Для СТУДЕНТОВ, обучающихся по специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Фонд контрольных ВОПРОСов к 3-му этапу (Собеседование)
переводного экзамена по дисциплине «ПЕДИАТРИЯ»
для СТУДЕНТОВ, обучающихся по специальности
«Лечебное дело», (X-XII) семестры
2015-2016 учебный год
Общие вопросы:
1. История отечественной педиатрии. Организация охраны материнства и детства. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, предупреждении заболеваемости и снижении детской смертности.
2. Организация работы кабинета по воспитанию здорового ребенка.
3. Организация и основные разделы работы участкового педиатра. Основные качественные показатели работы детской поликлиники.
4. Типы детских учреждений.
5. Младенческая смертность, ее структура и показатели. Мероприятия по снижению заболеваемости и смертности.
6. Принципы диспансеризации здоровых детей.
7. Гигиена и уход за ребенком грудного возраста. Деонтология во взаимоотношениях врач-мать-ребенок.
8. Медико-генетическое консультирование. Значение в профилактике наследственной патологии.
9. Значение гигиенических, наследственных и экологических факторов в развитии детей. Закаливание детей раннего возраста.
10. Периоды детского возраста и их характеристика.
11. Физическое развитие детей. Законы нарастания массы тела и роста в различные периоды жизни ребенка. Комплексная оценка физического развития детей. Акселерации и децелерация.
12. Комплексная оценка состояния здоровья детей первого года жизни, группы здоровья. Понятие о биологическом возрасте и биологической зрелости.
13. Организация прививочного дела. Календарь прививок. Щадящий метод вакцинации детей.
Пропедевтика:
14. Анатомо-физиологические особенности лимфатической и иммунной системы у детей.
15. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Развитие статических и психических функций в раннем возрасте.
16. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки.
17. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы ребенка.
18. Анатомо-физиологические особенности органов кроветворения у детей. Характеристика периферической крови в различные периоды детства.
19. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения.
20. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания.
21. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста. Пилороспазм и пилоростеноз.
22. Анатомо-физиологические особенности органов мочеполовой системы у детей.
23. Врожденные пороки развития. Классификация. Современные взгляды на этиопатогенез. Методы антенатальной диагностики и профилактики.
24. Значение микроэлементов и витаминов в питании ребенка. Понятие о микроэлементозах и витаминной недостаточности. Пути профилактики.
25. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Простая диспепсия. Понятие о дисбактериозе кишечника.
26. Естественное вскармливание, его преимущества.
27. Смешанное вскармливание. Определение. Характеристика докорма.
28. Прикорм. Виды прикорма, методика и сроки их введения.
29. Искусственное вскармливание. Характеристика молочных смесей.
30. Режим и питание кормящей матери. Гипогалактия. Диагностика. Лечение.
31. Питание здорового ребенка в возрасте от 1 до 3 лет.
Неонатология:
32. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Диагностические критерии. Реанимационная помощь.
33. Синдром дыхательных расстройств у новорожденных, неотложная помощь.
34. Недоношенный ребенок. Понятие о морфологической и функциональной незрелости. Вскармливание недоношенных. Этапность выхаживания. Показатели живорожденности.
35. Гемолитическая болезнь новорожденных по Rh – фактору и системе АВО. Этиопатогенез, клиника, диагностика. Принципы лечения.
36. Пограничные состояния у новорожденных.
37. Постгипоксические состояния новорожденных. Этиопатогенез. Стадийность клинических проявлений. Диагностика, этапность лечения.
38. Гнойно-септические заболевания кожи, подкожной клетчатки и пупочной ранки у детей раннего возраста.
39. Особенности течения и клинической картины пневмонии у недоношенных новорожденных. Принципы лечения.
40. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Возрастная характеристика. Методы оценки.
41. Внутриутробные инфекции плода и новорожденного (факторы риска инфицирования, группы высокого риска внутриутробного инфицирования, этиология, пути передачи инфекции).
Детские болезни:
42. Острые аллергические реакции. Клинические проявления. Неотложная помощь.
43. Аномалии конституции (эксудативно-катаральный, аллергический диатезы).
44. Аномалии конституции (лимфатико-гипопластический, нервно- артритический диатезы).
45. Хронические расстройства питания. Приобретенная и врожденная гипотрофия. Этиопатогенез. Клиническая характеристика. Подходы к терапии.
46. Хронические расстройства питания в раннем детском возрасте. Этиопатогенез, классификация, дифференциальная диагностика, принципы лечения и профилактики.
47. Острая дыхательная недостаточность. Варианты, степень дыхательной недостаточности. Меры неотложной помощи.