А. Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.). · Организационная часть – 3 мин

· Организационная часть – 3 мин.

· Оценка исходного уровня – 7 мин.

· Самостоятельная работа студентов – 45 мин.

· Совместная работа студентов с преподавателем – 25 мин.

· Заключительный контроль – 15 мин.

· Общая оценка знаний – 3 мин.

· Задание по самостоятельной подготовке – 2 мин.

4. Основные вопросы темы:

1.Антибиотики, применяемые при патологии органов дыхания, в том числе в детской практике.

2.Сравнительная характеристика антибиотиков, механизм действия, особенности применения, побочные эффекты, противопоказания к применению.

3.Особенности применения, дозирования антибиотиков у детей.

4.Синтетические противомикробные средства разного химического строения, применяемые при патологии органов дыхания, сравнительная характеристика препаратов.

5.Сульфаниламидные препараты, применяемые при патологии органов дыхания, в том числе в детской практике, сравнительная характеристика.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, «мозговой штурм», «мозаика», кроссворды, сканворды и т.п., заданий по руководству.

6. Литература:

Основная:

  1. Харкевич Д.А. Фармакология. –М.:Гэотар. –Мед., 2008. 10 издание. С.243-254
  2. Харкевич Д.А. Фармакология. – М.: Гэотар. – Мед, 2006. С. 262-273
  3. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцева М.В. Фармакология. – Санкт-Петербург: Фолиант – Медицина, 2001. С.156-157
  4. Руководство к лабораторным занятиям Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.С.174-185

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

5. Методические указания к лабораторным занятиям по фармакологии. /под ред. Пичхадзе Г.М., Алматы.- 2003. - 183 с.

6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

9. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

10. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

11. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

12. Деримедведь Л.В., И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

13. Сатоскар Р.С., Бондаркар С.Д. Фармакология и фармакотерапия, в 2 томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 г.

Препараты по программе: бензилпенициллина натриевая, калиевая соли, оксациллина натриевая соль, ампициллин, амоксициллин, уназин, аугментин, цефазолин, цефотаксим, цефамандол, цефпиром, цефтриаксон, эритромицин, кларитромицин, азитромицин, линкомицин, гентамицин, амикацин, меропенем, имепинем+целостатин, доксициклин, метациклин, левофлоксацин, моксифлоксацин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим), сульфодиметоксин

Перечень препаратов для выписывания в рецептах:бензилпенициллина натриевая соль, ампициллин, цефотаксим, эритромицин, гентамицин, метациклин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим)

7. Контроль:

Оцениваются следущие компетенции:когнитивная компетенция (знание), операциональная компетенция (навыки)

  1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.
  2. Выписывание рецептов с разбором и расчетом разовой дозы на основные средства, применяемые при патологии органов дыхания.
  3. Выполнение заданий в тестовой форме.

Тестовые задания

Тест №1

Антибактериальная терапия синдрома уплотнения легочной ткани (пневмонии) предусматривает применение следующих препаратов:

1. Ампициллин

2. Эритромицин

3. Ципрофлоксацин

4. Меропенем

5. Бромгексин

Тест №2

Антибиотики из группы пенициллинов, применямые при синдроме уплотнения легочной ткани (пневмонии), в том числе в детской практике:

1. Бензилпенициллина натриевая соль, ампициллин, амоксициллин

2. Цефазолин, оксациллин, левофлоксацин, аугментин

3. Моксифлоксацин, бензилпенициллина калиевая соль, цефтриаксон

4. Уназин, ципрофлоксацин, ко-тримаксозол (бактрим), цефпиром

5. Аугментин, цефотаксим, цефамандол, эритромицин

Тест №3

Цефалоспорины действуют бактерицидно потому, что:

1. Нарушают синтез белка на уровне рибосом

2. Нарушют синтез клеточной стенки

3. Нарушают проницаемость цитоплазматической мембраны

4. Являются антагонистами парааминобензойной кислоты

5. Нарушает синтез суллфгидрильной группы

Тест №4

Комбинированный антибиотик, применяемый для лечения синдрома уплотнения легочной ткани (пневмонии):

1. Ампициллин

2. Цефтриаксон

3. Эритромицин

4. Аугментин

5. Меропенем

Тест №5

К биосинтетическим пенициллинам чувствительны:

1. Грамположительные кокки, продуцирующие β-лактамазу

2. Грамположительные кокки, не продуцирующие β-лактамазу

3. Возбудители газовой гангрены и столбняка

4. Возбудители сибирской язвы

5. Спирохеты и бореллы

Тест №6

При приеме внутрь эффективны:

1. Оксациллина натриевая соль

2. Эритромицин

3. Бензилпенициллина натриевая соль

4. Ампициллин

5. Ципрофлоксацин

Тест №7

Для эритромицина характерны:

1. Является макролидом

2. Влияет, преимущественно, на грамположительную флору

3. Разрушается в кислой среде желудка

4. Нарушает синтез клеточной мембраны

5. Действует бактериостатически

Тест №8

Антибактериальный препарат, применяемый при внебольничной пневмонии, обладающий гепатотоксическим действием:

1. Амоксициллин

2. Оксациллин

3. Метациклин

4. Аугментин

5. Уназин

Тест №9

Определить препарат: полусинтетический пенициллин, нарушает синтез белка клеточной стенки, оказывает бактерицидное действие, широкого спектра действия. Назначается внуть и парентерально. Применяется при бронхитах, пневмониях как в детской практике, так и у взрослых.

1. Бензилпенициллина новокаиновая соль

2. Ампициллин

3. Оксацилина натриевая соль

4. Кларитромицин

5. Амикацин

Тест №10

Антибиотик, применяемый при «атипичных пневмониях»:

1. Ампициллин

2. Амоксициллин

3. Азитромицин

4. Оксациллин

5. Метациклин

Тест №11

Комбинированый сульфаниламидный препарат, применяемый при внебольничной пневмонии:

1. Уназин

2. Цефазолин

3. Линкомицин

4. Ципрофлоксацин

5. Ко-тримаксозол

Тест №12

Механизм антибактериального действия сульфаниламидных препаратов:

1. Являются антагонистами парааминобензойной кислоты

2. Нарушает синтез суллфгидрильной группы

3. Нарушают синтез белка на уровне рибосом

4. Нарушют синтез клеточной стенки

5. Нарушают проницаемость цитоплазматической мембраны

Тест №13

К побочным эффектам сульфаниламидых препаратов относятся:

1. Кристаллурия

2. Ототоксическое действие

3. Дисбактериоз

4. Гематологические нарушения

5. Диспепсические нарушения

Тест №14

Назовите препарат из группы фторхинолонов, применяемый при синдроме уплотнения легочной ткани (пневмонии):

1. Ампициллин

2. Сульфодиметоксин

3. Ципрофлоксацин

4. Меропенем

5. Эритромицин

Тест №15

Фторхинолонам характерны:

1. Обладают широким спектром действия

2. Влияют, в основном на грамположительные бактерии

3. Ингибируют топоизомеразу II и IV

4. Действуют бактерицидно

5. Устоичивость бактерии развивается медленно

Занятие №2

Тема: Средства, применяемые при синдроме нарушения бронхиальной проходимости. Особенности их применения у детей

1. Цель: формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при синдроме нарушения бронхиальной проходимости, в том числе в детской практике, умение выбора препаратов для рациональной фармакотерапии при синдроме нарушения бронхиальной проходимости.

2. Задачи обучения:

Когнитивная компетенция:

1. Знание сравнительной характеристики бронхолитических средств из группы бета-адреномиметиков, М-холиноблокаторов, ингибиторов фосфодиэстеразы.

2. Знание принципов выбора бронхолитических средств (для снятия приступов удушья и для предупреждения).

3. Знание нежелательных эффектов бронхолитиков.

4. Знание особенности фармакокинетики и фармакодинамики противовоспалительных и противоаллергических средств и принципы выбора препаратов при нарушении бронхиальной проходимости.

5. Знание особенности применения бронхолитиков, противоспалительных и противоаллергических средств в детской практике.

6. Знание возможностей комбинации препаратов, применяемых при нарушении бронхиальной проходимости для усиления основных терапевических эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

Операциональная компетенция:

1.Выписывание рецептов с разбором на средства, применяемые при нарушении бронхиальной проходимости.

2.Расчет разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

1.Владение грамотной и развитой речью.

2.Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3.Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4.Изложение самостоятельной точки зрения.

5.Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Правовая компетенция:

Формирование правовых знаний и навыков: основные законы, регулирующие правила выписывания рецептов

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

Наши рекомендации