Мотивационная характеристика темы. См. учебно-методическую разработку для студентов по теме «Пищеварительная система: язык, зубы, пищевод»
См. учебно-методическую разработку для студентов по теме «Пищеварительная система: язык, зубы, пищевод».
Учебная цель
Общая цель - знать развитие, общий план строения желудка и кишечника. Уметь идентифицировать средний и задний отделы пищеварительного тракта и определить их тканевые элементы на микроскопическом уровне.
Конкретная цель. 1. Знать строение слизистой оболочки желудка. 2. Знать клеточный состав кардиальных, фундальных и пилорических желез желудка. 3. Уяснить характерные особенности строения слизистой оболочки разных отделов кишечника и уметь различать их на микропрепаратах. 4. Знать клеточный и тканевой состав ворсинок и крипт. 5. Иметь представление об эндокринных клетках желудочно-кишечного тракта.
Необходимый исходный уровень знаний
Из других предметов и предшествующих тем. 1. Анатомия желудка и кишечника. 2. Строение покровного и железистого эпителия. 3. Строение гладкой мышечной ткани. 4. Строение рыхлой волокнистой соединительной ткани. 5. Строение слизистой оболочки кишечного типа.
Из темы текущего занятия. 1. Источники развития желудка и кишечника. 2. Строение оболочек стенки желудка. 3. Клеточный состав фундальных, кардиальных и пилорических желез желудка. 4. Эндокринные клетки желудка. 5. Различия в строении стенки 12-перстной и тонкой кишки. 6. Строение ворсинки. Гистофизиология мембранного пищеварения. 7. Строение стенки толстой кишки. 8. Эндокринные клетки кишечника.
Вопросы для самоподготовки
1. Желудок, строение и функции слизистой оболочки.
2. Железы желудка, их виды и топография.
3. Главные (фундальные) железы, их местная эндокринная регуляция.
4. Тонкая кишка, строение и функции слизистой оболочки.
5. Кишечная ворсинка, ее строение и гистофизиология.
6. Толстая кишка: строение и функции.
7. Местные эндокринные клетки слизистой желудка и кишечника. Их гормоны и функции.
Рекомендации для работы на занятии
Задание 1. Изучить строение стенки дна желудка. Научиться идентифицировать ее оболочки. Знать их тканевой состав. Объект изучения - препарат: дно желудка (окраска конго-красный). Программа действий: найти на малом увеличении участок дна желудка, зарисовать и отметить: (1) слизистую оболочку, (2) желудочные ямки, (3) подслизистую оболочку, (4) мышечную оболочку, (5) серозную оболочку. На большом увеличении найти и зарисовать: (6) высокий призматический эпителий, (7) собственную пластинку слизистой оболочки, (8) фундальные железы, в них главные (9) и обкладочные (10) клетки, (11) мышечную пластинку слизистой оболочки, в подслизистой основе кровеносные сосуды (12), в серозной оболочке - ядра клеток мезотелия (13). Ориентировочные основы действий: на малом увеличении найти высокий призматический эпителий (6) слизистой оболочки с крупными темно-синими ядрами. Убедиться, что эпителий образует неглубокие впячивания - желудочные ямки (2). Ниже рассмотреть собственную пластинку слизистой оболочки (7), занятую фундальными железами (8), имеющими вид узких трубочек. Увидеть трехслойную полоску мышечной пластинки слизистой оболочки (11) розового цвета. В подслизистой оболочке (3) найти просветы кровеносных сосудов. Найти трехслойную мышечную оболочку (4), которую снизу подстилает серозная оболочка (13), покрытая плоскими темно-фиолетовыми ядрами мезотелия. На большом увеличении в фундальной железе увидеть два вида клеток - мелкие, окрашенные в сине-фиолетовый цвет - главные клетки (9) и темно-оранжевые, крупные неправильной формы - париетальные клетки (10).
Задание 2. Найти отличительные особенности строения пилоричес-кого отдела желудка. Объект изучения: препарат: пилорический отдел желудка (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: найти на малом увеличении, зарисовать и отметить (1) слизистую оболочку, (2) желудочные ямки, (3) пилорические железы, (4) подслизистую оболочку, (5) мышечную оболочку, (6) серозную оболочку. Ориентировочные основы действий: убедиться, что пилорический отдел желудка построен так же, как дно желудка, но со следующими отличиями: в слизистой оболочке (1) видны редкие, глубокие желудочные ямки (2), в которые открываются протоки пилорических желез (3) с более широкими и разветвленными концевыми отделами.
Задание 3. Изучить общий план строения и тканевой состав стенки 12-перстной кишки. Объект изучения: препарат: 12-перстная кишка (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти, зарисовать и обозначить: слизистую оболочку (1), ворсинки (2), крипты (3), подслизистую оболочку (4), дуоденальные железы (5), мышечную оболочку (6), серозную оболочку (7). На большом увеличении найти и зарисовать: однослойный каемчатый цилиндрический эпителий (8), бокаловидные клетки (9), собственную пластинку слизистой оболочки (10), мышечную пластинку слизистой оболочки (11). Ориентировочные основы действий: на малом увеличении рассмотреть слизистую оболочку (1) с ворсинками и криптами, увидеть в ней окрашенную в ярко-розовый цвет мышечную пластинку (11) слизистой оболочки. В подслизистой оболочке (4) найти концевые отделы дуоденальных желез (5), увидеть двухслойную мышечную оболочку (6), к которой снаружи прилегает серозная оболочка (7). В покровном эпителии ворсинок отметить: каемчатые (8) и бокаловидные клетки (9).
Задание 4. Идентифицировать оболочки и клеточный состав тонкой кишки. Объект изучения: препарат: тонкая кишка (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти, зарисовать и обозначить слизистую оболочку (1), крипты (2), ворсинки (3), подслизистую оболочку (4), мышечную оболочку (5), серозную оболочку (6). На большом увеличении найти и зарисовать: однослойный каемчатый эпителий (7), бокаловидные клетки (8), кровеносные сосуды-ворсинки (9), мышечную пластинку слизистой оболочки (10). Ориентировочные основы действий: убедиться, что тонкая кишка имеет такой же план строения, как 12-перстная кишка, и отметить отсутствие желез в подслизистой оболочке.
Задание 5. Изучить общий план строения толстой кишки. Идентифицировать оболочки и их тканевой состав. Объект изучения: препарат: толстая кишка (окраска гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти, зарисовать и обозначить слизистую оболочку (1), крипты (2), подслизистую оболочку (3), мышечную оболочку (4), серозную оболочку (5). На большом увеличении найти и обозначить однослойный цилиндрический эпителий (6), бокаловидные клетки (7), собственную пластинку слизистой оболочки (8), лимфоидный фолликул (9), мышечную пластинку слизистой оболочки (10). Ориентировочные основы действий: на малом увеличении убедиться, что план строения стенки толстого кишечника однотипен со строением стенки тонкой кишки. Отметить отсутствие ворсинок и наличие лимфоидных фолликулов в собственной пластинке слизистой оболочки.
Задание 6 . Изучить клеточный состав фундальной железы желудка. Объект изучения: схема фундальной железы желудка из «Атласа микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, органов и тканей» (В.Г. Елесеев; Ю.И. Афанасьев, Е.Ф. Котовский). Программа действий: зарисовать и отметить париетальные клетки (1), аргирофиль-иые клетки (эндокриноциты) (2), главные экзокриноциты (3), слизистые жзокриноциты (4), шеечные мукоциты (5). Ориентировочные основы действий: см. подрисуночные подписи.
Задание 7. Изучить строение ворсинки. Объект изучения: таблица «Продольный разрез ворсинки». Программа действий: зарисовать и отметить кровеносные сосуды (1), лимфатический сосуд (2), мышечные клетки (3), однослойный цилиндрический железистый эпителий (4), р.с.т. (5). Ориентировочные основы действий: см. подрисуночные подписи.
Ситуационные задачи
1.При обработке среза желудка шифф-йодной кислотой в его слизистой оболочке обнаружены клетки, ярко окрашенные в малиновый цвет. Какой секрет содержат эти клетки? В каких структурах желудка они располагаются ?
2. В активной фазе процессов пищеварения в пищевых массах тонкого кишечника обнаруживаются энтероциты, содержащие фермент щелочную фосфатазу. Как попадают эти клетки в просвет кишечника? Их значение?
3. В результате травмы поврежден эпителий слизистой оболочки тонкой кишки. За счет каких клеток будет осуществляться его регенерация?
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2007. 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под. ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2006. 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - М. : «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. -М.: «Медицина», 1978; 5) В. Г. Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф. Котовский. Атлас микроскопического строения клеток тканей и органов. -М.: «Медицина», 1970.
Дополнительная литература: 1) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», 1983. Т. 3. 2) В.И.Уголев. Пристеночное пищеварение. - М. : «Медицина», 1972. 3) А. А. Заварзин. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - М. : «Медицина», 1976. 4) Учебник гистологии (справочник) / под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю. А.Челышева. - М.: ГЭОТАР, 1997. 5) К. Увнес-Моберг. Желудочно-кишечный тракт в процессе роста и размножения // В мире науки.- 1989. - №9; 6) Руководство по гистологии/под ред. Р. Данилова. -СПб, 2001.