А. Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.). · Организационная часть – 3 мин
· Организационная часть – 3 мин.
· Оценка исходного уровня – 7 мин.
· Самостоятельная работа студентов – 45 мин.
· Совместная работа студентов с преподавателем – 25 мин.
· Заключительный контроль – 15 мин.
· Общая оценка знаний – 3 мин.
· Задание по самостоятельной подготовке – 2 мин.
4. Основные вопросы темы:
1.Антибиотики, применяемые при патологии органов дыхания, в том числе в детской практике.
2.Сравнительная характеристика антибиотиков, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания к применению.
3.Особенности применения, дозирования антибиотиков у детей.
4.Синтетические противомикробные средства разного химического строения, применяемые при патологии органов дыхания, сравнительная характеристика препаратов.
5.Сульфаниламидные препараты, применяемые при патологии органов дыхания, в том числе в детской практике, сравнительная характеристика.
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, «мозговой штурм», «мозаика», кроссворды, сканворды и т.п., заданий по руководству.
6. Литература:
Основная:
- Харкевич Д.А. Фармакология. –М.:Гэотар. –Мед., 2008. 10 издание. С.243-254
- Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: Гэотар. – Мед, 2006. С. 262-273
- Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцева М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С.156-157
- Руководство к лабораторным занятиям Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.С.174-185
Дополнительная:
1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.
2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с.
3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.
4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.
5. Методические указания к лабораторным занятиям по фармакологии. /под ред. Пичхадзе Г.М., Алматы.- 2003. - 183 с.
6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.
7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.
8. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.
9. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.
10. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.
11. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.
12. Деримедведь Л.В., И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782
13. Сатоскар Р.С., Бондаркар С.Д. Фармакология и фармакотерапия, в 2 томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 г.
Препараты по программе: бензилпенициллина натриевая, калиевая соли, оксациллина натриевая соль, ампициллин, амоксициллин, уназин, аугментин, цефазолин, цефотаксим, цефамандол, цефпиром, цефтриаксон, эритромицин, кларитромицин, азитромицин, линкомицин, гентамицин, амикацин, меропенем, имепинем+целостатин, доксициклин, метациклин, левофлоксацин, моксифлоксацин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим), сульфодиметоксин
Перечень препаратов для выписывания в рецептах:бензилпенициллина натриевая соль, ампициллин, цефотаксим, эритромицин, гентамицин, метациклин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим)
7. Контроль:
Оцениваются следущие компетенции:когнитивная компетенция (знание), операциональная компетенция (навыки)
- Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.
- Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные средства, применяемые при патологии органов дыхания.
- Выполнение заданий в тестовой форме.
Тестовые задания
Тест №1
Антибактериальная терапия синдрома уплотнения легочной ткани (пневмонии) предусматривает применение следующих препаратов:
1. Ампициллин
2. Эритромицин
3. Ципрофлоксацин
4. Меропенем
5. Бромгексин
Тест №2
Антибиотики из группы пенициллинов, применямые при синдроме уплотнения легочной ткани (пневмонии), в том числе в детской практике:
1. Бензилпенициллина натриевая соль, ампициллин, амоксициллин
2. Цефазолин, оксациллин, левофлоксацин, аугментин
3. Моксифлоксацин, бензилпенициллина калиевая соль, цефтриаксон
4. Уназин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим), цефпиром
5. Аугментин, цефотаксим, цефамандол, эритромицин
Тест №3
Цефалоспорины действуют бактерицидно потому, что:
1. Нарушают синтез белка на уровне рибосом
2. Нарушют синтез клеточной стенки
3. Нарушают проницаемость цитоплазматической мембраны
4. Являются антагонистами парааминобензойной кислоты
5. Нарушает синтез суллфгидрильной группы
Тест №4
Комбинированный антибиотик, применяемый для лечения синдрома уплотнения легочной ткани (пневмонии):
1. Ампициллин
2. Цефтриаксон
3. Эритромицин
4. Аугментин
5. Меропенем
Тест №5
К биосинтетическим пенициллинам чувствительны:
1. Грамположительные кокки, продуцирующие β-лактамазу
2. Грамположительные кокки, не продуцирующие β-лактамазу
3. Возбудители газовой гангрены и столбняка
4. Возбудители сибирской язвы
5. Спирохеты и бореллы
Тест №6
При приеме внутрь эффективны:
1. Оксациллина натриевая соль
2. Эритромицин
3. Бензилпенициллина натриевая соль
4. Ампициллин
5. Ципрофлоксацин
Тест №7
Для эритромицина характерны:
1. Является макролидом
2. Влияет, преимущественно, на грамположительную флору
3. Разрушается в кислой среде желудка
4. Нарушает синтез клеточной мембраны
5. Действует бактериостатически
Тест №8
Антибактериальный препарат, применяемый при внебольничной пневмонии, обладающий гепатотоксическим действием:
1. Амоксициллин
2. Оксациллин
3. Метациклин
4. Аугментин
5. Уназин
Тест №9
Определить препарат: полусинтетический пенициллин, нарушает синтез белка клеточной стенки, оказывает бактерицидное действие, широкого спектра действия. Назначается внуть и парентерально. Применяется при бронхитах, пневмониях как в детской практике, так и у взрослых.
1. Бензилпенициллина новокаиновая соль
2. Ампициллин
3. Оксацилина натриевая соль
4. Кларитромицин
5. Амикацин
Тест №10
Антибиотик, применяемый при «атипичных пневмониях»:
1. Ампициллин
2. Амоксициллин
3. Азитромицин
4. Оксациллин
5. Метациклин
Тест №11
Комбинированый сульфаниламидный препарат, применяемый при внебольничной пневмонии:
1. Уназин
2. Цефазолин
3. Линкомицин
4. Ципрофлоксацин
5. Ко-тримаксозол
Тест №12
Механизм антибактериального действия сульфаниламидных препаратов:
1. Являются антагонистами парааминобензойной кислоты
2. Нарушает синтез суллфгидрильной группы
3. Нарушают синтез белка на уровне рибосом
4. Нарушют синтез клеточной стенки
5. Нарушают проницаемость цитоплазматической мембраны
Тест №13
К побочным эффектам сульфаниламидых препаратов относятся:
1. Кристаллурия
2. Ототоксическое действие
3. Дисбактериоз
4. Гематологические нарушения
5. Диспепсические нарушения
Тест №14
Назовите препарат из группы фторхинолонов, применяемый при синдроме уплотнения легочной ткани (пневмонии):
1. Ампициллин
2. Сульфодиметоксин
3. Ципрофлоксацин
4. Меропенем
5. Эритромицин
Тест №15
Фторхинолонам характерны:
1. Обладают широким спектром действия
2. Влияют, в основном на грамположительные бактерии
3. Ингибируют топоизомеразу II и IV
4. Действуют бактерицидно
5. Устоичивость бактерии развивается медленно
Занятие №2
Тема: Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости. Особенности их применения у детей
1. Цель: формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при синдроме нарушения бронхиальной проходимости, в том числе в детской практике, умение выбора препаратов для рациональной фармакотерапии при синдроме нарушения бронхиальной проходимости.
2. Задачи обучения:
Когнитивная компетенция:
1. Знание сравнительной характеристики бронхолитических средств из группы бета-адреномиметиков, М-холиноблокаторов, ингибиторов фосфодиэстеразы.
2. Знание принципов выбора бронхолитических средств (для снятия приступов удушья и для предупреждения).
3. Знание нежелательных эффектов бронхолитиков.
4. Знание особенности фармакокинетики и фармакодинамики противовоспалительных и противоаллергических средств и принципы выбора препаратов при нарушении бронхиальной проходимости.
5. Знание особенности применения бронхолитиков, противоспалительных и противоаллергических средств в детской практике.
6. Знание возможностей комбинации препаратов, применяемых при нарушении бронхиальной проходимости для усиления основных терапевических эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.
Операциональная компетенция:
1.Выписывание рецептов с разбором на средства, применяемые при нарушении бронхиальной проходимости.
2.Расчет разовых доз препаратов.
Коммуникативная компетенция:
1.Владение грамотной и развитой речью.
2.Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
3.Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.
4.Изложение самостоятельной точки зрения.
5.Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.
Правовая компетенция:
Формирование правовых знаний и навыков: основные законы, регулирующие правила выписывания рецептов
Непрерывное обучение и самообразование:
1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.
2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)
Хронометраж