основание ножек мозга, черную субстанцию),

5.Рассмотреть промежуточный мозг:

а) местоположение двух частей - дорсальной и вентральной;

б) дорсальную часть - таламический мозг (таламус, надталамическая часть и заталамическая часть);

в) вентральную часть - гипоталамический мозг (передняя и задние части),

6. Изучить строение конечного мозга:

6.1. Рассмотреть внешнее строение полушарий

а) поверхности полушарий (верхнелатеральную, нижнюю поверхность, медиальную поверхность);

б) борозды: центральную, латеральную, теменно - затылочную;

в) доли: лобную, теменную, затылочную, височную, островок;

6.2. Рассмотреть базальные ядра полушарий (подкорка):

а) полосатое тело (хвостатое и чечевицеобразное ядро);

б) ограду;

в) миндалевидное тело.

6.3. Рассмотреть структуры обонятельного мозга.

6.4. Рассмотреть и зарисовать в тетради строение мозговой коры (6 слоев);

6.5. Рассмотреть организацию белого вещества конечного мозга. Найти нервные волокна:

а) ассоциативные;

б) комиссуральные;

в) проекционные.

6.5.Изучить локализацию функций в различных отделах коры полушарий большого мозга.

7. Изучить расположение желудочков мозга.

8. Рассмотреть проводящие пути головного мозга:

а) восходящие;

б) нисходящие (экстрапирамидные и пирамидные пути).

8. Рассмотреть оболочки головного мозга.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите структуры продолговатого мозга, образованные серым и белым веществом.
  2. Перечислите структуры моста и мозжечка, образованные серым и белым веществом.
  3. Перечислите структуры среднего мозга, образованные серым и белым веществом.
  4. Сравните строение спинного мозга и стволового отдела головного мозга. Каковы различия и что общего в строении этих отделов ЦНС?
  5. Назовите проводящие пути, которые берут свое начало от ядер: а) продолговатого мозга; б) моста; в) среднего мозга; г) промежуточного мозга.
  6. Назовите проводящие пути, которые оканчиваются на ядрах: а) продолговатого мозга; б) моста; в) среднего мозга; г) промежуточного мозга.
  7. Назовите проводящие (восходящие и нисходящие) пути, которые проходят транзитно: а) через продолговатый мозг; б) через мост; в) ножки мозга.
  8. Назовите образования, в которых располагаются подкорковые центры: а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) обмена веществ; д) терморегуляции.
  9. Назовите слои в коре больших полушарий, которые: а) относятся к ассоциативным путям; б) связаны с афферентными путями; в) являются началом эфферентных путей.

Терминология

Наши рекомендации