Тема 6. Практические навыки по теме «Общая нозология. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних факторов в патологии».
Цель занятия:проверить знания студентов по общей нозологии (общее учение о болезни, этиологии, патогенезе; патогенное действие факторов внешней среды; роль внутренних факторов в патологии; патология реактивности)
Задачи:
1. Ответить на тестовые задания по общей нозологии.
2. Дать ответы на теоретические вопросы.
3. Решить ситуационные задачи.
Необходимые базовые знания и умения:
1. Иметь представление о современных методах исследования
(экспериментальных и клинических) в патофизиологии.
2. Уметь дать оценку и провести анализ полученных результатов экспериментальных и лабораторных исследований на животных, клинико-лабораторных исследований, характеризующих функциональное состояние органов и систем человека.
3. Уметь объяснить значение экспериментальных и клинических исследований для решения проблем современной медицины.
Основные вопросы темы :
1. Предмет и задачи патофизиологии, связь с другими науками, значение для клиники. Патофизиология как учебная дисциплина.
2. Методы патфизиологии. Эксперимент, его значение для решения фундаментальных проблем медицины. Виды и этапы проведения эксперимента, его преимущества и недостатки.
3. Клиническое наблюдение и эксперментальна терапия.
4. Возникновение и развитие патофизиологии как науки (В.В. Пашутин, О.Б. Фохт, В.В. Подвысоцкий, А.А. Богомолец, М.Н. Зайко).
5. Основные понятия нозологии: здоровье, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Типовые патологические процессы.
6. Основные направления учения о болезни (гуморальный, солидарный, целлюлярный), их современное состояние.
7. Болезнь как биологическая, медицинская и социальная проблема. Нозологическая единица. Принципы классификации болезней.
8. Понятие предболезни, симптомы и синдромы. Универсальные периоды в развитии болезней и варианты ее завершения.
9. Понятие о терминальных состояниях: преагония, агония, смерть клиническая и биологическая. Принципы реанимации.
10. Понятие этиологии. Проблема причинности в патологии. Основные направления учения об этиологии: монокаузализм, кондиционализм, конституциализм и др.
11. Классификация этиологических факторов, понятие о факторах риска и «болезни цивилизации».
12. Понятие о патогенезе. Роль этиологического фактора в патогенезе. Причинно-следственные связи, первичные и вторичные повреждения, их уровень, главная и побочные звенья патогенеза.
13. Патологические (разрушительные) и приспособительно-компенсаторные (защитные) явления в патогенезе и их взаимосвязь. Роль порочных кругов специфических и неспецифических механизмов в развитии болезней.
14. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
15. Закономерности развития механической травмы. Травматический шок. Синдром длительного раздавливания.
16. Общее и местное действие термических факторов на организм. Патологические и приспособительно-компенсаторные изменения в патогенезе гипо - и гипертермии.
17. Механизмы патогенного действия ионизирующего излучения на организм. Радиочувствительность клеток и тканей. Общая характеристика форм лучевого поражения.
18. Местное и общее действие на организм ионизирующего излучения. Острая лучевая болезнь, ее формы. Патогенез костно-мозговой острой лучевой болезни. Отдаленные последствия действия ионизирующего облучения.
19. Патогенное влияние избыточной и недостаточной инсоляции ультрафиолетовыми лучами. Фотосенсибилизация. Патогенное действие элетрического тока.
20. Действие на организм высокого и низкого атмосферного давления. Патогенез синдромов компрессии и декомпрессии. Взрывная декомпрессия.
21. Наследственные и врожденные болезни. Мутации как причина возникновения наследственных болезней (виды, причины, последствия мутаций). Нарушение противомутационной защиты, как фактор риска накопления мутаций и возникновение заболеваний.
22. Характеристика моногенных болезней по типу наследования (аутосомно-доминантные и аутосомно-рецессивные).
23. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Полигенные (мультифакториальные) болезни. Наследственная предрасположенность к болезням.
24. Хромосомные болезни, их этиология и патогенез. Общая характеристика болезни Дауна, синдромов Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера.
25. Принципы диагностики наследственных болезней. Методы профилактики и лечения наследственных болезней.
26. Аномалии конституции как фактор риска возникновения и развития болезней. Классификации конституционных типов.
27. Старения. Структурные, функциональные и биохимические проявления старения. Прогерия. Современные теории старения.
28. Понятие о пренатальной патологии. Тератогенные факторы. Критические периоды в пренатальном онтогенезе. Гамето-, бласто-, эмбрио - и фетопатии.
29. Определение понятия и общая характеристика аллергии. Этиология аллергии, виды экзо - и эндогенных аллергенов.
30. Классификация аллергических реакций по Кумбсу и Джеллу. Стадии патогенеза аллергических реакций. Сенсибилизация.
31. Медиаторы аллергических реакций немедленного и замедленного типов.
32. Анафилактические реакции. Патогенез анафилактического шока.
33. Этиология, патогенез, клинические проявления цитотоксических аллергических реакций.
34. Этиология, патогенез, клинические проявления иммунокомплексных реакций и иммунокомплексных повреждений. Сывороточная болезнь.
35. Реакция гиперчувствительности замедленного типа. Роль лимфокинов.
36. Псевдоаллергические реакции, их этиология, патогенез и клинические проявления.
37. Аутоаллергические реакции и болезни. Причины и механизмы развития. Роль аутоаллергических компонентов в патогенезе заболеваний.
38. Основные принципы предупреждения и лечения аллергических реакций. Десенсибилизация, виды, механизмы.
39. Основы трансплантации органов и тканей. Причины и механизмы отторжения трансплантанта, средства предупреждения. Реакции «трансплантат против хозяина».
Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
Альпинист поднялся на гору высотой 5 км.
а) Какие изменения будут возникать со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой системы?
б) возможный их механизм?
в) Какое значение имеют изменения функционирования названных систем для организма?
Задача № 2.
В связи с травмой, у человека возникла полная слепота.
а) Чем обусловлена постепенно возникающая способность слепого перемещаться в нужном направлении без поводыря?
б) Как обобщенно обозначить эти реакции?
Задача № 3.
В связи с опухолевым процессом возникла необходимость удалить одну почку у человека.
а) возможна Ли жизнь без одной почки?
б) Каков общий механизм обеспечения жизнедеятельности такого организма?
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Патологическая физиология: учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С. 11-185.
2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 11-180.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и и ответах: Учебное пособие. – К.: Высшая шк., - 2000. – С. 5-101.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. – Т.1. – С. 9-141; 201-265; 514-585.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. –Томск, 1994. –С.4-134.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ