Санитарно-эпидемиологические требования к мебели, оборудованию, режиму уборок и бельевому режиму в организациях здравоохранения
Санитарно-противоэпидемический режим процедурного кабинета.
Выписка из Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь №107 от 28.10.2013г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО КОСМЕТОЛОГИИ, А ТАКЖЕ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
ГЛАВА 4
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
68. Внутренняя отделка помещений организаций здравоохранения должна соответствовать следующим требованиям:
должна выполняться в соответствии с функциональным назначением помещений организаций здравоохранения;
должны использоваться материалы, соответствующие требованиям ТНПА.
69. Стены, полы и потолки помещений организаций здравоохранения должны выполняться из влагонепроницаемых материалов, устойчивых к моющим средствам и химическим средствам дезинфекции, соответствующим требованиям ТНПА.
70. В помещениях палат хосписов допускается использование ковров и иных съемных покрытий пола, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.
71. Полы в операционных, малых операционных, индивидуальных родовых палатах и родильных залах организаций здравоохранения должны быть антистатические.
72. В помещениях организаций здравоохранения допускается применение подвесных потолков, конструкция и материалы которых обеспечивают возможность проведения влажной уборки и дезинфекции их поверхности.
В инфекционных и туберкулезных отделениях не допускается применение подвесных потолков, конструкция которых не обеспечивает герметизацию запотолочного пространства.
ГЛАВА 5
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ, ВЕНТИЛЯЦИИ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЮ, МИКРОКЛИМАТУ, ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ, ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
73. Системы отопления, вентиляции помещений организаций здравоохранения должны обеспечивать допустимые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, установленные ТНПА. В помещениях организаций здравоохранения, обеспеченных системами кондиционирования воздуха, должны поддерживаться оптимальные параметры микроклимата, установленные ТНПА.
74. Естественное и искусственное освещение в помещениях организаций здравоохранения должно соответствовать требованиям ТНПА.
Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников организаций здравоохранения должны иметь естественное освещение.
75. Размещение, устройство и проектирование систем централизованного холодного и горячего хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализации в помещениях организаций здравоохранения должны соответствовать требованиям ТНПА.
76. Нагревательные приборы помещений организаций здравоохранения должны иметь гладкую поверхность и допускать влажную очистку и дезинфекцию.
Нагревательные приборы, встраиваемые в облицовку стен помещений организаций здравоохранения, должны применяться в:
сверхчистых помещениях организаций здравоохранения, относящихся к 1 классу чистоты в соответствии с Гигиеническим нормативом "Допустимые значения санитарно-микробиологических показателей воздушной среды помещений организаций здравоохранения разных классов чистоты", утвержденным постановлением, которым утверждены настоящие Санитарные нормы и правила (далее - гигиенический норматив);
особо чистых помещениях организаций здравоохранения, относящихся к 2 классу чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом.
77. При организации вентиляции и кондиционирования в организациях здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
в зданиях организаций здравоохранения должна оборудоваться система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением для помещений с нормируемым воздухообменом и естественная вентиляция. Естественная вентиляция в помещениях организаций здравоохранения должна обеспечиваться посредством форточек, откидных фрамуг, створок оконных переплетов, систем приточно-вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Форточки, откидные фрамуги и створки оконных переплетов должны содержаться в исправном состоянии;
при размещении организаций здравоохранения в общественных зданиях немедицинского назначения и жилых зданиях системы приточно-вытяжной вентиляции помещений организаций здравоохранения должны быть полностью изолированы от систем воздухообмена других помещений зданий;
должны быть оборудованы местными отсосами или вытяжными шкафами помещения организаций здравоохранения с медико-технологическим процессом, сопровождающимся выделением в воздух вредных веществ, микроорганизмов;
во вновь строящихся и реконструируемых зданиях больничных организаций здравоохранения должны быть предусмотрены изолированные системы приточно-вытяжной вентиляции для:
операционных и малых операционных;
перевязочных кабинетов;
хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства;
отделений анестезиологии и реанимации;
асептических палатных отделений;
отделений для беременных и рожениц;
ожоговых отделений;
отделений для новорожденных детей;
инфекционных отделений;
туберкулезных (легочных и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза) отделений;
патологоанатомических отделений;
рентгеновских кабинетов и кабинетов магнитно-резонансной томографии;
лабораторий;
кабинетов грязе- и водолечения;
бассейнов;
барозалов;
кухонь;
во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций здравоохранения должны быть предусмотрены изолированные системы приточно-вытяжной вентиляции с кондиционированием подаваемого воздуха для:
операционных;
отделений анестезиологии и реанимации;
асептических отделений;
отделений для беременных и рожениц;
ожоговых отделений;
отделений для новорожденных детей;
при непрерывной эксплуатации систем принудительной вентиляции и кондиционирования в организациях здравоохранения должно быть организовано круглосуточное инженерное обеспечение.
78. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования помещений организации здравоохранения должен производиться на высоте:
не менее 2 м от поверхности земли;
не менее 5 м от вытяжного дефлектора;
не менее 2 м от окон, дверей помещений.
Воздухозаборные устройства должны защищаться от проникновения осадков, птиц и животных.
79. Оборудование систем вентиляции организации здравоохранения должно размещаться в специально выделенных помещениях, раздельных для приточных и вытяжных систем (далее - помещения для вентиляционного оборудования).
Помещения для вентиляционного оборудования должны соответствовать следующим требованиям:
должны использоваться только по прямому назначению;
не должны примыкать по вертикали и горизонтали к помещениям организации здравоохранения с постоянным пребыванием пациентов и работников организации здравоохранения.
80. Воздух, подаваемый в помещения организаций здравоохранения, относящиеся к 1 - 3 классам чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должен быть обработан устройствами обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
81. При прокладке воздуховодов в помещениях организаций здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
в помещениях, относящихся к 1 - 3 классам чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должна быть скрытая прокладка воздуховодов;
в помещениях, относящихся к 4 классу чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должна быть прокладка воздуховодов в закрытых коробах.
82. Вентиляторы и электродвигатели систем вентиляции и кондиционирования воздуха в организациях здравоохранения:
не должны создавать шумов выше предельно допустимых уровней, установленных в ТНПА для помещений организаций здравоохранения;
не должны являться источниками выделения вредных и загрязняющих веществ.
83. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и устройства:
должны содержаться в чистоте;
не должны иметь повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности.
84. Уровни микробной обсемененности воздушной среды помещений организаций здравоохранения в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты не должны превышать значений, установленных гигиеническим нормативом.
85. В организациях здравоохранения профилактический осмотр, обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений должны проводиться с учетом рекомендаций производителя и рекомендаций проектных организаций.
При отсутствии рекомендаций производителя и рекомендаций проектных организаций обслуживание отдельных элементов систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений организации здравоохранения должно проводиться в следующие сроки:
вентиляторов, противопылевых и бактерицидных фильтров, других устройств обеззараживания воздуха - не реже 1 раза в 3 месяца;
нагревателей, охладителей, увлажнителей воздуха центральных кондиционирующих установок и систем рециркуляции воздуха - не реже 1 раза в 6 месяцев;
воздуховодов и воздухораспределительных устройств, приточных и вытяжных камер - не реже 1 раза в год.
86. Устранение выявленных текущих неисправностей, дефектов систем вентиляции и кондиционирования должно проводиться безотлагательно.
Очистка систем вентиляции должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Дезинфекция отдельных элементов систем вентиляции должна проводиться по показаниям.
87. Светильники общего освещения в помещениях лечебно-диагностических отделений организаций здравоохранения должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.
88. Осветительные приборы помещений организаций здравоохранения должны содержаться в чистоте, вышедшие из строя лампы должны немедленно заменяться.
89. Во вновь строящихся и реконструируемых организациях здравоохранения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение с подводкой сети в:
предоперационные;
родильные залы;
перевязочные;
раздаточные;
моечные;
санпропускники;
палаты для новорожденных детей, палаты для совместного пребывания матери и ребенка, палаты интенсивной терапии и реанимации, боксы инфекционных отделений.
90. Умывальники в организациях здравоохранения должны быть оборудованы:
дозирующими устройствами для жидкого мыла. Умывальники в местах проведения антисептики рук работниками организации здравоохранения должны быть оборудованы настенными локтевыми дозирующими устройствами для жидкого мыла и антисептика. Емкости дозирующих устройств для жидкого мыла и антисептика не должны быть пустыми и должны использоваться по прямому назначению. Новая порция жидкого мыла или антисептика должна наливаться в дозирующее устройство после его мытья, дезинфекции, промывания водой и высушивания;
крепежными устройствами для полотенец. На крепежных устройствах для полотенец должны находиться одноразовые бумажные полотенца и (или) многоразовые полотенца. Многоразовые полотенца в лечебно-диагностических помещениях должны использоваться работниками организаций здравоохранения только индивидуально;
возле умывальника должно быть установлено мусорное ведро с крышкой, регулируемой педальным механизмом. Педальный механизм в мусорном ведре должен быть исправный.
91. В палатах, кабинетах медицинских работников, в туалетах, бельевых, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, на постах медицинских сестер и во вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Предоперационные, перевязочные, манипуляционные, родильные залы, палаты и залы отделений анестезиологии и реанимации, процедурные кабинеты, эндоскопические кабинеты, посты медицинских сестер при палатах для новорожденных детей должны быть оборудованы умывальниками с установкой локтевых, ножных или бесконтактных кранов со смесителями.
Санитарно-техническое оборудование должно быть чистым, исправным, без трещин и сколов керамики.
92. Технические условия приема и места сброса сточных вод должны быть получены в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЮ, РЕЖИМУ УБОРОК И БЕЛЬЕВОМУ РЕЖИМУ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
93. Организации здравоохранения должны быть обеспечены:
медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, мебелью для пациентов, госпитализируемых лиц, посетителей и работников организаций здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В палатах больничных организаций здравоохранения должны быть установлены тумбочки и стулья по количеству коек;
устройствами для обеззараживания воздуха в помещениях операционного блока и ЦСО, стерилизационной, автоклавной, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных и стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты роддома, реанимационных и хирургических палатах, помещениях лабораторий и иных помещениях, в которых проводятся работы с инфицированными материалами;
устройствами для обеззараживания воздуха, обеспечивающими обработку воздуха в присутствии пациентов, работников организаций здравоохранения и иных лиц в туберкулезных, инфекционных, асептических отделениях, палатах для пациентов с ожогами, палатах для пациентов с гнойно-септическими инфекциями (далее - ГСИ);
оснащены средствами малой механизации и уборочным инвентарем.
94. В организациях здравоохранения не допускается:
использование неисправных мебели, оборудования, устройств, средств малой механизации;
использование наркозных и дыхательных аппаратов с нарушенной герметизацией системы подачи газов;
размещение оборудования, являющегося источником шума и вибрации, ионизирующего и рентгеновского излучения, вблизи палат и лечебно-диагностических помещений. Уровни звукового давления, вибрации в помещениях организаций здравоохранения с временным или постоянным пребыванием пациентов, работников организации здравоохранения и посетителей не должны превышать допустимые уровни, установленные требованиями ТНПА.
95. Комнаты для приема пищи работниками организации здравоохранения должны быть оборудованы:
умывальником;
холодильником;
устройствами для подогрева воды и пищи.
96. Мебель, оборудование, средства малой механизации и уборочный инвентарь в организациях здравоохранения должны быть выполнены из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции.
При проведении уборок помещений в организациях здравоохранения не должны использоваться порошкообразные синтетические моющие средства.
97. Все помещения организаций здравоохранения, а также мебель, оборудование, средства малой механизации должны содержаться в чистоте. В помещениях организаций здравоохранения должны проводиться текущие ежедневные и генеральные уборки.
98. Текущие ежедневные уборки помещений организаций здравоохранения должны проводиться в:
помещениях операционного блока и ЦСО, стерилизационной, автоклавной, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных, стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты роддома, буфетных и раздаточных, палатах хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства, отделений анестезиологии и реанимации, отделений для беременных и рожениц, лаборатории не реже трех раз в день с применением моющих средств, в том числе один раз с применением химических средств дезинфекции. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды, проветривание - при необходимости;
палатах для пациентов с ожогами, в палатах и кабинетах для пациентов с инфекционными заболеваниями, в том числе в палатах для пациентов с гнойно-септическими инфекциями (далее - ГСИ), туберкулезом, в асептических палатах не реже трех раз в день с использованием моющих средств и химических средств дезинфекции. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды, проветривание - при необходимости;
палатах и кабинетах для пациентов терапевтического профиля должны проводиться не реже двух раз в день с применением моющих средств. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться проветривание.
99. Генеральные уборки помещений организаций здравоохранения должны проводиться:
в помещениях операционного блока, малых операционных, ЦСО, стерилизационных, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных, стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты не реже одного раза в семь дней;
в палатах для пациентов с ожогами, в палатах для пациентов с инфекционными заболеваниями, ГСИ, туберкулезом, в асептических палатах после одномоментной выписки пациентов, а также при перепрофилировании палат.
Генеральные уборки в других помещениях организаций здравоохранения должны проводиться не реже одного раза в месяц.
100. При проведении генеральной уборки помещений организации здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
работники должны быть одеты в специально выделенную СО и использовать средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
должны использоваться одноразовые или продезинфицированные салфетки;
влажная уборка поверхностей должна проводиться растворами моющих средств в последовательности: потолок, окна и подоконники, стены и двери - сверху вниз, оборудование, пол - от дальней стены к выходу, туалет убирается в последнюю очередь;
смывание нанесенных моющих средств должно осуществляться водопроводной водой с использованием салфеток;
дезинфекция стен, подоконников, пола, оборудования, мебели должна проводиться химическими средствами дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению;
смена СО и защитных перчаток на чистые должна проводиться работниками перед этапом смывания нанесенных химических средств дезинфекции;
смывание химических средств дезинфекции должно проводиться водопроводной водой с использованием салфеток. Смывание можно не проводить, если дезинфекция проводится химическими средствами дезинфекции, не требующими процедуры смывания после применения;
после расстановки оборудования и мебели должно проводиться обеззараживание воздуха помещений. После проведения генеральной уборки помещений организаций здравоохранения должна проводиться дезинфекция, очистка и сушка уборочного инвентаря.
101. Уборочный инвентарь для уборки помещений организаций здравоохранения должен соответствовать следующим требованиям:
иметь четкую маркировку "пол", "выше пола" с указанием назначения помещения или цветовое кодирование с учетом функционального назначения;
использоваться строго по назначению;
подвергаться обеззараживанию, очистке и сушке после использования. Для этих целей допускается использование автоматических стиральных и сушильных машин;
храниться упорядочено в шкафах, стеллажах или тележках в специально выделенных помещениях организации здравоохранения. В туалетах организаций здравоохранения хранение уборочного инвентаря, предназначенного для его уборки, должно осуществляться в условиях, исключающих свободный доступ к уборочному инвентарю.
Отдельный уборочный инвентарь должен выделяться для:
помещений операционного блока, малых операционных;
помещений ЦСО;
родильного зала;
перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных и стоматологических хирургических кабинетов;
молочной комнаты, кухонь, буфетных;
асептических палат, палат для пациентов с ожогами, пациентов с инфекционными заболеваниями, для пациентов с ГСИ, пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. Для проведения уборки в асептических палатах, находящихся на стерильном режиме ведения пациентов, должен применяться стерильный мягкий уборочный инвентарь;
для туалетов.
102. Организации здравоохранения могут привлекать для проведения уборки помещений и территории иные организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной области.
103. Бельевой режим в организациях здравоохранения должен соответствовать следующим требованиям:
организации здравоохранения должны обеспечиваться СОдля работников, одеждой для пациентов и госпитализируемых лиц, постельным бельем, пеленками, многоразовыми полотенцами (далее - белье) в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
стирка белья должна осуществляться централизованно в прачечных в соответствии с требованиями ТНПА;
доставка грязного белья в прачечную и чистого белья из прачечной в организацию здравоохранения, а также транспортировка грязного и чистого белья в организации здравоохранения должны осуществляться в упакованном виде в мешках или в специальных закрытых контейнерах (далее - тара для белья).
104. Тара для белья должна соответствовать следующим требованиям:
быть выполнена из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции;
не должна иметь дефектов. Мешки для белья должны быть выполнены из прочных и непромокаемых материалов;
быть выделена для каждого отделения организации здравоохранения отдельно для чистого и грязного белья. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре для белья не допускается;
иметь маркировку с указанием вида транспортируемого белья (чистое или грязное), его принадлежности к отделению организации здравоохранения.
105. Хранение чистого белья в организациях здравоохранения должно осуществляться в специально выделенных бельевых помещениях для чистого белья.
Бельевые помещения для чистого белья должны быть оборудованы:
полками с покрытием, выполненным из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции;
стеллажами и столами для сортировки белья.
106. Суточный запас чистого белья в приемных отделениях, отделениях анестезиологии и реанимации, палатных отделениях больничных организаций здравоохранения должен храниться на постах медицинских сестер, в условиях, исключающих загрязнение и доступ посторонних лиц.
107. Смена нательного и постельного белья и одежды пациентам в больничных организациях здравоохранения должна проводиться регулярно по мере загрязнения, но не реже одного раза в семь дней, если иное не установлено настоящими Санитарными нормами и правилами.
108. При загрязнении белья биологическим материалом (далее - биоматериал) замена на чистое белье должна проводиться незамедлительно.
109. При сборе и хранении грязного белья в организациях здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:
сбрасывать грязное белье на пол помещений организаций здравоохранения или в открытые приемники, а также хранить в палате запрещается;
грязное белье должно собираться в тару для грязного белья и незамедлительно транспортироваться в бельевые помещения для грязного белья организации здравоохранения.
временное хранение грязного белья в бельевых помещениях для грязного белья в отделениях организации здравоохранения должно быть не более 12 часов;
работы с грязным бельем работники организации здравоохранения должны выполнять в сменной СО и СИЗ.
110. Бельевые помещения для грязного белья во вновь строящихся и реконструируемых организациях здравоохранения должны соответствовать следующим требованиям:
должны быть изолированы от палат, лечебно-диагностических помещений и бельевого помещения для чистого белья;
должны быть оборудованы:
принудительной вытяжной вентиляцией;
устройствами обеззараживания воздуха;
умывальником с дозирующими устройствами для жидкого мыла и антисептика.
111. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) в организациях здравоохранения должны подвергаться обеззараживанию методом камерной дезинфекции:
после выписки или перевода пациента из хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства, ожогового отделения, отделений для беременных и рожениц, отделений для детей, инфекционных, туберкулезных, дерматовенерологических отделений больничных организаций здравоохранения;
по эпидемическим показаниям;
при загрязнении постельных принадлежностей биоматериалом;
после смерти пациента.
Матрацы и подушки, находящиеся в наглухо зашитых гигиенических чехлах, могут быть обеззаражены путем протирания или орошения чехлов химическими средствами дезинфекции.