Инфекционная безопасность, инфекционный контроль 1 страница
Содержание
Введение. 4
Критерии оценок тестового контроля. 4
Перечень дисциплин для тестовых заданий. 4
Положение о специалисте со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Специальность 0401 «Лечебное дело» 5
Основы сестринского дела. 10
Задания в тестовой форме по безопасности. 11
Сестринский процесс. 15
Инфекционная безопасность, инфекционный контроль. 22
Манипуляционная техника. 35
Пропедевтика клинических дисциплин. 74
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области пропедевтики клинических дисциплин. 74
Пропедевтика в терапии. 74
Пропедевтика в хирургии. 86
Пропедевтика в педиатрии. 89
Рекомендуемая литература. 93
Инструктивно-методические документы.. 93
Введение
Итоговая государственная аттестация проводится с целью оценки качества и уровня знаний и умений выпускников средних медицинских образовательных учреждений, их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки фельдшера по специальности 0401 «Лечебное дело».
Предлагаемый сборник состоит из 6 книг и содержит тестовые задания по всем специальным дисциплинам.
Обязательный минимум знаний по специальности отражен в тестах безопасности. При отсутствии знаний по этим вопросам фельдшер может совершить действия, приводящие к смерти пациента. В сборнике они выделены в отдельные разделы. При неправильном решении хотя бы одного задания из раздела тестов безопасности выпускник получает неудовлетворительную оценку и не допускается к выполнению следующих заданий.
Всего выпускникам для подготовки предлагается 2368 тестов. На экзамен выносится 200 заданий, произвольно выбираемых компьютером. Из них — 30 первых заданий являются тестами безопасности.
Критерии оценок тестового контроля
Тесты безопасности — 100% правильных ответов
5 «отлично» — 91-100% правильных ответов из 170 тестов
4 «хорошо» — 81-90% правильных ответов из 170 тестов
3 «удовлетворительно» — 71-80% правильных ответов из 170 тестов
2 «неудовлетворительно» – 70% и менее правильных ответов из 170 тестов
Задания составлены с учетом требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки фельдшера по специальности 0401 «Лечебное дело», учебных программ по дисциплинам, приказа № 249 МЗ РФ от 19 августа 1997 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и других директивных и инструктивных документов МЗ РФ.
Перечень дисциплин для тестовых заданий
Наименование дисциплины | Кол-во тестов |
1. Основы сестринского дела | |
2. Пропедевтика клинических дисциплин: - терапия - хирургия - педиатрия | |
3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи | |
4. Педиатрия с детскими инфекциями | |
5. Хирургия | |
6. Травматология | |
7. Онкология | |
8. Реаниматология | |
9. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф | |
10. Акушерство | |
11. Гинекология | |
12. Синдромная патология, дифференциальная диагностика с фармакотерапией | |
13. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии | |
14. Гериатрия | |
15. Нервные болезни | |
16. Психические болезни с курсом наркологии | |
17. Кожные и венерические болезни | |
18. Болезни уха, горла, носа | |
19. Глазные болезни | |
20. Болезни зубов и полости рта | |
21. Основы реабилитации | |
22. Экономика и управление здравоохранением | |
Итого: |
Положение о специалисте со средним медицинским
и фармацевтическим образованием.
Специальность 0401 «Лечебное дело»
(Из приказа № 249 МЗ РФ от 19 августа 1997 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»)
Общие знания
Фельдшер должен знать:
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
- организацию медицинской помощи населению;
- организацию медико-социальной помощи населению, основы геронтологии и гериатрии;
- теоретические основы сестринского дела;
- медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения;
- статистику здоровья населения;
- роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения;
- краевую патологию; основы профпатологии;
- причины, механизмы развития клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
- основы организации медицинской и социальной реабилитации, формы и методы реабилитации;
- фармакокинетику и фармокодинамику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; организацию лекарственного обеспечения, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- основные и дополнительные методы обследования;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- основы диетологии;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемио-логического профиля; противоэпидемические мероприятия случае возникнове-ния очага инфекции; иммунопрофилактику;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
Общие умения
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- рационально использовать ресурсное обеспечение деятельности;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно-легочную реанимацию;
- оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном травлении;
- проводить лабораторные, функциональные, инструментальные исследования;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, рекомендовать лечебное и диетическое питание; оценивать эффективность проводимых мероприятий;
- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;
- выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить плановую и экстренную госпитализацию пациентов;
- проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
Специальные знания
- демографическую и медико-социальную характеристики прикрепленного населения;
- организацию профилактической работы среди населения участка; методики планирования, проведения и оценки комплексных программ профилактики, направленных на сохранение и укрепление здоровья отдельных лиц, семей, групп населения;
- организацию и материальное обеспечение проведения фельдшерского амбулаторного приема;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики;
- осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний, организацию сестринского ухода и реабилитацию в терапии, педиатрии, хирургии, онкологии, урологии, дермотовенерологии, акушерстве и гинекологии, клинике инфекционных болезней, неврологии, психиатрии, офтальмологии, оториноларингологии, гериатрии;
- фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных средств, их совместимость, дозировку, способы и методики введения в организм;
- основы рационального и сбалансированного питания, основы лечебного и диетического питания; основы детского питания;
- правила проведения экспертизы нетрудоспособности;
- методы обследования детей и беременных женщин;
- скрининговые программы контроля за состоянием здоровья детей;
- организацию работы по воспитанию ребенка в семье, по подготовке детей в дошкольные и школьные учреждения.
В области скорой и неотложной медицинской помощи:
- организацию и структуру службы скорой и неотложной медицинской помощи в городской и сельской местности;
- медицинские, этические и юридические аспекты оказания скорой и неотложной медицинской помощи;
- функциональные обязанности, права и ответственность членов выездной бригады сокрой и неотложной помощи;
- оснащение машин скорой помощи;
- общие принципы интенсивной терапии неотложных и терминальных состояний;
- основы анестезии, применяемой на догоспитальном этапе;
- основы диагностики и неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней; острых заболеваниях и травмах органов брюшной полости, травмах опорно-двигательного аппарата; острых заболеваниях и травмах органа зрения; ЛОР-органов; травмах и заболеваниях нервной системы; акушерско-гинекологической патологии; психических заболеваниях; острых экзогенных отравлениях; термических поражениях; инфекционных заболеваниях, острых заболеваниях и травмах в урологии.
В области наркологии:
- организацию наркологической службы;
- медицинские, этические и юридические аспекты оказания неотложной помощи;
- клинику и неотложные состояния при алкоголизме, алкогольных психозах, наркоманиях, токсикоманиях, психозах, вызванных наркоманиями и токсикоманиями;
- методы профилактики, лечения, экспертизы и реабилитации в наркологии;
- организацию гигиенического воспитания в области наркологии.
- В области профпатологии:
- основные причины, клинические проявления, методы обследования, принципы лечения и профилактики профессиональных заболеваниях и травм;
- оценку состояния здоровья работающего населения;
- вопросы экспертизы нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях и травмах;
- организацию гигиенического воспитания на участке.
Специальные умения
- провести персональный учет, сбор демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении; провести анализ состояния здоровья прикрепленного населения;
- выделить группы населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; оказывать содействие в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения;
- собрать и оценить оперативную информацию об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки; провести иммунопрофилактику; совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
- организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;
- дать рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, подготовке детей к дошкольным и школьным учреждениям, профориентации;
- оказать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей;
- проводить учет граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи; участвовать в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам, больным с хроническими заболеваниями, включая уход на дому;
- проводить фельдшерский амбулаторный прием;
- выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия в медицинском учреждении и на дому, проводить простейшие амбулаторные хирургические операции;
- проводить подготовку больных к диагностическим исследованиям;
- проводить работу по лекарственному и материальному обеспечению деятельности медицинского учреждения, следить за исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием; выполнять требования техники безопасности и охраны труда;
- проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение населения методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;
- вести утвержденную отчетно-учетную медицинскую документацию.
В области скорой и неотложной медицинской помощи:
- получить информацию о заболевании;
- применить основные и дополнительные методы обследования;
- оценить тяжесть состояния больного;
- определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать экстренную доврачебную помощь;
- определить план и тактику ведения больного, показания к госпитализации, обеспечить транспортировку в стационар;
- оформить необходимую медицинскую документацию.
В области наркологии:
- выявить характерные признаки алкоголизма, наркомании, токсикомании;
- выявить клинические показания для госпитализации, определить профиль стационара;
- проводить плановую профилактическую работу среди обслуживаемого контингента;
- оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в наркологии.
В области профпатологии:
- проводить анализ общей и профессиональной заболеваемости и травматизма обслуживаемого контингента;
- планировать и проводить профилактическую и лечебно-оздоровительную работу на промышленном участке, направленную на снижение общей и профессиональной заболеваемости;
- проводить мероприятия по медико-социальной реабилитации больных;
- оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в профпатологии и травмах.
Манипуляции
- техника сестринских манипуляций;
- дренажное положение больного при легочной патологии;
- определение наличия отеков;
- техника взятия крови из пальца для определения СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов;
- приготовления толстой капли;
- определение белка в моче (методом кипячения, альбу-тестом с уксусной кислотой);
- определение сахара в моче (глюкотестом) ;
- введение гепарина;
- определение времени свертывания крови;
- определение времени кровотечения;
- сбор мочи для определения сахара;
- набор инсулина в шприц;
- профилактика и лечение пролежней;
- разведение антибиотиков;
- вскрытие поверхностных гнойников и флегмон;
- извлечение инородных тел, не требующее применения сложных приемов;
- наложение кожных швов при поверхностной ране;
- остановка наружного кровотечения из поверхностно расположенных сосудов;
- транспортная иммобилизация;
- вагинальные исследования;
- взятие мазков из половых органов;
- определение размеров женского таза;
- определение положения плода;
- выслушивание сердечных тонов плода;
- выслушивание сердечных тонов плода;
- определение высоты стояния дна матки;
- осмотр шейки матки на зеркалах;
- обследование молочных желез;
- спринцевание;
- проведение пробы Манту;
- осмотр прямой кишки ректальным зеркалом;
- умение работать с простейшей физиотерапевтической аппаратурой;
- введение вакцин;
- измерение внутриглазного давления.
Основы сестринского дела
Задания в тестовой форме по безопасности
1. Колибактерин предназначен для введения
а) внутривенного
б) подкожного
в) перорального
г) внутримышечного
2. Вакцину БЦЖ с целью иммунизации вводят
а) внутримышечно
б) внутримышечно или подкожно
в) строго подкожно
г) строго внутрикожно
3. В раннем послеоперационном периоде после полостной гинекологической операции задача медицинской сестры
а) напоить больную горячим сладким чаем
б) накормить больную
в) следить за гемодинамикой и состоянием послеоперационного шва
г) дать обезболивающие таблетки, по просьбе больной
4. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить
а) на живот без подушки
б) на спину с приподнятым головным концом
в) на бок с приведенными к животу коленями
г) полусидя
5. Кристаллоидные растворыперед внутривенным введением
а) подогревают до комнатной температуры
б) подогревают до 500
в) подогревают до 37-380
г) вводят холодными в случае гипертермии
6. Больному брюшным тифом при задержке стула показано
а) пища с обилием клетчатки
б) солевые слабительные
в) массаж живота
г) очистительная клизма
7. Укушенные раны, нанесенные животными (возможными источниками бешенства), необходимо
а) обработать йодом
б) промыть перекисью водорода
в) промыть раствором фурацилина
г) промыть мыльным раствором
8. Метод А.М. Безредко предусматривает
а) прием суточной дозы лекарств на фоне антигистаминных препаратов
б) введение препаратов в минимальных дозировках
в) введение вначале небольшой дозы препарата, а при отсутствии реакции – полной дозы
г) введение суточной дозы препаратов с максимально большими интервалами
9. Максимальный объем препаратов, вводимый внутримышечно в одно место, не превышает
а) 5 мл
б) 10 мл
в) 15 мл
г) 20 мл
10. Наблюдение за пациентом после постановки пробы на переносимость антибиотиков продолжается
а) в течение 2-3 минут
б) в течение 5-10 минут
в) до 30 минут
г) не менее 2 часов
11. Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться
а) в процедурном кабинете
б) в отделении реанимации
в) в палате интенсивной терапии
г) на месте развития
12. При анафилактическом шоке, вызванном внутривенным капельным введением лекарств, главным является
а) снять капельницу
б) перекрыть капельницу, сохранив доступ в вену
в) создание психического покоя
г) пероральный прием антигистаминных препаратов
13. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к
а) углу нижней челюсти
б) поперечному отростку 7-го шейного позвонка
в) к ключице
г) к грудино-ключично-сосцевидной мышца
14. При применении сердечных гликозидов следует следить за:
а) температурой тела
б) частотой пульса
в) цветом мочи
г) сном
15. Струйно можно вводить
а) компоненты крови
б) реополиглюкин
в) гемодез
г) трисоль
16. Ферментативные препараты (мезим, фестал) принимают
а) независимо от приема пищи
б) строго натощак
в) во время еды
г) спустя 2-3 часа после еды
17. Резкое падение температуры, тахикардия, бледность кожных покровов при брюшном тифе могут свидетельствовать о
а) начале выздоровления
б) кишечном кровотечении
в) сниженном иммунитете
г) гиповитаминозе
18. Резкий запах озона в воздухе после кварцевания свидетельствует о
а) надежном обеззараживании воздуха
б) создании благоприятной атмосферы для человека
в) недостаточном времени для обеззараживания воздуха
г) необходимости проветривания помещения и плохой работе бактерицидной лампы
19. Органы дыхания необязательно защищать маской при
а) взятии крови из вены
б) взятии мазка из зева и носа
в) уходе за больным холерой
г) приготовлении растворов хлорамина
20. С целью улучшения кровообращения при бронхолегочных заболеваниях детям противопоказано
а) ставить горчичники
б) ставить банки
в) делать массаж
г) делать согревающий компресс
21. Ветошь для генеральной уборки операционной должна быть
а) любой
б) чистой
в) продезинфицированной
г) стерильной
22. Инсулин хранят
а) при комнатной температуре
б) при температуре +1 -+ 10град. С
в) при -1-+10 С
г) в замороженном виде
23. Вид транспортировки пациента определяет
а) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного
б) медицинская сестра в соответствии с самочувствием больного
в) врач в соответствии с самочувствием больного
г) врач в соответствии с состоянием больного
24. При транспортировке больного в кресле-каталке представляет опасность нахождение рук
а) на животе
б) в скрещенном положении
в) на подлокотниках
г) за пределами подлокотников
25. При критическом падении температуры не следует
а) сообщать о случившемся врачу
б) убирать подушку из-под головы и приподнимать ноги пациента
в) оставлять одного пациента для создания максимального покоя
г) давать пациенту горячий чай
26. Техника безопасности при хранении баллонов с кислородом предусматривает все, кроме
а) запрета курения в помещении, где хранятся баллоны
б) хранения баллонов вблизи источников тепла
в) хранения баллонов в хорошо вентилируемом помещении
г) соприкосновения кислорода с жирами и маслами
27. Взятие материала на бактериологический посев из прямой кишки запрещено проводить
а) резиновым катетером
б) ректальной петлей
в) ректальным тампоном
г) ректальной стеклянной трубкой
28. Основной признак одышки у ребенка:
а) бледность кожных покровов
б) раздувание и напряжение крыльев носа
в) выбухание родничков
г) громкий плач
29. Рабочие растворы хлорамина используются
а) однократно
б) в течение смены
в) в течение рабочего дня
г) до изменения окраски раствора
30. После сублингвального приема клофелина при гипертоническом кризе пациент должен оставаться в положении лежа не менее
а) 10-15 минут
б) 20-30 минут
в) 1,5-2 часов
г) 12 часов
31. При попадании масляных растворов и суспензий в кровеносный сосуд возможно развитие
а) эмболии
б) флегмоны
в) кровотечения
г) спазма сосуда
32. При внутримышечном введении аминазина больному необходимо
а) находиться в положении лежа 1,5-2 часа
б) принять антигистаминные препараты
в) положить грелку на место иньекции
г) принять пищу
33. При появлении ярких кровянистых выделений из влагалища у беременной при сроке 10 недель необходимо
а) направить беременную к врачу женской консультации
б) срочно отправить беременную в стационар любым попутным транспортом
в) вызвать скорую помощь
г) уложить беременную дома в постель и ввести кровоостанавливающие препараты
34. Защитой от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, являются
а) презервативы
б) внутриматочные спирали
в) гормональные контрацептивы
г) местные контрацептивы
35. В первые сутки после родов подмывать родильницу следует
а) на гинекологическом кресле
б) на кушетке в процедурном кабинете
в) в постели
г) в туалетной комнате, обучив ее самостоятельно выполнять процедуру
36. Взятие мазков из влагалища медицинская сестра производит
а) стерильными инструментами в стерильных перчатках
б) стерильными инструментами без перчаток
в) стерильными инструментами в чистых перчатках
г) продезинфицированными инструментами в стерильных перчатках
37. Измерения АД у беременной с тяжелой формой гестоза медсестра производит
а) в процедурном кабинете, в положении пациентки лежа
б) на посту, в положении пациентки сидя
в) в постели, в положении пациентки лежа
г) в палате, в положении пациентки сидя
Эталон ответов
1 в | 2 г | 3 в | 4 а | 5 в | 6 г | 7 г | 8 в | 9 б | 10 в |
11 г | 12 б | 13 б | 14 б | 15 г | 16 в | 17 б | 18 г | 19 в | 20 б |
21 г | 22 б | 23 г | 24 г | 25 в | 26 в | 27 г | 28 б | 29 а | 30 в |
31 а | 32 а | 33 в | 34 а | 35 в | 36 а | 37 в |
Сестринский процесс
1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в
а) Каменск-Подольске, январь 1995 г.
б) Москве, октябрь 1993 г.
в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.
г) Голицыно, август 1993 г.
2. Физиологическая проблема пациента
а) одиночество
б) риск суицидальной попытки
в) беспокойство по поводу потери работы
г) нарушение сна
3. Цель сестринского процесса
а) диагностика и лечение заболевания
б) обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода
г) активное сотрудничество с пациентом
4. Предмет изучения биоэтики
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми
б) профессиональный долг медицинской сестры
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания и умения медицинской сестры
5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей) психолога А.Маслоу
а) принадлежность
б) физиологические потребности
в) достижение успеха
г) безопасность
6. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу, относится
а) уважение
б) знание
в) дыхание
г) общение
7. Страх смерти является проблемой
а) психологической
б) физической
в) социальной
г) духовной
8. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных потребностей, по А. Маслоу
а) четырнадцать
б) десять
в) пять
г) три
9. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является
а) социальная потребность
б) потребность в самоуважении и уважении окружающих
в) потребность в самореализации личности
г) потребность в безопасности
10. Первым теоретиком сестринского дела является
а) Ю. Вревская
б) Е. Бакунина
в) Д. Севастопольская
г) Ф. Найтингейл
11. Понятие жизненно важная потребность человека означает
а) способность функционировать независимо
б) дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека
в) любое осознанное желание
г) потребность человека в самоактуализации
12. Автор модели ухода, основанной на 14 потребностях человека
а) Бакунина Екатерина Михайловна
б) Пирогов Николай Иванович
в) Флоренс Найтингейл
г) Вирджиния Хендерсон
13. Цели сестринского ухода бывают
а) краткосрочными
б) общими
в) личными