РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. Направление подготовки: 49.03.02 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Анатомия человека
Направление подготовки: 49.03.02 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Направленность (профиль): адаптивное физическое воспитание
Программа академического бакалавриата
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: заочная
Факультет: физической культуры
Кафедра: анатомии, физиологии и гигиены человека
Вологда
2015г.
Составители рабочей программы
Доцент, к.б.н., доцент _________________ /Белова Е.Л./
(подпись) (Ф. И. О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека
Протокол заседания № 2 от «08» октября 2015г.
Заведующий кафедрой
«___»____________20___г. _________________ /Воропанова Л.С./
(подпись) (Ф. И. О.)
Рабочая программа одобрена методическим советом / комиссией
естественно-географического факультета.
Протокол заседания № 2 от «15» октября 2015 г.
Председатель методического совета / комиссии
«___»________20___г. _________________ /Платонов А.В./
(подпись) (Ф. И. О.)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ТОФВ и СД
«___»________20___г. _________________ / Елагина Н.Л./
(подпись) (Ф. И.О.)
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Анатомия человека» являются: подготовить бакалавров физкультурного образования к практической деятельности на основе глубоких знаний строения организма человека на макро- и микроскопическом уровне, анатомического анализа положений и движений тела спортсменов, а также на основе знаний возрастных изменений в организме человека.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Анатомия человека» относиться к профессиональному циклу, базовой части ОПОП бакалавриата (Б1.Б.18) по направлению подготовки 49.03.02 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Анатомия человека - один из важных предметов в подготовке бакалавра по адаптивной физической культуре. Она дает знания о строении организма человека занимающегося физическими упражнениями на макро- и микроскопическом уровне. Освоение дисциплины позволит будущим бакалаврам правильно организовывать учебное время и нагрузку в процессе занятий адаптивной физической культурой.
Данная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами ОПОП, в частности с такими как: «Биомеханика», «Общая и специальная гигиена», «Физиология человека», «Теория и методика физической культуры».
Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении дисциплины «Биология», раздела «Анатомия человека» средней общеобразовательной школы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности;
Уметь: изучать биологические объекты и процессы, распознавать и описыватьна таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
Владеть: методом анализа и оценки воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
- использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 15);
- знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ОПК – 4).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДУЛЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.
Семестр № | Трудоемкость | Форма промежуточной аттестации | ||||
Всего | Аудиторная | СРС | Экзамен | |||
ЗЕТ | час. | час. | час. | час. | ||
1,2 | Всего – 28, лекций – 16, лабораторных – 12 | Экзамен, зачет, контрольная работа |
№ п/п | Результаты обучения (указывается распределение ожидаемых результатов и компетенций по разделам учебной дисциплины) | Семестр, раздел / тема. Виды учебной деятельности. Краткое содержание | Образова-тельные технологии | Неделя | Трудоем-кость, час | Форма текущего контроля | ||
I семестр (порядковый номер) | ||||||||
Тема 1. Введение в предмет «Анатомия». Общие вопросы остеоартрологии. | ||||||||
Знает структурную организацию организма человека как целостной биологической системы. Умеет давать характеристику отдельным элементам скелета человека. | Лекция 1: Анатомия человека как наука, ее предмет, цели, задачи, методы. Исторические сведения развития анатомии как науки о человеке. Направления анатомии. Уровни структурной организации организма человека как целостной биологической системы: клетки – ткани – органы – системы органов и аппараты - организм. Анатомические термины. Этапы индивидуального развития человека. Кость как орган: строение кости, химический состав, физические и механические свойства кости, возрастные особенности строения костей. Классификация костей (по форме, строению, величине, функции). Соединение костей: классификация соединений костей соответственно их строению и функциям. Суставы: составные элементы; классификация суставов (по строению, форме, выполняемым функциям). Общая анатомия скелета. | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов | |||||
СРС:Изучение материала лекции 1. | ||||||||
Тема 2. Анатомия осевого и добавочного скелета. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека. | Лекция 2 - 3:Общая анатомия скелета. Скелет туловища: позвоночный столб и особенности его строения в различных отделах; крестец; копчик; ребра и грудина; соединение костей туловища. | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов Опрос, тест. | |||||
СРС:Соединение костей верхних и нижних конечностей, соединение костей черепа; полости черепа и контрфорсы. Возрастные особенности черепа. Места прощупывания различных частей скелета на живом. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека. | Лабораторная работа 1:Скелет верхней конечности: пояс верхней конечности (ключица, лопатка); скелет свободной верхней конечности (плечевая кость, кости предплечья и кисти). Места прощупывания различных частей скелета на живом. Скелет нижней конечности: пояс нижней конечности (тазовая кость, ее части, таз в целом). Скелет свободной нижней конечности (бедренная кость, кости голени, стопы); соединение костей скелета нижней конечности. Сходства и различия в строении скелета верхней и нижней конечностей в связи с их функциями. Места прощупывания различных частей скелета на живом. Скелет головы: отделы черепа и кости их составляющие; | Проблемное изложение материала | Опрос, тест. | |||||
Тема 3. Общие вопросы миологии. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека. | Лекция 3 - 4.Мышца как орган, подразделение на части. Сухожилия (апоневрозы). Вспомогательные аппараты мышц. Классификация мышц (по форме, строению, происхождению и функциям). Вспомогательные аппараты мышц. | Проблемное изложение материала, презентация | ||||||
СРС:Мышцы - синергисты и антагонисты. Понятие об анатомическом и физиологическом поперечнике мышц; основные данные о силе и работе мышц; теория рычагов как основа понимания функции мышц. Классификация положений и движений тела и его частей. Силы, действующие на тело в покое и при движении. Центр тяжести человеческого тела, его расположение в зависимости от пола, возраста и других факторов. Площадь опоры. Виды равновесия. Смещение сердца, диафрагмы и внутренних органов при различных положениях тела. Анализ основных положений и движений тела человека (стояние, ходьба, бег, прыжки). Роль морфологических характеристик человека в практике ориентации и спортивного отбора. | ||||||||
Тема 4. Мышцы отдельных областей тела человека. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека. | Лекция 4.Мышцы и фасции торса, их начало, место прикрепления и выполняемая функция. | Проблемное изложение материала, презентация | Опрос, тест. | |||||
СРС:Изучение материала лекции 5. | ||||||||
Лабораторная работа 2 – 3.Мышцы шеи, головы, их начало, место прикрепления и выполняемая функция. Мышцы и фасции верхних конечностей, их начало, место прикрепления и выполняемая функция. Мышцы и фасции нижних конечностей, их начало, место прикрепления и выполняемая функция. | Проблемное изложение материала. | Опрос, тест. | ||||||
Тема 5. Анатомия системы пищеварения и дыхания. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека. | Лекция 4 – 5:Классификация внутренних органов: полые и паренхиматозные. Строение паренхиматозных органов. Общие принципы строения полых органов. Пищеварительная система: значение для организма; морфологическая и функциональная характеристика отделов пищеварительной системы; пищеварительные железы (расположение, строение и функция). | Проблемное изложение материала, презентация | ||||||
СРС:Изучение материала лекции 5. | ||||||||
Лабораторная работа 3:Дыхательная система: значение для организма; морфологическая и функциональная характеристика внелегочных и внутрилегочных воздухопроводящих путей; ацинус (строение, значение); плевральная полость, плевральные синусы; средостенье. | Проблемное изложение материала | |||||||
Тема 6. Анатомия сердечно-сосудистой и иммунной систем. | ||||||||
Лекция 6 – 7.Общая анатомия и функции сердечно-сосудистой системы. Магистральные сосуды организма и микроциркуляторное русло. Закономерности ветвления артерий и формирования вен. Сердце: cтроение стенок сердца; клапанный аппарат сердца; кровоснабжение и иннервация сердца. Артериальная система: принципиальная схема артериальной системы; ветви дуги аорты; ветви грудного отдела аорты; ветви брюшного отдела аорты; зоны кровоснабжения ветвей аорты. Венозная система: принципиальная схема венозной системы; притоки верхней и нижней полой вены; притоки воротной вены; особенности вен конечностей; механизм тока крови по венам | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов, опрос, тест | ||||||
СРС:Лимфатическая система: значение и строение лимфатической системы; основные лимфатические протоки; строение и значение лимфатических узлов; органы иммуногенеза. Центральные и периферические органы иммунной системы, их топография, строение, основные функции. | ||||||||
Лабораторная работа 4:. Сердце: cтроение стенок сердца; клапанный аппарат сердца; кровоснабжение и иннервация сердца. Артериальная система: принципиальная схема артериальной системы; ветви дуги аорты; ветви грудного отдела аорты; ветви брюшного отдела аорты; зоны кровоснабжения ветвей аорты. Венозная система: принципиальная схема венозной системы; притоки верхней и нижней полой вены; притоки воротной вены; особенности вен конечностей. | Проблемное изложение материала | |||||||
Тема 7. Анатомия мочеполового аппарата и желез внутренней секреции. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет - навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека; - навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии. | Лекция 7.Мочевыделительная система: значение и строение мочевой системы; строение почек; строение и нефрона; механизм образования мочи; строение мочевыводящих путей. | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов | |||||
СРС:Половая система: значение и строение половой системы; наружные и внутренние половые органы мужчин и женщин, их строение и значение. Эндокринные железы: топография, строение, гормоны и их основные функции. | ||||||||
Тема 8. Анатомия нервной системы. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет - навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека; - навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии. | Лекция 15 – 16.Значение и строение нервной ткани. Строение нервных клеток. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Проводящие пути нервной системы. Центральная нервная система. Строение спинного мозга, образование спинномозговых нервов. Головной мозг: строение, отделы, оболочки. Общая анатомия черепных и спинномозговых нервов, их образование. Основные сплетения спинномозговых нервов, основные ветви и зоны иннервации. | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов, опрос, тест | |||||
СРС:Автономная нервная система. Классификация. Основные отличия между симпатическим и парасимпатическим отделом. Особенности строения рефлекторной дуги вегетативной нервной системы. Строение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, их функция. | ||||||||
Лабораторная работа 5 - 6.Головной мозг: строение, отделы, оболочки. Продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, конечный мозг: особенности строения, основные функции, ядра, подкорковые и корковые центры. Кора головного мозга. Общая анатомия черепных и спинномозговых нервов, их образование. Общая анатомия черепных и спинномозговых нервов, их образование. | Проблемное изложение материала | … | ||||||
Тема 9. Анатомия сенсорных систем. | ||||||||
Знает морфофункциональные закономерности развития человека. Умеет использовать знания анатомии человека в профессиональной деятельности. Владеет - навыками нахождения различных анатомических образований на поверхности тела человека; - навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области анатомии. | Лекция 16. Функциональная характеристика органов чувств. | Проблемное изложение материала, презентация | Проверка конспектов. | |||||
СРС:Анатомияоргана зрения, орган слуха, орган обоняния, вестибулярный анализатор, орган вкуса, кожный анализатор: периферический, проводниковый и корковый отделы. Проприорецепция, висцерорецепция. | ||||||||
ИТОГО | Общий объем дисциплины | |||||||
в том числе: | Контактная работа | |||||||
СРС | ||||||||
Подготовка к промежуточной аттестации, аттестация | экзамен | |||||||
Основные электронные средства образовательного назначения:
Электронное средство коммуникации | Формат материала |
-Проектор Beng MX 503; - MS500*DLP2700ANSISVG(800*600); - Проектор View Sonic PY – переносной. | Текст, мультимедиа материал, формулы. |